Есть еще люди, считающие депортации "добровольными"?
04/06/2009 | Ночной дозор
http://community.livejournal.com/free_crimea/17561.html
riwnodennykali_al_krimi пишет:
Как известно в 1778 году произошло выселение\переселение христиан из Крыма. Однако, судя по всему оно было совсем не таким добровольным, как принято считать.
Вот что писал еще до революции Феоктист Хартахай в своей работе «Христианство в Крыму» (которую вообще-то часто ипользуют чтобы доказать бесправие христиан в Крымском ханстве):
«Игнатий (последний митрополит Готии и Кафы) предложил христианам выход (из Крыма). Христиане, полагая, что духовный их отец стал агентом подкупной системы русских, приняли предложение недоверчиво, не понимая всей важности предложения русского правительства.… Весть о выходе христиан разошлась по всему Крыму; татары с крайним негодованием говорили о выходе и пеняли на хана, который равнодушно смотрит на распоряжения русских.… Со своей стороны, и христиане не меньше татар противились выходу. Вот что говорили евпаторийские греки на предложение выйти из Крыма: „Мы его светлостью ханом и отчизной своей довольны; от предков своих платим дань своему государю, и хоть саблями нас рубить будут, то мы все-таки никуда не уйдем“. Армянские христиане в прошении к хану говорили: „Мы слуги ваши и подданные триста лет тому назад, как живем в государстве вашего величества в удовольствии и никогда от вас беспокойств не видели. Ныне же нас хотят отсюда вывести. Ради Бога, Пророка и предков ваших нас, бедных рабов ваших, просим от такой напасти избавить, за что за вас Бога молить будем непрестанно“.
Добавлю также, что некоторые из греков и армян приняли Ислам и остались в Крыму, слившись в конце концов с крымскими татарами.
riwnodennykali_al_krimi пишет:
Как известно в 1778 году произошло выселение\переселение христиан из Крыма. Однако, судя по всему оно было совсем не таким добровольным, как принято считать.
Вот что писал еще до революции Феоктист Хартахай в своей работе «Христианство в Крыму» (которую вообще-то часто ипользуют чтобы доказать бесправие христиан в Крымском ханстве):
«Игнатий (последний митрополит Готии и Кафы) предложил христианам выход (из Крыма). Христиане, полагая, что духовный их отец стал агентом подкупной системы русских, приняли предложение недоверчиво, не понимая всей важности предложения русского правительства.… Весть о выходе христиан разошлась по всему Крыму; татары с крайним негодованием говорили о выходе и пеняли на хана, который равнодушно смотрит на распоряжения русских.… Со своей стороны, и христиане не меньше татар противились выходу. Вот что говорили евпаторийские греки на предложение выйти из Крыма: „Мы его светлостью ханом и отчизной своей довольны; от предков своих платим дань своему государю, и хоть саблями нас рубить будут, то мы все-таки никуда не уйдем“. Армянские христиане в прошении к хану говорили: „Мы слуги ваши и подданные триста лет тому назад, как живем в государстве вашего величества в удовольствии и никогда от вас беспокойств не видели. Ныне же нас хотят отсюда вывести. Ради Бога, Пророка и предков ваших нас, бедных рабов ваших, просим от такой напасти избавить, за что за вас Бога молить будем непрестанно“.
Добавлю также, что некоторые из греков и армян приняли Ислам и остались в Крыму, слившись в конце концов с крымскими татарами.
Відповіді
2009.04.06 | А. Э.
Re: Есть еще люди, считающие депортации "добровольными"?
Россия, аннексировавшая Крым в начале 1779 года, выслала с Полуострова христиан, греков и армян. Этим актом, в частности, освобождались территории, которые должны были отойти в царскую казну и российским вельможам. Мусульманское население было несравнимо больше по численности, его вытеснение и уничтожение карательными экспедициями происходило на протяжении многих десятилетий. Однако и христиан, которые на протяжении веков чувствовали себя в Крымском ханстве уважаемыми и защищенными, было тоже немало, но, тем не менее, освободить Крым от них Россия решила одноразовым актом. Царское правительство не располагало, как это было в 1944 году во время «окончательного решения татарского вопроса», «студебеккерами» и железнодорожными эшелонами, так что с выселением христиан возникли проблемы. Однако возникшие затруднения «преодолел своей энергией и распорядительностью А. В. Суворов». Историк Ю. Кулаковский («Прошлое Тавриды», Киев,1914 г.) пишет: «Переселение совершилось, невзирая на протесты как татар, так и самих христиан». Другой автор, А. Маркевич (Таврический церковнообщинный вестник, 1910 г., № 10), по этому поводу пишет, что в Крыму были весьма распространены мусульманско-христианские родственные связи. Мусульманские родичи выселяемых умоляли переселить и их вместе с их детьми и внуками, не останавливаясь ради этого даже перед принятием христианства, но российские начальники им в этом отказывали.«В овраге Салачикском, в Успенском скиту, в последний раз сошлись изнуренные, одетые в рубища сыны Пантикапеи, Феодосии и знаменитого Херсонеса… Христианам было жалко и больно оставлять страну, где они жили так долго; им жалко было оставлять свои храмы, опустевшие дома, прах предков и небо, под которым родились… После молебна все христиане с пением молитв нестройной толпой потянулись через горы и равнины, покинув навсегда берега Крыма». Автор этой цитаты Ф.Хартахай добавляет, что в пути погибла половина переселенцев («Христианство в Крыму». Симферополь, 1897 г.). И еще Ф. Хартахай пишет, что татары по всему Крыму слезно просили российских чиновников и генералов не депортировать греков и армян, их добрых соседей и родственников.
Проживающие сейчас в Крыму греки являются потомками так называемых «архипилажных греков», которых Екатерина Вторая завезла в очищенный от коренных крымских греков Крым с принадлежащих Турции островов.