МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Ялту основали греки? - Это миф, созданный помещиками XIX века

04/01/2009 | Дневной дозор
Мы продолжаем цикл интервью с ялтинцами в рамках разработки проекта Устава территориальной громады. О тиражируемой и реальной истории древней Ялты рассказывает кандидат исторических наук, археолог Наталья Новиченкова (на фото).
— Наталья Георгиевна, в Большой Ялте много археологических памятников. Никогда не встречал их каталог. Он существует?
— Памятников у нас несколько сотен, а каталога действительно нет. Исследования проводились в разное время, а единой экспедиции, которая бы изучила все памятники, не было. В Рескоме по культурному наследию АРК есть общекрымский список. Но в него входят только те памятники, на которые оформлены документы. Это половина или две трети из того, что известно.


— А что известно? Какие памятники есть на территории Большой Ялты?

— Стоянки первобытного человека, таврские, готские, аланские погребения, поселения, святилища, древнеримская крепость, генуэзские укрепления, византийские храмы.

— То есть территория Большой Ялты исследована от и до? Или для археологов есть еще фронт работ?

— Здесь немало «белых пятен»…

— Из уже найденных и исследованных памятников что-то имеет всемирное значение?

— По сути, таких памятника три. Это древнеримская крепость Харакс на мысе Ай-Тодор, святилище античного времени на Гурзуфском Седле и раннесредневековая византийская крепость Горзувиты Прокопия Кесарийского.

— С чем их можно сравнить?

— Харакс — с подобными римскими крепостями вдоль Рейна в Германии, его крепостную стену — с Траяновым валом в Великобритании.

— Черные археологи интересуются раскопками в Большой Ялте?

— У нас большинство находок имеют чисто научный интерес. А на тему черных археологов я не хочу говорить. Это обыкновенные грабители.

— Вы, может, и не хотите, но люди говорят. Говорят о таврских могильниках, о готских некрополях; я лично читал о святилище на Гурзуфском седле.

— Факты разграбления памятников возмутительны, но они давно уже не новость. Чтобы коренным образом изменить ситуацию, ее нужно решать на самом высоком уровне.




Герой Соцтруда против археологов

— Наталья Георгиевна, известно, что вы с мужем обнаружили и исследовали один из знаковых не только для Украины, но и всего мира, археологических памятников — древнее святилище тавров на Гурзуфском седле…

— Честь открытия принадлежит лесничему Иосифу Дмитриевичу Дроздову. В 1981 году приостановили строительство газопровода Ялта-Алушта, который прокладывали частично по главной горной гряде, и он услышал, что лесники собирают в заброшенных траншеях какие-то вещи. Он их изъял и написал письмо в ялтинский музей. Так, благодаря нему, мы получили единственное не разграбленное в Северном Причерноморье святилище.

— Слышал, что с раскопками было связано какое-то судебное разбирательство.

— Святилище пересекала траншея газопровода, его строительство возобновили в 1983 г. К окончанию работ завершить раскопки мы не успевали, и была угроза, что траншею засыплют прилегающим грунтом, то есть остатками культурного слоя святилища и найденного там же средневекового храма. Поэтому договорились со строителями о том, что они закопают траншею привозной землей. Нас обманули. Экскаватор снял грунт вплоть до скалы. Мы подали в суд. Это было первое дело в СССР над строителями, которые разрушили памятник истории. Весь вопрос состоял в том, кто отдал приказ. Как выяснилось на заседании, — не прораб, который ни за что ни про что сидел на скамье подсудимых, а начальник участка. Он присутствовал, и ему пришлось признаться. Дело передали на доследование, а нас успокаивали тем, что справедливость победит. Начальник участка оказался Героем Социалистического труда. А их у нас не судят.

— ???

— Наш иск заключался в том, что памятник разрушен, и надо восстановить то, что осталось. Раскопать 300 квадратных метров. Работа немалая, но обычная для археологов. Поэтому мы запрашивали согласно существующим расценкам три тысячи рублей на проведение раскопок, а археолог, которого закрепили в качестве эксперта, заявил, что мы требуем много денег и стоит эта работа …36 рублей. Потому что это не раскопки, а просеивание грунта. И дело развернулось на 180 градусов. Позже вскрылось, кто дал указание сделать такую экспертизу.




Чтобы утихомирить тавров,
римлянам пришлось послать три экспедиции и построить крепость

— Раскопки на Гурзуфском Седле добавили что-то новое в древнюю историю?

— О таврах, первом известном народе Южного берега Крыма, сведений очень мало. Мы не знаем, на каком языке они говорили, нет свидетельств письменности. А самым крупным фактом об их существовании является цитата из Геродота. Он писал о том, что тавры приносят в жертву богине Деве потерпевших кораблекрушение или захваченных в море эллинов. В святилище Девы головы жертв пригвождают к столбам, а тела сбрасывают с утеса или, по другим сведениям, предают земле. Головы пленных врагов, насаженные на длинные шесты и выставленные над домами, становятся стражами жилища. «Живут тавры грабежами и войной», — подытоживает Геродот. Из раскопок нам было известно еще, что тавры занимались мотыжным земледелием и скотоводством.

На Гурзуфском Седле мы изучили ритуальную культуру народа и смогли проследить жизнь таврского святилища в течение 1000 лет – с VII века до н.э. до III века н.э. В святилище были найдены только кости животных. Обнаружены уникальные предметы античного времени, те, которых нет больше нигде в мире. В том числе это серебряные и бронзовые статуэтки, которые создавались в IV-III веках до н.э. и на рубеже н.э. в единственном экземпляре по известным образцам скульптур Лисиппа и Праксителя.

— Пиратская добыча?

— Почти все приморские народы были пиратами. Существовало так называемое береговое право, по которому в случае гибели корабля все, что выносилось на берег, становилось собственностью местного населения, том числе люди. Но как эти статуэтки попали к таврам, мы однозначно сказать не можем.

— Исследователи, считают, что тавры сами стремились к тому, чтобы о них поменьше знали. Греки обычно строили свои колонии в местах, где не было постоянного населения. А Херсонес построили в густонаселенном районе. Отсюда согнали многочисленное население. И как раз в это время, в VI-V вв. до н.э. наблюдается заселение Южного берега Крыма, который становится для греков закрытым на многие сотни лет.

— Резервация?

— Не совсем. На западных яйлах крымских гор были прекрасные пастбища, а скот, как известно, был источником жизни для тавров. Поэтому тавры расселились по периметру гор: Байдарская долина — Южный берег Крыма — район современной Алушты — предгорная линия со стороны Бахчисарая. Таким образом, они взяли в кольцо яйлы, оградив их от любопытных глаз греков и обеспечив себе основу благополучия. В эпоху Средневековья местное население выращивало мелкий рогатый скот. А в эпоху античности на яйлах выпасали быков и коров, которые, кроме того что служили пищей, были «тракторами» древнего мира и представляли поэтому большую ценность. Кстати, на яйлах Виктор Новиченков обнаружил целую транспортную инфраструктуру древнего ЮБК — дорогу от Алушты до Байдарской долины. А 15-20 троп, исследованные известными учеными Е.В. Веймарном и О.И. Домбровским, пересекали ее и вели от самого побережья вглубь полуострова. Пересечение одной из троп с дорогой и располагалось как раз на Гурзуфском седле, где находилось святилище. Представьте, оно находилось на высоте 1434 метров, на одной из высших точек Крыма, с которой видны Гурзуф, Аю-Даг, предгорья, Симферополь и даже степные пространства.

— И долго тавры были единственными хозяевами Южнобережья?

— По сути, 500-600 лет. Пока не пришли римляне. Такого количества римского оружия рубежа н.э., как нашли на Гурзуфском седле, нигде в Северном Причерноморье обнаружено не было.

— А оно-то откуда? Не думаю, что римляне по доброй воле вооружали дикий народ…

— Понтийский царь Митридат Евпатор создал крупнейшую черноморскую державу и участвовал в трех крупных войнах с римлянами, которым понадобилось около полусотни лет в первом веке до н.э., чтобы справиться с ним. Тавры были союзниками Митридата. И с этого времени, похоже, народ возглавила военная элита, появился культ оружия. Его получали в качестве трофеев и приносили в жертву.

— Судя по всему, тавры были неплохими воинами?

— В конце I в. до н.э. Боспорское царство пыталось захватить Херсонес. Очевидно, оно вошло в новый союз с племенами, которых называли теперь скифо-таврами. Плиний Старший писал, что они занимали хребет, то есть главную горную гряду. Она и стала плацдармом для нападения. В ответ в 20-х годах I в. до н.э. император Август направил в Таврику военную экспедицию. Судя по всему, римлянам не всегда сопутствовала удача. В святилище мы нашли много римского оружия, амуниции, монет именно тех лет и… выдувное стекло, которое римляне только изобрели, но оно уже появилось в святилище на Гурзуфском Седле.

— Аборигены хорошо «потрясли» римлян. А чем они сами воевали?

— Кинжалы, луки, копья…

— А почему о таврах известно так мало?

— В итоге на чьей стороне оказалась победа?

— Скифо-тавры не победили и не проиграли и до середины I в. н.э. сохраняли свою активность. В течение следующих шестидесяти лет римляне направили в Крым еще две военные экспедиции. С 45 по 49 год н.э. они в Римско-боспорской войне разбили боспорского царя Митридата Восьмого. При этом варвары умудрились омрачить их победу. Согласно Тациту, во время возвращения на родину несколько римских кораблей выбросило на берег, и их окружили тавры, которые убили префекта когорты и множество воинов из вспомогательного отряда. После этого скифо-тавры терроризировали Херсонес, и в 60-х годах римляне были вынуждены ввести на полуостров постоянные войска. Задачей римлян было обеспечить безопасность Херсонеса и установить контроль за морским торговым путем из Боспора. Построенный на мысе Ай-Тодор в крепости Харакс маяк служил надежным обеспечением безопасности мореплавания, а Херсонес был морской базой римского военного флота. Тавры сохранили за собой яйлы и в течение еще ста лет испытывали свой крутой нрав на римлянах. Они перекапывали римские дороги, а в Хараксе для пущей безопасности пришлось возвести новую пятисотметровую оборонительную стену. Однако постепенно римляне смогли ужиться с местным населением. Так, тавры начали строить свои поселения на открытых и незащищенных территориях, процветала торговля, которая привела к тому, что коренной народ утратил свою архаичную культуру.

— Святая святых тавров – яйлы, остались в неприкосновенности. А сами тавры? Они же исчезли как народ?

— Кардинально жизнь тавров начала меняться после нашествия восточных германцев — готов. В середине III века н.э. римляне ушли из Крыма защищать границы империи от готов, которые тем временем проникли на полуостров. Интересно, что найденные готские некрополи располагаются так же, как и таврские могильники, по периметру главной горной гряды. То есть готы смешались с местным населением и также охраняли яйлы.




Город на 600 лет младше своего имени



— Получается, что до четвертого века Крымом правили язычники. В Киевскую Русь христианство пришло в 10 веке. На Южнобережьи оно появилось…

— В V веке готы стали служить Византии. На Южнобережье в середине VI в. император Юстиниан построил для них крепости Алустон и Горзувиты. А с седьмого века приходит христианство — появляются надгробия в виде крестов, начинают строиться христианские храмы. Строили их в большом количестве на побережье, на перекрестках дорог и высоко в горах.

— Все это время Ялту называли Джалитой, Ялитой... А когда появилось современное название?

— В XIII-XIV веках, когда началась генуэзская колонизация. В Ялте располагался гарнизон, консул. К тому времени здесь уже существовала крепость, построенная византийцами.

— Вдоль Большой Ялты существует немало укреплений, которые называют исарами.

— В XIV-XV веках в Крыму существовало три крупных государственных образования. С одной стороны, Крымский улус Золотой орды, который потом превратили в Крымское ханство. С другой, — генуэзские колонии. И княжество Феодоро с центром на Мангупе, которое состояло из местного населения. Князья очень хотели иметь выход к морю. Заглядывались на Южный берег. Но его крепко держали генуэзцы. Поэтому феодориты построили свои крепости-исары на удалении от берега вдоль всей главной горной гряды. Предполагаю, что делали они это и для того, чтобы защитить яйлы, которые перешли к ним как бы по наследству.

— То есть мангупское царство состояло из местных жителей, наследников в том числе и тавров?

— Это был союз коренных народов, которых называли греко-христианами.

— Почему?

— В то время людей делили не по принадлежности к народу, а по вероисповеданию. А Византия за время своего присутствия в Крыму обратила местное население в православное христианство.

— Княжество Феодоро получило доступ к морю на Южнобережье?

— Нет. Получилась любопытная ситуация. Напротив мест, где феодориты строили крепости-исары, гезуэзцы возводили сторожевые башни и так на всем протяжении от Ласпи до Алушты. Всего было найдено более 20 таких укреплений. Действовали они вплоть до подчинения Крыма Турции, которая уничтожила княжество Феодоро, изгнала генуэзцев, а Южный берег Крыма превратила в собственность турецкого султана.

— Кстати, вы ничего не сказали об этнических греках, которые основали Ялту.

— Ялту основали не греки. Эта легенда была придумана русскими помещиками в девятнадцатом веке, когда была мода на все античное. На территории Большой Ялты до сих пор не найдено ни одного древнегреческого поселения.

— А кого же тогда считать основателем Ялты?

— Никого. Потому что ее история уходит в каменный век. Подтверждение тому то, что на улицах города находили каменные топоры.

— В принципе, это совпадает с мнением краеведа Шмелева, который в свое время утверждал, что Ялта основана намного раньше, чем 1838 год.

— До графа Воронцова города как такого не существовало. Были поселения, крепость, но не город. Поэтому дата основания Ялты – 1838 год.




Историю Ялты – в школы



— Думаю, все-таки это не главная проблема современных археологов…

— Главная проблема – неконтролируемое строительство, разрушение памятников, которые находятся на государственном учете, их застройка, продажа частным лицам. К примеру, в районе Ливадии археолог Сергей Жук нашел галечные орудия раннего палеолита. Его открытие состояло в том, что люди появились в Крыму не сто тысяч лет назад, как предполагалось ранее, а почти миллион лет назад! Сейчас табачное поле у Царской тропы, где он сделал находки, уже застроено домами, несмотря на то, что было поставлено на государственный учет. Что уж тут говорить о предварительных раскопках. Их заказывают крайне редко.

— Согласитесь, археология ради археологии никому, кроме специалистов, не нужна. Она должна служить городу и его жителям. В чем это может выражаться?

— Я давно говорю и пишу о том, что необходимо использовать древнее культурное наследие Большой Ялты для развития экономики и туризма в Крыму. Это очень перспективное направление в развитии города. ЮБК располагает уникальным разнообразием памятников, многие из которых могут быть отреставрированы, стать музеями под открытым небом и являться объектами экскурсионного показа для отечественных и иностранных туристов. Комплексу памятников на ЮБК с целью их охраны и экспонирования необходим статус археологического заповедника.

Основой для претворения этой программы в жизнь должен стать археологический музей. Для его создания мы располагаем большим количеством экспонатов, среди которых много редких и уникальных. В нынешних условиях мало места для новых экспозиций. Благодаря поддержке мэра Ялты Сергея Борисовича Брайко пять лет назад мы смогли открыть экспозицию, представляющую наиболее ценные археологические находки Большой Ялты последних десятилетий — первую в Крыму и третью в Украине «Золотую кладовую». Мы очень благодарны за эту помощь. В будущем необходимо создание археологического музея и археологического центра для развития международного туризма и воспитания ялтинцев, которые должны знать и гордиться своей историей. Необходимо добавить, что археологические программы и исследования должны осуществляться силами ученых, профессионалов.

— То, о чем вы говорите, требует значительных финансовых ресурсов и годы работы. А есть ли то, с чего можно начать уже сейчас и что не потребует больших расходов?

— Начинать нужно с введения обязательного курса изучения исторического краеведения в школах Ялты и создания археологического центра, который бы в том числе оказывал содействие в разработке учебников, путеводителей и подготовке экскурсоводов высокого уровня по древним памятникам. Ялтинцы по большому счету не интересуются историей своего края и ничего не знают о нем.


КСТАТИ


Святилище на Гурзуфском седле – «Крымская Троя»


Одних только античных монет — 313 . В первые же дни раскопок был обнаружен золотой херсонесский статер 95 г. н. э. с изображением богини Девы. В мире известно шесть таких монет. Позднее были найдены монеты Боспорских царей I в. до н. э. — I в. н. э., античные, римские монеты с изображением Александра Македонского, римского императора Марка Аврелия, полководцев Марка Антония, Сципиона Африканского, денарии императоров Августа и Тиберия. Особую ценность представляют 20 серебряных и бронзовых эллинистических и римских статуэток с изображением Юпитера, Аполлона, Зевса, Посейдона, Артемиды, предметы вооружения — ножи, дротики, фрагменты кольчуг. Найденный в святилище римский щит «скутум» до сих пор был известен лишь по изображениям на античных надгробиях. Находки очень разнообразны – украшения, фрагменты парадной металлической посуды, кухонная утварь, инструменты, предметы для письма, стеклянные и керамические изделия. Всего в святилище обнаружили несколько тысяч предметов.

Материалы раскопок святилища у перевала Гурзуфское Седло представлены в экспозиции «Прошлое Ялты» - залы «Археология», «Золотая Кладовая» Ялтинского историко-литературного музея.


СПРАВКА

Наталья Георгиевна Новиченкова – коренная ялтинка. Ее предки Музалевы были привезены на Южнобережье Крыма из Орловской и Курской губерний еще в XIX веке графом Голицыным. В годы Великой Отечественной войны часть родственников ушла в партизаны. Близких родственников Музалевых – семью Горемыкиных – за связь с партизанами фашисты казнили на глазах у жителей города на ялтинской набережной.

Закончила исторический факультет МГУ (специализировалась на кафедре археологии). Вместе с мужем Виктором Новиченковым около 30 лет исследовала археологические памятники Большой Ялты.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и правоведения КГУ, старший научный сотрудник Ялтинского историко-литературного музея.
Вырастила сына и двух дочерей.

Відповіді

  • 2009.04.01 | Путешественник

    Re: Ялту основали греки? - Это миф, созданный помещиками XIX века

    "А сами тавры? Они же исчезли как народ?" - навязывается это мнение!
    Тавры в крымских татарах. Посмотрите на выходцев из Черкез-Кермена и Озенбваша - они похожи между собой и сильно отличаются от многих других. Есть и еще таврские сёла.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2009.04.01 | зануда

      Re: Ялту основали греки? - Это миф, созданный помещиками XIX века

      Путешественник пише:
      > "А сами тавры? Они же исчезли как народ?" - навязывается это мнение!
      > Тавры в крымских татарах. Посмотрите на выходцев из Черкез-Кермена и Озенбваша - они похожи между собой и сильно отличаются от многих других. Есть и еще таврские сёла.
      Почтеннейший, а это... Кто вам сказал, что они именно таврские? Почему не киммерийские, скифские, сарматские, готские, аланские, булгарские, печенежские?
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2009.04.01 | Путешественник

        Re: Ялту основали греки? - Это миф, созданный помещиками XIX века

        Не спорю, что я говорю не как человек, изучивший этот конкретный вопрос. Но в этих местах есть таврские могильники. Что же, вы предполагаете, что более поздние этносы съели тавров?
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2009.04.01 | зануда

          Re: Ялту основали греки? - Это миф, созданный помещиками XIX века

          Путешественник пише:
          > Не спорю, что я говорю не как человек, изучивший этот конкретный вопрос. Но в этих местах есть таврские могильники. Что же, вы предполагаете, что более поздние этносы съели тавров?
          У меня нет такого количества данных, чтобы иметь возможность что-то предполагать (и у вас, кстати, тоже нет). Поэтому я ничего и не предполагаю.
    • 2009.04.01 | Дневной дозор

      Re: Ялту основали греки? - Это миф, созданный помещиками XIX века

      Путешественник пише:
      > "А сами тавры? Они же исчезли как народ?" - навязывается это мнение!
      Как народ они действительно исчезли. Нет такого народа, тавров. И не накличьте, а то еще появятся. Я даже знаю об одном народе, который активно вентиллирует вопрос, что это он приплыл на кораблях в очень древние времена и заселил эту землю. Очень неуживчивый народ.

      > Тавры в крымских татарах. Посмотрите на выходцев из Черкез-Кермена и Озенбваша - они похожи между собой и сильно отличаются от многих других. Есть и еще таврские сёла.
      Причем здесь внешний вид? И откуда вы знаете, какой внешний вид был у тавров?
      Речь идет о народе, как этносе. Он ассимилировался еще в древние века. Не путайте с вопросом этногенеза других народов.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2009.04.01 | Путешественник

        Re: Ялту основали греки? - Это миф, созданный помещиками XIX века

        Дневной дозор, вы же понимаете, что я имел ввиду именно участие тавров в формировании населения этих и других сёл. Придираетесь...
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2009.04.01 | Дневной дозор

          Re: Ялту основали греки? - Это миф, созданный помещиками XIX века

          Путешественник пише:
          > Дневной дозор, вы же понимаете, что я имел ввиду именно участие тавров в формировании населения этих и других сёл. Придираетесь...
          Нет, вы должны понять, зачем я "придираюсь". Чтобы сомнительные, неверные утверждения потом не представляли нас всех в дурном свете. Умную и правдивую информацию опровергать боятся, а вот упрощенную и искаженную - с удовольствием найдутся охотники. Такое не раз проворачивали наши оппоненты, и именно из-за гротеска в высказываниях "горячих языков".
          Археолог, по-моему, все правильно сказала и рассказала: тавры исчезли как народ, но не были съедены или убиты. Они оставили потомство в других тогдашних народах, передали им множество своих традиций.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2009.04.01 | Путешественник

            Re: Ялту основали греки? - Это миф, созданный помещиками XIX века

            Согласен.
            По большому счету - я тоже за точность и в географии, и в топонимике, и - особенно! - в истории! А то историю так захламили в страстном желании найти позитифф там, где его нет, что перед мировым сообществом стыдно. Хорошо, что мировое сообщество еще на эту сторону жизни крымских татар внимания не обращает. А ведь обратит! И у настоящих исследователей есть критерии, - разоблачат и опозорят халтурщиков!
            Извиняет только пребывание наше в азиатском плену. Но, скажет мировое сообщество, какого хрена дипломы историков на кокарду нацепили?


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2021. Сайт розповсюджується згідно GNU Free Documentation License.
Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua