Диктатура русских генералов Деникина и Врангеля
02/18/2009 | Айдын Шемьи-заде
Чехарда сменяющих друг друга властей продолжалась. 24-го июня 1919-го года большевики покинули Крым, вернулась Добровольческая армия Деникина.
Члены Краевого правительства Соломона Крыма тоже вернулись на крымскую землю. Была восстановлена Таврическая губерния. Главнокомандующим Таврической губернии Деникин назначил генерала Шиллинга.
Временные победы на фронтах вскружили голову генералу Деникину, решившему установить свою личную диктатуру.
Главным объектом притеснений со стороны деникинской диктатуры стало крымскотатарское национальное движение, идеологически противостоящее генеральскому замыслу воссоздать «единую и неделимую Россию». При этом новые власти решили опираться на верно служивших царизму мурз и реакционных мулл. Было воссоздано Духовное правление, во главе его был поставлен Селямет Мурза Кипчакский, получивший волею Деникина статус Таврического муфтия, вакуфную комиссию возглавил Муса Мурза Таганский и так далее – как было до февраля семнадцатого года в царской России.
Но большинство имамов и кадиев (судей) в крымских уездах отказались сотрудничать со ставленниками русского генерала! Это было свидетельством жизнеспособности идей революционного 1917 года, идей Курултая, идей Н. Челебиджихана и А. Боданинского.
На короткий срок была восстановлена в трагическом виде крымскотатарская Директория – Милли Идаре. В это время председателем Милли Идаре был Сеит-Джелиль Хаттат. Директором народного просвещения был Амет Озенбашлы, Директором по религиозным делам был Сеит-Мурат-Эфенди.
Необходимо обратить внимание на широко распространившуюся ошибку, когда Директора просвещения в челибиджихановском национальном правительстве 1917-го года Ибраима Озенбашлы называют Аметом. На самом деле Амет Озенбашлы занял этот пост именно в 1919-ом году. Такая распространившаяся ошибка удаляет имя Ибраима Озенбашлы из истории, что недопустимо. Имя Ибраима Озенбашлы как члена Национального Правительства в 1917-м году можно найти во всех документах эпохи, начиная с секретной записки начальника контрразведки Добровольческой армии генерала Климовича и в обширном труде Osman Kemal Hatif - Gökbayrak Altında Milli Faaliyet – 1918 – İstanbul.
Из всех районов Крыма стали приходить протесты против антитатарских мер властей. Причем в протестах вполне справедливо подчеркивалось, что эти меры предпринимаются деникинской диктатурой, чтобы удовлетворить ненасытные аппетиты и личные интересы лиц, стоявших в дореволюционное время у власти и стремящихся к реваншу. Газета "Миллет" написала, что эти лица подрывали работу Мусисполкома в 1917-м году, явились инициаторами ареста муфтия в июне того же года. Газета прозрачно намекала на причастность этих лиц к убийству Челебиджихана («Миллет». 1 августа 1919 г.). В ответ 5-го августа по приказу генерала Шиллинга газету "Миллет" закрыли, типографию реквизировали и передали Вакуфной комиссии.
А эта комиссия, руководимая крымским татарином мурзой Таганским, передала бывшую национальную типографию октябристу-черносотенцу Б. А. Суворину, начавшему издавать свою газету «Время».
Интересно получается, да? Одни крымские татары жизнь кладут на то, чтобы получить разрешение на типографию и газету, другие же представители того же этноса отдают выстраданное национальное имущество российским реакционерам.
Да, это достойное сожаление обстоятельство, что среди мурз и духовенства были личности, шедшие на соглашательство с шовинистами и даже предпринимавшие активную борьбу с курултаевцами. Не случайно Амет Озенбашлы писал о том, что «крайне реакционное, за немногими исключениями, духовенство» в контакте с «мурзами, беками и ага, из боязни лишиться дарованных им новыми властелинами привилегий» предают свой народ (Къырым фаджиасы», с. 59).
Известно, что осенью 1917 года Бахчисарайский дворец-музей под руководством Усеина Боданинского стал не только культурным, но и политическим центром Мусисполкома-Курултая. Теперь, в сентябре 1919 года, «зав. кадром Д.С. Иваненко» в докладной записке начальнику крымского отдела пропаганды пишет по поводу национального музея, что «курултайцы... дали дворцу нежелательное назначение политического центра...». Этот донос указывает на возрождение имперского, колонизаторского отношения к коренному населению Крыма.
Не приходится удивляться тому, что власти высказали намерение сместить с директорской должности Усеина Боданинского и назначить вместо него статского советника Плаксина (.Зарубин А. Г. Из истории Бахчисарайского дворца-музея. Проблемы истории и археологии Крыма. - Симферополь, 1994).
Замечу, что через пятнадцать лет уже при советской власти Усеин Боданинский был уволен с должности директора Музея без объяснения причин. И сделано это было во имя той же имперской (колониалистской) идеологии, что и в девятнадцатом году, но теперь носители её скрывались под маской марксистов.
23-го августа 1919-го года здание Директории – Милли Идаре оцепили войска, начались обыски, а затем и аресты. На то обстоятельство, что эти акции были не только политическими, но и направлены были против возрождения культуры крымских татар, указывает закрытие татарской гимназии в Симферополе.
Милли Фирка перешла на нелегальное положение, и ее представители провели переговоры с большевистским подпольем о совместной борьбе против белогвардейцев.
Осенью 1919-го года деникинской контрразведкой были арестованы Сеит-Джелиль Хаттат, Абляким Ильми, Усеин Боданинский, Халиль Чапчакчи, Мустафа Бадраклы, Сейдамет Кезлевли и другие.
Али Боданинского в Крыму не было, он вместе с некоторыми другими товарищами ушел с большевиками, но контрразведкой была арестована его жена Анифе Боданинская, член Курултая, дом опечатан (впоследствии разграблен). Дети – сын Ибраим восьми лет, старшая дочь Саиде семи лет и младшая трехлетняя Зоре - остались во дворе. На примере этого драматического случая можно видеть, каков был уровень взаимопомощи среди татар. Соседи, касап Сеитмамбет и его жена Мавиле, взяли детишек к себе. Через несколько дней другой сосед, фаэтонщик, отвез детей в Бахчисарай. Их дядя Усеин Боданинский был также арестован, а оставшаяся в Хан-Сарае его жена, бездетная Ольга Александровна, не смогла бы справиться с детьми. Поэтому дети оказались в многодетной семье Айше-тизе, старшей сестры Анифе. Дети Али-эфенди жили в родном симферопольском доме в довольстве, у них была присматривающая за ними няня-бона, в доме была еще одна прислуга. В Бахчисарая они оказались в непривычных условиях…
Анифе Боданинская была арестована деникинской контрразведкой (то есть – отрядом русского имперского реванша) как заложница. Целью империалистов было выманить из подполья Али Боданинского, но он был за пределами Крыма. Операция имперских секретных служб против Номана Челебиджихана прошла успешно – самый разумный и авторитетный народный лидер был устранен. Но оставался в живых мудрый и опытный Али Боданинский, показавший свою успешность в проведении протестных акций в 1905-м году и в создании революционных организаций в 1917-м году. Революционная энергия крымских татар не спадала, поэтому такой умелый политик и организатор, как Али Боданинский, представлял собой большую опасность для имперских планов – какую бы форму российская империя не приняла в дальнейшем.
Анифе-ханым осталась в живых чудом – она заболела тифом, и её, как умирающую, вынесли на задворки тюрьмы. Там её обнаружила одна татарская женщина, привезла к себе и выходила.
Со стороны пригретой Российской империей татарских помещиков пошли доносы на оставшихся в Крыму лидеров революции.
Опять проявил себя Сулейман Мирза Крымтаев. Он обвинял крымскотатарских революционеров в контакте с Турцией и Украиной, призывал сурово наказать А. Озенбашлы и Везирова, за то, что они ездили в Киев к Петлюре.
Аппаз Ширинский заявил, что Айвазов и Ильми «выступали за создание Крымского ханства, поддерживая тесную связь с турками и получая от них деньги».
Амет (Мемет) Бекиров доносил, что главными участниками переговоров с украинцами об отделении Крыма от России – были Дж. Сейдамет, С. Хаттат, А. Озенбашлы, К. Усеинов, А. Челебиев.
Эти сведения зафиксированы в Центральном Государственном Архиве Крыма, документы ф. 483, оп. 4, д. 1295, л. 74-74 об. 80 об., 74 об., 75, 80 об.- 81 об., 93, 76 (цитируется по работе Зарубиных).
Обращает на себя внимание тот факт, что Джафер Сейдамет пишет в «Базы хатыралар» (стр. 125, стр. 160, стр. 169) о встречах с этими тремя упомянутыми доносчиками еще в 1914 году, и уже тогда он дает им характеристики как ненадежным в борьбе с российским засильем людям.
Удивляет душевная низость такой породы людей! Доносчики из своих же татар спешили сообщить контрразведке, что арестованные курултаевцы называли Добровольческую армию и генерала Деникина врагом крымскотатарского народа. Так что доносительство было порождено не в 37-ом году!
Репрессии со стороны деникинской власти продолжались. 22-го апреля 1920-го года были расстреляны члены Татарской секции при Крымском областном комитете РКП(б) Мидат Рефатов, Мурад Асанов, Асан Урманов, Абдулла Баличиев и Евгения Жигалина.
Деникин делает все, чтобы укрепить свою диктатуру. В середине февраля 1920-го года Деникин создал так называемую Южнорусскую власть.
Но ситуация на фронте складывалась не в пользу Добровольческой армии, находящейся под командованием Деникина. Некоторые генералы стали высказывать мнение, что человеком, способным остановить продвижение красных в Крым, может стать только Врангель. Как не сопротивлялся Деникин, но 22-го марта 1920-го года Военный Совет Вооруженных Сил Юга России предложил ему уйти с поста главнокомандующего, уступив этот пост Врангелю. 3-го апреля 1920-го года Врангель принимает армию под свою ответственность.
Врангель также начал с укрепления своей как военной, так и гражданской власти. Он добивается титула Главнокомандующего Русской армией и Правителя Юга России. Контрразведка продолжает зверствовать и при новом правителе, военно-полевые суды действуют с прежней жестокостью, приговаривая к смертной казни.
Положение на фронтах не улучшалось, и Врангель решил укрепить свое положение в тылу, пытаясь преодолеть хаос. А хаос дошел до того, что белые офицеры, все эти «благородные корнеты и поручики», сколачивали банды и грабили население (Крымский архив, 1999 г., № 4)..
Для наведения порядка в Крыму Врангель решил привлечь татар - самую организованную часть населения, и новая власть постановила проводить более мягкую политику в национальном вопросе.
Но при этом Врангель не собирался возрождать такие демократические структуры, как Курултай и Директория, новой власти нужны были послушные татары, согласные идти служить в Добровольческую армию. 16 мая в Симферополе открылся созванный по приказу Врангеля «съезд представителей татарского населения Крыма», который должен был обсудить культурно-просветительские вопросы и проблемы управления вакуфами. Миллифирковцы этот «генеральский съезд» игнорировали, явились только 20 человек помещиков-мурзаков.
После этого военно-полевой суд белых под руководством палача генерала Кутепова начал действовать: вешали противников военных властей на телеграфных столбах. При облавах белые пускали в ход нагайки и шомпола. Но и эти меры тоже ни к чему не привели, татары солдат не давали (А.-С. Айвазов. История национального движения в Крыму. «Восточный свет», № 3. 2005 г.)
Тогда Врангель попытался привлечь Милли Фирка на свою сторону обманом. Через указания губернаторских чиновников был организован второй «мусульманский съезд». Но из миллифирковцев опять же никто на этот съезд не пришел.
Вот что пишет Асан Сабри Айвазов, которого заставили явиться на этот съезд:
«Когда я понял, что 99 % состава съезда – мурзаки, духовенство и бывшие чиновники при магометанском духовном правлении, то обратился к председателю съезда Врангелю и спросил: «Генерал! Где я нахожусь? Что это за совещание, или это съезд?».
Врангель: «Вы находитесь в доме губернатора, на Всекрымском мусульманском, а по-вашему татарском съезде. Съезд ждет Вашего веского слова как представителя татарского народа. Мы на Вас возлагаем большую надежду».
Я ещё раз огляделся и иронически сказал: «Да, это Всекрымский мусульманский съезд!».
Ничтоже сумняшеся Врангель цинично заявил на съезде: «Господа мусульмане, дайте нам побольше солдат, принудите ваших сыновей явиться в наши доблестные ряды. Мусульмане – хорошие воины. Только нужно им это втолковать».
Айвазов пишет: «Я, выслушав до конца речь Врангеля, с места сказал: «Мне здесь нечего делать. Я приехал на татарский съезд, а не на съезд дворянства и духовенства мусульман. Генерал совершенно игнорирует татарский народ, по-видимому, он признаёт только мурзаков и мулл. Если так, пусть они дополняют ряды генерала».
Вскочил с места бывший губернский чиновник Плаксин. «Я должен раз и навсегда заявить Айвазову и его единомышленникам, - кричал он, - что татары, как нация не существуют, потому что в России живут не тюрко-татарские национальности, а мусульмане».
Это тот самый статский советник Плаксин, которого решили поставить директором Музея в Бахчисарае на место Усеина Боданинского!
Давайте мы сегодня восславим Асана Сабри Айвазова за его мужественное поведение!
Наиболее активная часть крымскотатарского движения, объединенная Милли Фирка (по некоторым данным, численность партии достигла 10 тысяч человек), ушла в подполье.
В апреле 1920-го года прошли подпольные переговоры лидеров Милли Фирка с представителями большевиков и меньшевиков о координации действий, в частности - выпуске совместного антиврангелевского воззвания. На так называемом Коктебельском съезде Крымской организации РКП(б) было постановлено: "Усилить контакт с татарской национальной партией "Милли-Фирка", которая, как выяснилось из переговоров нашего ОК с ЦК этой партии, определенно ориентировалась на Советскую власть".
Итак, понадобилось два с лишним года, чтобы курултаевцы-миллифирковцы пошли по пути сотрудничества с большевиками, на котором настаивали Челебиджихан и Али Боданинский в январе 1918-го года. Мы помним, что тогда только 12 человек поддержали компромиссный проект трехстороннего союза Курултая с большевиками и с СНП. В результате голосования Челебиджихан вынужден был уйти в отставку, а председателем Крымскотатарского правительства стал Джафер Сейдамет, наладивший личные отношения с губернским чиновничеством из СНП и белыми офицерами.
«Кечки пешман башкъа душман» - говорят в народе. Если перевести дословно, то это означает «Запоздавшее сожаление враг для головы».
Да, эмоционально возбудимое большинство Курултая за своё запоздалое прозрение заплатило головой Номана Челебиджихана - лучшего из сыновей Крыма … Да и сами они – все, кроме Джафера Сейдамета и Амета Озенбашлы, - заплатили позже своими жизнями за все свои победы и поражения.
Відповіді
2009.02.19 | Chief
Re: Диктатура русских генералов Деникина и Врангеля
Айдын Шемьи-заде пише:> Да, эмоционально возбудимое большинство Курултая за своё запоздалое прозрение заплатило головой Номана Челебиджихана - лучшего из сыновей Крыма …
Отдавая дань верности автора теме Крымскотатарской революции и его умению писать на хорошем русском языке, все-таки не могу в полной мере согласиться с таким выводом. Конечно, история не знает сослагательного наклонения, но, на мой взгляд, логика развития известных событий такова, что соглашательская позиция с большевиками тогда лишь на время отсрочила бы гибель Челебиджихана... Сейдамет был в этом вопросе большим реалистом - что и позволило ему - в отличие от идеалистов Челебиджихана и Асана Сабри Айвазова - дожить до 1960 года и умереть своей смертью.
2009.02.19 | Айдын Шемьи-заде
Re: Диктатура русских генералов Деникина и Врангеля
Да, реалисты чуть что - сбегали в Турцию, а идеалисты оставались в Крыму.Так и в новейшие времена проблемы нации решают идеалисты, вчера еще расплачивавшиеся жизнью и свободой за свой идеализм, а нынешние реалисты - потомки реалистов, покинувших родину в прошлом веке, - тоже пахали...
Но это в качестве чего-то, похожего на шутку. Завтра напишу более обстоятельный ответ.
Пользуюсь случаем приветствовать любимого Шефа!
2009.02.19 | Chief
Re: Диктатура русских генералов Деникина и Врангеля
Айдын Шемьи-заде пише:> Да, реалисты чуть что - сбегали в Турцию, а идеалисты оставались в Крыму.
> Так и в новейшие времена проблемы нации решают идеалисты, вчера еще расплачивавшиеся жизнью и свободой за свой идеализм, а нынешние реалисты - потомки реалистов, покинувших родину в прошлом веке, - тоже пахали...
Это безусловно.
Мое мнение - естественно, исключительно гипотетическое и основанное на многочисленных аналогиях и допущениях - не претендует на истину в последней инстанции, коей в истории (в отличие от точных дисциплин) и быть не может...
Но что совершенно точно - безумно жалко целое угробленное поколение лучших... И Челебиджихана - одного из самых талантливых, по трагической иронии истории открывшего этот скорбный ряд...
>
> Пользуюсь случаем приветствовать любимого Шефа!
Ответно, Айдын агъа!
2009.02.20 | Гуливер
Re: Диктатура русских генералов Деникина и Врангеля
Мне кажется, что мы никогда не учитывали свое численное положение в Крыму, но при этом ставили цели как будто нас больше половины. Это касается как первого , так и второго Курултая.Челебиджихана все равно убили бы, Сталин его убил бы. Убивали даже тех, кто мог "дружить" с большевиками. Было бы лучше, если бы Номан уехал из Крыма.
2009.02.20 | Alessandro
Деникин с Врангелем притесняли, а большевики убивали тысячами
Оно понятно, что тогда, в 1918-1920 нельзя было предугадать всего масштаба большевистского террора, но глобально Деникин с Врангелем были явно меньшим злом, как мне кажется... Вряд ли они выморили бы четверть народа голодом, расстреляли бы интеллигенцию, а уцелевших поголовно выслали бы в Азию...2009.02.20 | Айдын Шемьи-заде
Конформистов мы не любим и не допускаем
1. Деникин с Врангелем уже тогда показали, что они сулят крымским татарам (читайте текст статьи). В случае всероссийской победы над большевиками наше, то есть крымских аборигенов, положение ухудшилось бы серьезно. Ишь, захотели свои бесконтрольные школы! Музей им подавай? А ну-ка где этот Усеин боданинский? Где этот Абиев? А что, челебиджихана еще не того? Вызвать начальника Тайной Канцелярии Его Императорского Величества! Джафер Сейдамет опять сбежал? Да х.. с ним, теперь не сунется.2. При переходе курултаевцев на сторону большевиков при беляках все ушли бы в подполье. Далее вожди крымскотатарской революции,в том числе и мудрый Челебиджихан, сотрудничали бы с советской властью (как они и сотрудничали без Челебиджихана). 1928-й год курултаевцы могли пережить. Но 37-й – конечно не пережил бы никто!
И я бы не называл бы политику наших деятелей «соглашательской политикой». Точнее, ИМХО, назвать бы её «сотрудничеством». Ведь до полного всевластия Сталина советская власть предоставила нам даже больше, чем мы рассчитывали в 17-м году. Вопреки деникинцам и врангелевцам и другим представителям высшей касты плюс одурманенных этой высшей кастой простым русским.
3. Да, Сталин убил бы Челебиджихана – какие могут быть сомнения! Но это было бы позже. И не пришли бы к власти уже в 24-м каратели типа Вели Ибраимова.
Насчет «численного положения». Мобилизованный этнос и при малочисленности одерживает победы. Примеров в истории много.
Лично я не сомневаюсь, что действия при Первом Курултае были обоснованы, также, как и при Втором Курултае неожиданно (для меня, во всяком случае) действия антиноменклатурных сил народа оказались точными! Конформизма не было! Приспособляться к сильному – гибель, позорное ползание на коленях.
2009.02.20 | Chief
Re: Конформистов мы не любим и не допускаем
Айдын Шемьи-заде пише:> 1. Деникин с Врангелем уже тогда показали, что они сулят крымским татарам (читайте текст статьи). В случае всероссийской победы над большевиками наше, то есть крымских аборигенов, положение ухудшилось бы серьезно. Ишь, захотели свои бесконтрольные школы! Музей им подавай? А ну-ка где этот Усеин боданинский? Где этот Абиев? А что, челебиджихана еще не того? Вызвать начальника Тайной Канцелярии Его Императорского Величества! Джафер Сейдамет опять сбежал? Да х.. с ним, теперь не сунется.
Совершенно верно: "Где этот Усеин боданинский? Где этот Абиев? А что, челебиджихана еще не того...?". Только то, что сделали бы Деникин с Врангелем - вопрос, а что сделали большевики с Усеином, Абдурефи Абиевым и Челебиджижаном мы с Вами прекрасно знаем...
>
> 2. При переходе курултаевцев на сторону большевиков при беляках все ушли бы в подполье. Далее вожди крымскотатарской революции,в том числе и мудрый Челебиджихан, сотрудничали бы с советской властью (как они и сотрудничали без Челебиджихана). 1928-й год курултаевцы могли пережить. Но 37-й – конечно не пережил бы никто!
Опять-таки никто не знает, что было бы если бы пришли "беляки"... А что значительная часть миллифирковцев не пережила 1928 год и практически всех отправили к праотцам в 1937 году - факт.
>
> 3. Да, Сталин убил бы Челебиджихана – какие могут быть сомнения! Но это было бы позже. И не пришли бы к власти уже в 24-м каратели типа Вели Ибраимова.
Называть Вели Ибраимова "карателем" - слишком сильно. Он был первый из лидеров национальных окраин, с кого можно сказать и началась политика террора для, можно сказать, топ-лидеров (если не считать Султан-Галиева, у которого осложнения со Сталиным были уже в 1923 году, но убили-то его отнюдь не в 1928, как Ибраимова, а в 1940 году). И отчего пострадал Ибраимов, мы тоже знаем...
> Насчет «численного положения». Мобилизованный этнос и при малочисленности одерживает победы. Примеров в истории много.
Победы бывают. Кратковременные. Но история, увы, убирает с арены слабейших... В этом смысле я скорее солидарна с Гуливером...
2009.02.20 | Айдын Шемьи-заде
Re: Конформистов мы не любим и не допускаем
Много замечаний, что ценно.Но отвечать придется частями.
1. «Называть Вели Ибраимова "карателем" - слишком сильно»:
Дм. Урсу: И неудивительно, раз во главе крымских силовых структур стояли профессиональные боевики-террористы Гавен, Манцев, Ротенберг, Реденс, Шварц, Якир. К этому списку следует добавить и Вели Ибраимова, недавно вернувшегося с Северного Кавказа, где под руководством Н. Самурского (Эфендиева) участвовал в жестоком подавлении восстания горцев в Дагестане. Теперь он, будучи членом коллегии Крымчека, становится председателем особой тройки по борьбе с бандитизмом. Позже он ставил себе в заслугу опыт карателя. «В 1921 –1922 годах были банды огромных размеров… Нередко вместе с кулаками мы расстреливали и бедняков (Апрчинская Р. Благодарственное досье// Голос Крыма. – 2002. – 14 июня.
Дм. Урсу, по-видимому, был знаком с нижеследующим документом:
Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898 - 1991
http://www.knowbysight.info/index.asp
Ибраимов Вели
1916 - председатель крымско-татарского рабочего союза
в Особом отделе ВЧК Кавказского фронта
1921 председатель Особой тройки по борьбе с бандитизмом
7.11.1921 - 8.1924 народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции Крымской АССР
8.1924 - 28.1.19281 председатель ЦИК Крымской АССР
2. ТАК ОТЧЕГО ЖЕ ПОСТРАДАЛ В, ИБРАИМОВ? Очень важно, чтобы здесь это было сказано.
2009.02.20 | Chief
Re: Конформистов мы не любим и не допускаем
Айдын Шемьи-заде пише:> Много замечаний, что ценно.
> Но отвечать придется частями.
>
>
> 1. «Называть Вели Ибраимова "карателем" - слишком сильно»:
>
>
> Дм. Урсу: И неудивительно, раз во главе крымских силовых структур стояли профессиональные боевики-террористы Гавен, Манцев, Ротенберг, Реденс, Шварц, Якир. К этому списку следует добавить и Вели Ибраимова, недавно вернувшегося с Северного Кавказа, где под руководством Н. Самурского (Эфендиева) участвовал в жестоком подавлении восстания горцев в Дагестане. Теперь он, будучи членом коллегии Крымчека, становится председателем особой тройки по борьбе с бандитизмом. Позже он ставил себе в заслугу опыт карателя. «В 1921 –1922 годах были банды огромных размеров… Нередко вместе с кулаками мы расстреливали и бедняков (Апрчинская Р. Благодарственное досье// Голос Крыма. – 2002. – 14 июня.
>
>
> Дм. Урсу, по-видимому, был знаком с нижеследующим документом:
>
> Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898 - 1991
> http://www.knowbysight.info/index.asp
> Ибраимов Вели
>
> 1916 - председатель крымско-татарского рабочего союза
>
> в Особом отделе ВЧК Кавказского фронта
> 1921 председатель Особой тройки по борьбе с бандитизмом
> 7.11.1921 - 8.1924 народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции Крымской АССР
> 8.1924 - 28.1.19281 председатель ЦИК Крымской АССР
>
Никто и не спорит с тем, что руководители-большевики нацреспублик до поры до времени были задействованы в этой системе. А много ль было таких, кто не сотрудничал с ней (разве что не слишком любимый Вами Сейдамет - он-то раньше других понял, что революция вскорости сожрет всех, в том числе и "своих детей")? Асана Сабри Айвазова, похоже, тоже завербовали... И что?
> 2. ТАК ОТЧЕГО ЖЕ ПОСТРАДАЛ В, ИБРАИМОВ? Очень важно, чтобы здесь это было сказано.
Вот именно. Так отчего? Ваша версия...
2009.02.20 | Айдын Шемьи-заде
Продолжим
Оппонент вопрошает: «Только то, что сделали бы Деникин с Врангелем - вопрос, а что сделали большевики с Усеином, Абдурефи Абиевым и Челебиджижаном мы с Вами прекрасно знаем».То, что сделали с Усеином Боданинским, Абдурефи Абиевым и другими славными людьми – об этом я уже сказал. 37- 38 годы были неизбежны.
Сомнительно, что Челебиджихана убрали большевики – известно же, что матросы-анархисты за 4 дня до ареста Челебиджихана посетили Врангеля. А с большевиками Челебиджихан договорился за несколько дней до того о сотрудничестве.
Но тут нельзя настаивать о какой-то одной версии.
Главное же в другом. НИКТО ИЗ ВОЖДЕЙ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НЕ СОГЛАСИЛСЯ БЫ ПРОДОЛЖАТЬ ЖИТЬ В ИМПЕРСКОМ УНИЖЕНИИ !!!
Так что вопроса нет, ибо нет дилеммы!
Хотелось бы узнать, много ли среди читающих посты на этом форуме таких, кто согласился бы жить на коленях под властью пощадивших их деникиных и врангелей?
Кстати, и в степях Узбекистана нам предлагали райскую жизнь. Но наш народ посчитал это предложение оскорблением.
Не думаю, что среди знающих обо мне найдутся личности, считающие, что я люблю советский режим и коммунистов любой окраски! Но до прихода к власти Сталина крымские татары получили от советской власти республику со своим языком, должности в руководстве, свои школы, большие возможности для развития национальной культуры.
И удивляет, что мои оппоненты упускают из внимания то, что силовая победа большевиков в противостоянии с беляками была предопределена. Поэтому Челебиджихан и его товарищи и выбрали союз с сильной стороной, которая к тому же провозгласила 20 ноября 1917 г. известный текст:
«Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России! Отныне ваши веровании и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это».
Сравните с приводимым А.-С. Айвазовым примером: «Вскочил с места бывший губернский чиновник Плаксин. «Я должен раз и навсегда заявить Айвазову и его единомышленникам, - кричал он, - что татары, как нация не существуют, потому что в России живут не тюрко-татарские национальности, а мусульмане».
2009.02.20 | Айдын Шемьи-заде
Еще небольшое замечание
Я утверждаю, чт "Мобилизованный этнос и при малочисленности одерживает победы".Настаиваю на этом утверждении. Пример - возвращение народа в Крым при действующих ЦК КПСС и КГБ.
Надо сохранять единство.
А обращали ли вы внимание на то, что выселение нашего народа было совершено, когда основная часть боеспособных мужчин была в армии, а перед выселением и почти всех остальных забрали в трудармию?
Значит понимали, нехорошие люди, что опасно с полным народом нашим идти на противостояние.
2009.02.20 | Chief
Re: Продолжим
Айдын Шемьи-заде пише:> Оппонент вопрошает: «Только то, что сделали бы Деникин с Врангелем - вопрос, а что сделали большевики с Усеином, Абдурефи Абиевым и Челебиджижаном мы с Вами прекрасно знаем».
>
> То, что сделали с Усеином Боданинским, Абдурефи Абиевым и другими славными людьми – об этом я уже сказал. 37- 38 годы были неизбежны.
> Сомнительно, что Челебиджихана убрали большевики – известно же, что матросы-анархисты за 4 дня до ареста Челебиджихана посетили Врангеля. А с большевиками Челебиджихан договорился за несколько дней до того о сотрудничестве.
> Но тут нельзя настаивать о какой-то одной версии.
Об этом периоде применительно в том числе и к крымской ситуации есть хорошо фундированная (с использованием значительного массива архивных источников)работа Салавата Исхакова "Российские мусульмане и революция. 1917-1918".
2009.02.20 | Пуф
Согласен с обоими
2009.02.20 | Айдын Шемьи-заде
Re: Продолжим
Chıef пишет: «Никто и не спорит с тем, что руководители-большевики нацреспублик до поры до времени были задействованы в этой системе. А много ль было таких, кто не сотрудничал с ней (разве что не слишком любимый Вами Сейдамет - он-то раньше других понял, что революция вскорости сожрет всех, в том числе и "своих детей")? Асана Сабри Айвазова, похоже, тоже завербовали... И что?».Нет, Шеф, тут не вербовка в системе. Тут работа председателем карательной тройки! Тут участие в уничтожении людей! Руки Вели Ибраимова были в крови кавказцев! И своих он карал смертью, если верить статье в «Голосе Крыма». (Заметьте, никто не упоминает об обвинениях суда над В. Ибраимовым – этого могло и не быть).
Асан-Сабри Айвазов завербован? Такого не знаю.
А вот Вам такой случай. Молодой Сервер Турупчу, талантливый, горячий, наивный. Стал вторым секретарем КрымОбкома. Тут его назначают в расстрельную тройку. Он отказывается и его самого арестовывают и убивают.
Наверняка, конечно, в последующем все высокопоставленные сов-парт-чиновники выполняли распоряжения НКВД, Но Вели Ибраимов случай особенный – каратель по должности.
Почему это Джафер Сейдамет мной не любим? Потому ли, что я по его же книге пишу о его вдруг возникшей любви к черносотенцу Макухину? (так он характеризуется Елагиным, Фирдевсом, Червонной и др.).
2009.02.20 | Chief
Re: Продолжим
Айдын Шемьи-заде пише:> Chıef пишет: «Никто и не спорит с тем, что руководители-большевики нацреспублик до поры до времени были задействованы в этой системе. А много ль было таких, кто не сотрудничал с ней (разве что не слишком любимый Вами Сейдамет - он-то раньше других понял, что революция вскорости сожрет всех, в том числе и "своих детей")? Асана Сабри Айвазова, похоже, тоже завербовали... И что?».
>
> Нет, Шеф, тут не вербовка в системе. Тут работа председателем карательной тройки! Тут участие в уничтожении людей! Руки Вели Ибраимова были в крови кавказцев! И своих он карал смертью, если верить статье в «Голосе Крыма». (Заметьте, никто не упоминает об обвинениях суда над В. Ибраимовым – этого могло и не быть).
Мало времени для пространного ответа, поэтому отвечу в ускоренном порядке.
Кавказцев, конечно, жалко, но если мы говорим об одних и тех же "тройках", то в то время, когда жил Вели Ибраимов "троек" еще не было - они появились спустя почти десять лет после его уничтожения. И да простят меня бедные кавказцы, как раз в период существования "троек" наркомом внутренних дел Крымской АССР был назначен Григорий Теофилович Каранадзе. Ну а это, как Вы понимаете, было время Большого террора, или как называют его в западной историографии "Great Terror".
> Асан-Сабри Айвазов завербован? Такого не знаю.
Увы, увы...
> А вот Вам такой случай. Молодой Сервер Турупчу, талантливый, горячий, наивный. Стал вторым секретарем КрымОбкома. Тут его назначают в расстрельную тройку. Он отказывается и его самого арестовывают и убивают.
> Наверняка, конечно, в последующем все высокопоставленные сов-парт-чиновники выполняли распоряжения НКВД, Но Вели Ибраимов случай особенный – каратель по должности.
Хорошо, что Вы не написали "по призванию". По должности, увы, многим приходилось лавировать между большевизмом и патриотизмом. На Вели Ибраимове крови меньше - слишком рано его уничтожили.
2009.02.20 | Айдын Шемьи-заде
Re: Продолжим
Тройки начала 20-х годов выносили приговоры и тут же их исполняли. Это потом (в конце 30-х) кто-то выносил приговор, а кто-то стрелял.2009.02.20 | Chief
Re: Продолжим
Айдын Шемьи-заде пише:> Тройки начала 20-х годов выносили приговоры и тут же их исполняли. Это потом (в конце 30-х) кто-то выносил приговор, а кто-то стрелял.
Если говорить о "тройках" 1920-х, то они "специализировались" на бандитизме, образовывались ситуативно и масштаб их карательной деятельности совершенно не сопоставим с эпохой "троек" 1937-1938 гг.
2009.02.20 | Айдын Шемьи-заде
Re: Продолжим
Вот тут я с Шефом совершенно согласен.