Семен Глузман о крымскотатарской государственности
12/10/2008 | Wrangler
Правозащитник, бывший диссидент и политзаключенный, директор Украинско-американского бюро защиты прав человека, директор Международного медицинского реабилитационного центра для жертв войны и тоталитарных режимов Семен Глузман в интервью АМИ «Новости-Украина» по случаю 60-летия принятия ООН Всеобщей декларации прав человека:
- И все-таки, где грань между правом человека и его обязанностями перед обществом?
- Очень серьезный вопрос. И я, конечно, не могу ответить на него исчерпывающе. Но я думаю, что ни один человек в мире не знает на него ответ. Это действительно очень важный вопрос соотношения – что важнее: право или право общества? Потому что если доминирует право общества, то возникает Советский Союз или Северная Корея. А другая крайность тоже не менее страшна.
- А как с соблюдением права народа на самоопределение, задекларированного ООН, имеется в виду соблюдение прав крымских татар на территории Крыма? Это же тоже, по сути, является правом каждого отдельного гражданина, составляющего народ?
- Я думаю, что здесь не может быть абсолютных решений. И мы видим это по Кавказскому региону, по ситуации с Осетией, с Грузией. Все это сложные вещи. И цивилизованный демократический Запад тоже это прекрасно понимает и старается не «педалировать» эти вопросы. Поэтому я думаю, что здесь нужно рассматривать крымско-татарский вопрос не в соответствии с какими-то международными документами. Если начинается спекуляция «коренной народ», что делать? Давайте выселим всех «белых», «черных», «розовых» и всяких других из США. И останется несколько сот тысяч индейцев. Есть вещи, которые не вкладываются в понятие «декларация». Будем выполнять декларацию жестко, будет еще страшнее, чем то, что мы имели недавно.
С крымскими татарами раньше была абсолютно четкая ситуация. Люди имеют право на проживание в том месте, откуда их насильно выгнали. Сегодня они находятся в Крыму. И это очень сложная ситуация, и на сегодня, на мой взгляд, неразрешима. Потому что вернувшись на свою территорию, да, они не потребовали назад свое имущество, свое жилье – они потребовали совершенно иного. В этом вопросе идет спекуляция коммунистов. Я думаю, что эта ситуация могла быть напряженной, но мягче, если бы центральные власти Украины вообще занимались своей страной.
Мне недавно довелось быть в Крыму и наблюдать очень неоднозначные ситуации с крымскими татарами. Когда один крымский татарин-начальник, не буду называть его имени, какой министр какого министерства, делает все возможное, чтобы все вакансии заполняли только крымские татары.
Я не знаю, вспыхнет ли там пожар, я надеюсь, что нет, во всяком случае, пока мудрый Мустафа Джемилев (народный депутат Украины, председатель Меджлиса крымско-татарского народа. – Авт.) как-то удерживал со своими соратниками этот процесс, но самое страшное, снова повторюсь, что центральным властям не до этого. Но в то же время центральная власть не занимается и другими вопросами: нашими поликлиниками, нашими больницами. А зачем, если президент садится в самолет и летит в Швейцарию на медицинское обследование? А я тоже хочу полететь в Швейцарию на обследование, но почему-то он меня не берет с собой.
http://www.fraza.com.ua/stenograms/10.12.08/60994.html
- И все-таки, где грань между правом человека и его обязанностями перед обществом?
- Очень серьезный вопрос. И я, конечно, не могу ответить на него исчерпывающе. Но я думаю, что ни один человек в мире не знает на него ответ. Это действительно очень важный вопрос соотношения – что важнее: право или право общества? Потому что если доминирует право общества, то возникает Советский Союз или Северная Корея. А другая крайность тоже не менее страшна.
- А как с соблюдением права народа на самоопределение, задекларированного ООН, имеется в виду соблюдение прав крымских татар на территории Крыма? Это же тоже, по сути, является правом каждого отдельного гражданина, составляющего народ?
- Я думаю, что здесь не может быть абсолютных решений. И мы видим это по Кавказскому региону, по ситуации с Осетией, с Грузией. Все это сложные вещи. И цивилизованный демократический Запад тоже это прекрасно понимает и старается не «педалировать» эти вопросы. Поэтому я думаю, что здесь нужно рассматривать крымско-татарский вопрос не в соответствии с какими-то международными документами. Если начинается спекуляция «коренной народ», что делать? Давайте выселим всех «белых», «черных», «розовых» и всяких других из США. И останется несколько сот тысяч индейцев. Есть вещи, которые не вкладываются в понятие «декларация». Будем выполнять декларацию жестко, будет еще страшнее, чем то, что мы имели недавно.
С крымскими татарами раньше была абсолютно четкая ситуация. Люди имеют право на проживание в том месте, откуда их насильно выгнали. Сегодня они находятся в Крыму. И это очень сложная ситуация, и на сегодня, на мой взгляд, неразрешима. Потому что вернувшись на свою территорию, да, они не потребовали назад свое имущество, свое жилье – они потребовали совершенно иного. В этом вопросе идет спекуляция коммунистов. Я думаю, что эта ситуация могла быть напряженной, но мягче, если бы центральные власти Украины вообще занимались своей страной.
Мне недавно довелось быть в Крыму и наблюдать очень неоднозначные ситуации с крымскими татарами. Когда один крымский татарин-начальник, не буду называть его имени, какой министр какого министерства, делает все возможное, чтобы все вакансии заполняли только крымские татары.
Я не знаю, вспыхнет ли там пожар, я надеюсь, что нет, во всяком случае, пока мудрый Мустафа Джемилев (народный депутат Украины, председатель Меджлиса крымско-татарского народа. – Авт.) как-то удерживал со своими соратниками этот процесс, но самое страшное, снова повторюсь, что центральным властям не до этого. Но в то же время центральная власть не занимается и другими вопросами: нашими поликлиниками, нашими больницами. А зачем, если президент садится в самолет и летит в Швейцарию на медицинское обследование? А я тоже хочу полететь в Швейцарию на обследование, но почему-то он меня не берет с собой.
http://www.fraza.com.ua/stenograms/10.12.08/60994.html
Відповіді
2008.12.10 | Крымский татарин
Re: Семен Глузман о крымскотатарской государственности
"И останется несколько сот тысяч индейцев" - господин Глузман притворяется? Разве этот господин настолько незрячь и глух? "Давайте выселим всех" - кто такое сказал? Разве крымские татары намерены кого-то выселять из Крыма?Глузман, вы эти мои слова прочли? Если да,то ответьте. Слышите, Глузман?
2008.12.10 | Tatarchuk
хехе
> Потому что если доминирует право общества, то возникает Советский Союз или Северная Корея. А другая крайность тоже не менее страшна.Что именно? Примеры имеются? Думаю нет. Зато как "взвешенно"
> Если начинается спекуляция «коренной народ», что делать? Давайте выселим всех «белых», «черных», «розовых» и всяких других из США. И останется несколько сот тысяч индейцев. Есть вещи, которые не вкладываются в понятие «декларация». Будем выполнять декларацию жестко, будет еще страшнее, чем то, что мы имели недавно.
Интересно, где правозащитник (!) в Декларации прав человека углядел все то, что только что привел как пример выполнения декларации?
А еще он "не знает" чем отличается национальное государство от геноцида? А еще "не знает", что как раз несколько сот тысяч индейцев живут на территориях, куда "белому" тяжело попасть, не то что построить там бунгало? Кстати это не значит что "белых" оттуда депортировали - скорее наоборот туда индейцев в свое время загнали.
Что-то совсем он запутался. Но без умысла такое напутать невоможно.
> Мне недавно довелось быть в Крыму и наблюдать очень неоднозначные ситуации с крымскими татарами. Когда один крымский татарин-начальник, не буду называть его имени, какой министр какого министерства, делает все возможное, чтобы все вакансии заполняли только крымские татары.
Хочу знать имя этого беззаветного патриота-националиста. Я-то наивный думал, что чиновник "делает все возможное" чтобы квоты заполняли его родственники и блатные. А он оказывается чисто по национальному признаку, на голой идеологии, бескорыстно. Готовый хан
2008.12.10 | sofu
У коррупции нет национальности.
Tatarchuk пише:> > > Мне недавно довелось быть в Крыму и наблюдать очень неоднозначные ситуации с крымскими татарами. Когда один крымский татарин-начальник, не буду называть его имени, какой министр какого министерства, делает все возможное, чтобы все вакансии заполняли только крымские татары.
>
> Хочу знать имя этого беззаветного патриота-националиста. Я-то наивный думал, что чиновник "делает все возможное" чтобы квоты заполняли его родственники и блатные. А он оказывается чисто по национальному признаку, на голой идеологии, бескорыстно. Готовый хан
У коррупции нет национальности.
Я думаю, он перепутал коррупционные кадровые вопросы с национальными.
А что другие министры, другой национальности альтруисты? Какой-то странноватый правозащитник, наверное начитался на ночь советских газет.
2008.12.11 | Заир
Re: У коррупции нет национальности.
Не сможет он назвать таких министров - это все ложь и провокация, нет таких начальников, даже в рескомнаце,деятельность которого на 95% связанна с крымскими татарами нас разбавляют гражданами других национальностей, а как тогда про другие ведомства говорить, все ключевые кандидатуры согласовываются с Гриценко и Плакидой. Так что ребята не кидайтесь сразу говорить о коррупции ,она есть, но как раз не с нашей стороны.Составляя свыше 13% населения в органах государственной власти крымские татары составляют аж 3%, а в некоторых структурах и того меньше и даже если представленны, то на неключевых позициях,замы помы без права подписи.Вот где коррупция и дискриминация по национальному признаку
2008.12.11 | Абу
про Семена Глузмана
він справді був правозахисником, але десь в кінці 90-х - на початку 00-х його купив Медведчук. Я добре знаю, оскільки тоді він несподівано для всіх виступив проти Убк і перших масових протестів. Виступив публічно проти (хоча міг промовчати, або вказати на загрози і проблеми обох сторін, або подивитися зі сторони на ситуацію і роздати всім сторонам по заслугам) і йому люди медведчука дали повне сприяння в медіа, що в ті часи було строго контрольовано. Ми попросили інших в'язнів сумління вияснити в чому справа і дізналися, що він і його організація перейшла на утримання і в розпорядженні таких людей.звичайно, факт співпраці не минувся безслідно - він нього відвернулося багато його колишніх колег, в нього змінилося коло спілкування, з'явилися ті, хто перестав публічно подавати йому руку
напевно, це все далося взнаки