помер Семюел Хантингтон, політолог
01/05/2009 | Tatarchuk
В прошлую среду, на 82 году жизни скончался знаменитый американский политолог Сэмюэл Хантингтон, автор теории о столкновении цивилизаций как главном источнике конфликтов в современном мире. Как ни относиться к Хантингтону, следует признать, что он был одним из самых влиятельных политологов за последние полвека.
http://www.rfi.fr/acturu/articles/108/article_2157.asp
Известный американский политолог Сэмюэл Хантингтон, автор знаменитой книги "Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка", скончался 24 декабря в одном из богатых уголков Массачусетса, на острове Мартас-Виньярд. Практически вся жизнь ученого, который родился в 1927 году в Нью-Йорке, была связана с Гарвардским университетом, где он преподавал в течение 58 лет, вплоть до выхода на пенсию в 2007 году.
Вплоть до публикации его книги о столкновении цивилизаций ничто не обещало Хантингтону широкой известности. Так, в 1968 году, опираясь на псевдо-математическую схему оценки политической и социальной ситуации в разных странах мира, Хантингтон охарактеризовал, например, такую расистскую страну как ЮАР, практиковавшую апартеид, как «довольное собой общество». Впрочем, эта оценка помешала его избранию в Академию наук США.
Начало его известности было положено публикацией в 1993 году статьи, идеи которой он впоследствии, в 1996 году, развил в книге. По мнению Хантингтона, этнические, экономические и географические факторы являются в некотором смысле второстепенными по сравнению с культурной и религиозной идентичностью. В 19 веке войны велись во имя нации, объяснял Хантингтон в своей книге о столкновении цивилизаций, в 20 веке – во имя защиты идеологии, а в 21 веке они будут вестись во имя защиты той или иной цивилизации. Хантингтон разбил мир на восемь антагонистических цивилизаций, из которых его особый интерес был прикован к двум – к Китаю и в наибольшей мере к исламу. Хантингтон описал «кровавые границы» ислама, утверждая, что проблема Запада – не исламизм, а с сама мусульманская религия.
Слава пришла к Хантингтону после терактов 11 сентября 2001 года, когда его теория была озвучена бесчисленными комментаторами. Теория столкновения цивилизаций оказалась мгновенно ключевым моментом в объяснении терактов, стирая необходимость поиска более сложных ответов. Многие французские политологи, как например, известный специалист по международными отношениям Пьер Аснер, считали книгу Хантингтона «упрощающей и провокационной». Как заметил другой французский политолог, Жан-Пьер Филию, «Эта теория позволила рядовому обывателю оперировать стереотипами, считая себя при этом самым умным. Стало возможным претендовать, что мусульмане хотят воевать против всего мира, и избежать при этом обвинения в расизме, потому что можно было сослаться на Хантингтона.
В то же время, Хантингтон никогда не был ни неоконсерватором, ни поклонником Джорджа Буша, объявившего своего рода крестовый поход против исламского терроризма. Напротив, ученый упорно советовал американским политикам не лезть в дела других цивилизаций и осуждал американское вторжение в Ирак. Он критиковал «универсальные ценности» западной цивилизации, считая их маской империалистических амбиций Запада. Он писал в частности: «Мы продвигаем демократию, но только не в том случае, если она приводит к власти исламистов; мы выступаем за нераспространение ядерного оружия в Иране и в Ираке, но не трогаем Израиль; свободный торговый обмен хорош, но не для нашего сельского хозяйства; мы следим за соблюдением прав человека в Китае, но не в Саудовской Аравии».
Хантингтон выступал сторонником старой изоляционистской политики США, считая, что миссия Америки состоит в том, чтобы защищать свои границы и свою культурную идентичность. В своей книге 2004 года «Кто мы такие?» он утверждал в частности, что массовый наплыв иммигрантов из Мексики угрожает национальной идентичности и даже единству США. Как ни относиться к Хантингтону, следует признать, что он был одним из самых влиятельных политологов за последние полвека.
http://www.rfi.fr/acturu/articles/108/article_2157.asp
Известный американский политолог Сэмюэл Хантингтон, автор знаменитой книги "Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка", скончался 24 декабря в одном из богатых уголков Массачусетса, на острове Мартас-Виньярд. Практически вся жизнь ученого, который родился в 1927 году в Нью-Йорке, была связана с Гарвардским университетом, где он преподавал в течение 58 лет, вплоть до выхода на пенсию в 2007 году.
Вплоть до публикации его книги о столкновении цивилизаций ничто не обещало Хантингтону широкой известности. Так, в 1968 году, опираясь на псевдо-математическую схему оценки политической и социальной ситуации в разных странах мира, Хантингтон охарактеризовал, например, такую расистскую страну как ЮАР, практиковавшую апартеид, как «довольное собой общество». Впрочем, эта оценка помешала его избранию в Академию наук США.
Начало его известности было положено публикацией в 1993 году статьи, идеи которой он впоследствии, в 1996 году, развил в книге. По мнению Хантингтона, этнические, экономические и географические факторы являются в некотором смысле второстепенными по сравнению с культурной и религиозной идентичностью. В 19 веке войны велись во имя нации, объяснял Хантингтон в своей книге о столкновении цивилизаций, в 20 веке – во имя защиты идеологии, а в 21 веке они будут вестись во имя защиты той или иной цивилизации. Хантингтон разбил мир на восемь антагонистических цивилизаций, из которых его особый интерес был прикован к двум – к Китаю и в наибольшей мере к исламу. Хантингтон описал «кровавые границы» ислама, утверждая, что проблема Запада – не исламизм, а с сама мусульманская религия.
Слава пришла к Хантингтону после терактов 11 сентября 2001 года, когда его теория была озвучена бесчисленными комментаторами. Теория столкновения цивилизаций оказалась мгновенно ключевым моментом в объяснении терактов, стирая необходимость поиска более сложных ответов. Многие французские политологи, как например, известный специалист по международными отношениям Пьер Аснер, считали книгу Хантингтона «упрощающей и провокационной». Как заметил другой французский политолог, Жан-Пьер Филию, «Эта теория позволила рядовому обывателю оперировать стереотипами, считая себя при этом самым умным. Стало возможным претендовать, что мусульмане хотят воевать против всего мира, и избежать при этом обвинения в расизме, потому что можно было сослаться на Хантингтона.
В то же время, Хантингтон никогда не был ни неоконсерватором, ни поклонником Джорджа Буша, объявившего своего рода крестовый поход против исламского терроризма. Напротив, ученый упорно советовал американским политикам не лезть в дела других цивилизаций и осуждал американское вторжение в Ирак. Он критиковал «универсальные ценности» западной цивилизации, считая их маской империалистических амбиций Запада. Он писал в частности: «Мы продвигаем демократию, но только не в том случае, если она приводит к власти исламистов; мы выступаем за нераспространение ядерного оружия в Иране и в Ираке, но не трогаем Израиль; свободный торговый обмен хорош, но не для нашего сельского хозяйства; мы следим за соблюдением прав человека в Китае, но не в Саудовской Аравии».
Хантингтон выступал сторонником старой изоляционистской политики США, считая, что миссия Америки состоит в том, чтобы защищать свои границы и свою культурную идентичность. В своей книге 2004 года «Кто мы такие?» он утверждал в частности, что массовый наплыв иммигрантов из Мексики угрожает национальной идентичности и даже единству США. Как ни относиться к Хантингтону, следует признать, что он был одним из самых влиятельных политологов за последние полвека.