Украинский писатель оживил в своем романе крымского хана
01/28/2009 | Гугль
Кассеты, Кабмин и революция
Львовское издательство «Піраміда» выпустило книгу Владимира Даниленко «Газели бедного Ремзи»
Анна ЛОБАНОВСКАЯ
Это произведение свидетельствует о том, что в нашей литературе появился первый сатирический роман об украинской бюрократии... До сих пор наиболее известными сатирическими произведениями Владимира Даниленко были: повесть «Дзеньки-бреньки» — пародия на замкнутость и маргинальность украинской культуры, травестия Евангелия — рассказ «Тир-лир-ли», в котором Даниленко находит истоки большевизма в православии, рассказ «Футбол по-туровецки» — украинский парафраз на тему завоевания Трои, и рассказ «Смерть учителя» как пародия на шестидесятничество и на нашу элиту в целом, из-за которой Украина не может выбраться из безнадежной колониальной трясины.
В романе «Газели бедного Ремзи» писатель продолжает срывать маски с общества, докапываясь до первоистоков национального лузерства. На этот раз под микроскоп лабораторных опытов Даниленко попал украинский политический класс.
О чем новый роман писателя? В разгар «кассетного скандала» администрация президента Леонида Кучмы хватается за «соломинку», чтобы спасти режим. Нужен опыт человека, попадавшего в подобные ситуации и из них выбиравшегося. И такой человек найден в лице крымского хана Хаджи Селима Герая I, которого в ХVII—XVIII веках четыре раза смещали с престола, но каждый раз он возвращался к власти. Хан был не только ловким политиком, но и тонким лириком, писавшим газели под псевдонимом Ремзи. С помощью медиума Розалии Шовкалюк хана возвращают с того света и заставляют служить украинской власти. К нему приставляют двух офицеров СБУ, с которыми Ремзи переживает удивительные приключения в стране гяуров, о привычках которых он рассказывает в любовных посланиях к своим сорока женщинам.
Главы в романе названы газелями. В мусульманских странах газель — это лирическое стихотворение, состоящее в основном из двенадцати двустиший. Стилизуя главы под форму газели, писатель каждую главу заканчивает двустишием (бейтом), в котором, в соответствии с традициями персидской, арабской, тюркский поэзии, указывает поэтическое имя героя романа. В романе сорок любовных посланий, в которых Ремзи описал свои приключения в Украине, которую он по-восточному называет Гюлистаном.
Хронологически роман охватывает пять лет современной украинской истории. Начинаются события с «кассетного скандала» и заканчиваются 13 сентября 2005 г. И хотя последний контрапункт произведения — оранжевая революция, из эпилога читатель может понять, что на самом деле автор занимался не критикой предыдущего политического режима, а раскрытием первопричин хронического национального невезения. И прототип Леонида Кучмы в романе изображен незлым. Президент у Даниленко получился комическим, он по-своему заботится о государстве, но над ним тяготеет национальное проклятие, из-за которого Сарихан (с крымско-татарского — Рыжий Хан, так называет президента Ремзи) не может наладить в стране гражданский мир и благополучие. Главной причиной растянутой на тысячелетие грызни и споров украинцев автор романа видит не лидеров, а нацию. В последней газели Ремзи снится сон, в котором Господь рассказывает ему историю, раскрывающую происхождение национального проклятия, из-за которого украинцы не могут помириться между собой.
Больше всего поражает в мастерстве Владимира Даниленко умение в локальном сюжете изложить вселенскую проблему, как, например, в его сатирическом рассказе «Футбол по-туровецки», где в детских пристрастиях сконцентрировано все человеческое зло, возвышающее и разрушающее цивилизации: лицемерие и аморальность, ложь и цинизм, измена и подкуп. И в романе «Газели бедного Ремзи» Украина предстает мировой ареной, на которой добро соревнуется со злом. И от последствий этого поединка зависит судьба человечества, потому что на самом деле нет изолированных народов. Современный мир слишком тесен, чтобы можно было в нем отгородиться друг от друга и пересидеть, пока один сосед будет пожирать другого.
Интересен факт, что практически впервые украинский писатель описывает внутренние механизмы того, как работает современный Кабмин. Он это делает с иронией. В романе до 300 персонажей. Фактически это комично изложенный эпос наиболее драматической страницы современной истории, начавшейся с убийства журналиста Георгия Гонгадзе и еще не закончившейся...
Справка «Дня»
Владимир Даниленко — автор прозаических книг «Город Тировиван», «Сон из клюва стрижа», книги эссеистики и критики «Лесоруб в пустыне», романа «Газели бедного Ремзи»; автор антологии современной украинской новеллистики «Цветы в темной комнате», антологии современной украинской комической прозы «Чучело», антологии житомирской прозаической школы «Ужин на двенадцать персон»; лауреат Литературного конкурса юмора и сатиры в Филадельфии (1995 г.), литературных премий имени Ивана Огиенко (1999 г.) и «Благовіст» (1999 г.), лауреат журнала «Курьер Кривбасса» (2005 г.), лауреат Первого всеукраинского конкурса современной радиопьесы (2007). На всеукраинском книжном форуме, посвященном Дню независимости, книга Владимира Даниленко «Сон из клюва стрижа» признана лучшей прозаической книгой 2007 года. Произведения автора переводились на немецкий, английский, японский, польский языки.
№12, среда, 28 января 2009
http://www.day.kiev.ua/263535/
Львовское издательство «Піраміда» выпустило книгу Владимира Даниленко «Газели бедного Ремзи»
Анна ЛОБАНОВСКАЯ
Это произведение свидетельствует о том, что в нашей литературе появился первый сатирический роман об украинской бюрократии... До сих пор наиболее известными сатирическими произведениями Владимира Даниленко были: повесть «Дзеньки-бреньки» — пародия на замкнутость и маргинальность украинской культуры, травестия Евангелия — рассказ «Тир-лир-ли», в котором Даниленко находит истоки большевизма в православии, рассказ «Футбол по-туровецки» — украинский парафраз на тему завоевания Трои, и рассказ «Смерть учителя» как пародия на шестидесятничество и на нашу элиту в целом, из-за которой Украина не может выбраться из безнадежной колониальной трясины.
В романе «Газели бедного Ремзи» писатель продолжает срывать маски с общества, докапываясь до первоистоков национального лузерства. На этот раз под микроскоп лабораторных опытов Даниленко попал украинский политический класс.
О чем новый роман писателя? В разгар «кассетного скандала» администрация президента Леонида Кучмы хватается за «соломинку», чтобы спасти режим. Нужен опыт человека, попадавшего в подобные ситуации и из них выбиравшегося. И такой человек найден в лице крымского хана Хаджи Селима Герая I, которого в ХVII—XVIII веках четыре раза смещали с престола, но каждый раз он возвращался к власти. Хан был не только ловким политиком, но и тонким лириком, писавшим газели под псевдонимом Ремзи. С помощью медиума Розалии Шовкалюк хана возвращают с того света и заставляют служить украинской власти. К нему приставляют двух офицеров СБУ, с которыми Ремзи переживает удивительные приключения в стране гяуров, о привычках которых он рассказывает в любовных посланиях к своим сорока женщинам.
Главы в романе названы газелями. В мусульманских странах газель — это лирическое стихотворение, состоящее в основном из двенадцати двустиший. Стилизуя главы под форму газели, писатель каждую главу заканчивает двустишием (бейтом), в котором, в соответствии с традициями персидской, арабской, тюркский поэзии, указывает поэтическое имя героя романа. В романе сорок любовных посланий, в которых Ремзи описал свои приключения в Украине, которую он по-восточному называет Гюлистаном.
Хронологически роман охватывает пять лет современной украинской истории. Начинаются события с «кассетного скандала» и заканчиваются 13 сентября 2005 г. И хотя последний контрапункт произведения — оранжевая революция, из эпилога читатель может понять, что на самом деле автор занимался не критикой предыдущего политического режима, а раскрытием первопричин хронического национального невезения. И прототип Леонида Кучмы в романе изображен незлым. Президент у Даниленко получился комическим, он по-своему заботится о государстве, но над ним тяготеет национальное проклятие, из-за которого Сарихан (с крымско-татарского — Рыжий Хан, так называет президента Ремзи) не может наладить в стране гражданский мир и благополучие. Главной причиной растянутой на тысячелетие грызни и споров украинцев автор романа видит не лидеров, а нацию. В последней газели Ремзи снится сон, в котором Господь рассказывает ему историю, раскрывающую происхождение национального проклятия, из-за которого украинцы не могут помириться между собой.
Больше всего поражает в мастерстве Владимира Даниленко умение в локальном сюжете изложить вселенскую проблему, как, например, в его сатирическом рассказе «Футбол по-туровецки», где в детских пристрастиях сконцентрировано все человеческое зло, возвышающее и разрушающее цивилизации: лицемерие и аморальность, ложь и цинизм, измена и подкуп. И в романе «Газели бедного Ремзи» Украина предстает мировой ареной, на которой добро соревнуется со злом. И от последствий этого поединка зависит судьба человечества, потому что на самом деле нет изолированных народов. Современный мир слишком тесен, чтобы можно было в нем отгородиться друг от друга и пересидеть, пока один сосед будет пожирать другого.
Интересен факт, что практически впервые украинский писатель описывает внутренние механизмы того, как работает современный Кабмин. Он это делает с иронией. В романе до 300 персонажей. Фактически это комично изложенный эпос наиболее драматической страницы современной истории, начавшейся с убийства журналиста Георгия Гонгадзе и еще не закончившейся...
Справка «Дня»
Владимир Даниленко — автор прозаических книг «Город Тировиван», «Сон из клюва стрижа», книги эссеистики и критики «Лесоруб в пустыне», романа «Газели бедного Ремзи»; автор антологии современной украинской новеллистики «Цветы в темной комнате», антологии современной украинской комической прозы «Чучело», антологии житомирской прозаической школы «Ужин на двенадцать персон»; лауреат Литературного конкурса юмора и сатиры в Филадельфии (1995 г.), литературных премий имени Ивана Огиенко (1999 г.) и «Благовіст» (1999 г.), лауреат журнала «Курьер Кривбасса» (2005 г.), лауреат Первого всеукраинского конкурса современной радиопьесы (2007). На всеукраинском книжном форуме, посвященном Дню независимости, книга Владимира Даниленко «Сон из клюва стрижа» признана лучшей прозаической книгой 2007 года. Произведения автора переводились на немецкий, английский, японский, польский языки.
№12, среда, 28 января 2009
http://www.day.kiev.ua/263535/