МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Когонашвили написал альтернативную историю Крыма

12/05/2008 | Брат-1
Крымская Калифорния

Вокруг Крыма в последние годы не утихают политические страсти. В России вспоминают артековское детство и клянут Хрущева; в Украине считают, что Москва нарушает международные договоры; многие крымчане, уже не довольствуясь автономией, мечтают о независимой «банановой» республике. Но, как это всегда бывало в истории, дело обстояло значительно сложнее.
После окончания гражданской войны Крым нельзя было назвать даже тенью былого великолепия Тавриды. На его восстановление нужны были деньги, притом большие, которых у Советов никогда не водилось в достаточном количестве. Орлы или вороны слетались в начале двадцатых в Советскую Россию – вопрос, но зарубежные инвесторы буквально хлынули. Среди них в 1922 году появились представители еврейской финансовой организации «Джойнт» из США. Они стали активно пробивать идею создания в Крыму Еврейской Автономной Республики. В Симферополе создали филиал банка «Агро-Джойнт», на полуострове стали появляться еврейские поселки. В ноябре 1923 года руководитель еврейской секции РКП(б) Абрам Брагин подал в Политбюро проект о создании в Крыму не автономной, а полноправной союзной Советской Социалистической Еврейской Республики. Для поселений выделили сто тридцать две тысячи гектаров земли, в Крым стали прибывать евреи со всей России. 19 февраля 1929 года был подписан договор между «Джойнтом» (он представлял США, так как дипломатических отношений между странами еще не существовало) и ЦИК РСФСР, носивший название «О Крымской Калифорнии». «Джойнт» выделял по полтора миллиона долларов в год (до 1936 года СССР получил двадцать миллионов долларов), а ЦИК оставил в залог триста семьдесят пять тысяч гектаров земли. Они были оформлены в акциях, которые купили более двухсот американцев, в том числе Рузвельт, Гувер, Рокфеллер, Маршалл и другие политики, финансисты и военные. Все споры, возникавшие (или которые могли возникнуть) по этому договору, должны были решаться в третейском суде.
Он находился – опять мистический зигзаг истории – в немецком городе Гейдельберге, ныне побратиме Симферополя. Деньги, минуя советский бюджет, шли еврейским переселенцам напрямую: на них покупали продукты, технику, инвентарь. Понятно, что подобные действия восторга у местного крымскотатарского населения, мягко говоря, не вызывали. Недовольны были и греки, русские, украинцы, другие народности, проживающие в Крыму. На одном из заседаний Политбюро Сталин заявил, что ничего, кроме национальной междоусобицы, «Крымская Калифорния» не дает, предложив проект закрыть. И его, естественно, закрыли.
Однако проект имел продолжение. В 1943 году на Тегеранской конференции Рузвельт сообщил Сталину, что, если «Крымская Калифорния» не будет восстановлена, начнутся проблемы с поставками в СССР. В этой связи в СССР тайно прилетели будущие руководители Югославии Иосип Броз Тито и Милован Джилас, которые в личной беседе спросили у Сталина, зачем тот в 1944 году депортировал из Крыма татар, греков, армян. Сталин сослался на данные якобы Рузвельту обязательства расчистить Крым для еврейских переселенцев. Но Иосиф Виссарионович прекрасно понимал (в отличие от нынешнего руководства Украины), что американцы продавливают «Крымскую Калифорнию» не в интересах евреев СССР, а в своих геополитических целях. Однако обстоятельства складывались непростые, и хитрый «дядюшка Джо» ловко маневрировал, продолжая торги вокруг «Крымской Калифорнии»: он настаивал, чтобы это была автономная республика в составе СССР, и просил десять миллиардов долларов кредита. Был даже назван руководитель Еврейской Автономной Республики – Лазарь Каганович. Не менее хитромудрые американцы обещали дать деньги, но при условии выхода Крыма из СССР. Дело зашло в тупик. Но пришел 1951 год, по обязательствам наступала окончательная расплата. Американцы считали, что часть долгов зависла, и могли потребовать крымские земли. И вот тогда-то новое руководство СССР – Хрущев, Булганин, Маленков, Молотов и Каганович – решили подстраховаться.
Осенью 1953 года в Крым прибыл Хрущев. Полуостров произвел на него удручающее впечатление. Потом, когда запахло расчетами, Никита Сергеевич полетел в Киев и уламывал украинских «товарищей» принять Крым под свою юрисдикцию. Украинское руководство радости отнюдь не проявило: после войны хватало своих проблем, а за старый советский долг должна была теперь отвечать УССР. Однако Хрущев все же настоял на своем. Украина получила полуостров, но главная база Черноморского флота – Севастополь – осталась за Москвой. Только сейчас Киев прибирает к рукам город русских моряков.

Георгий Когонашвили, зав. отделом Центрального музея Тавриды.

"Республика Крым", № 44 (04.12.2008)


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".