МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Крымскотатарская мода

06/21/2009 | Брат-1
Статья в "Крымском времени" Марины Гусаровой

Общеизвестно, что капризная дама по имени Мода имеет несколько стилей: повседневный, спортивный, вечерний и так далее. Но, как показала выставка эскизов модной одежды, открывшаяся на днях во Всеукраинском культурном центре, существует мода и этническая. Первой ласточкой, как и следовало ожидать, стал показ работ крымскотатарских модельеров.

Возвращение к истокам

Очередной проект Всеукраинского культурного центра прошел при поддержке организации, на полуострове широко известной, — Лиги крымскотатарских женщин, которая, помимо решения вопросов политических, социальных и гуманитарных, решила заняться и популяризацией «национально окрашенной» моды. Впрочем, в этом вопросе сия организация первооткрывателем не стала — к примеру, турецкая диаспора Германии тоже уделяет внешнему виду слабого пола пристальное внимание. В этом я смогла убедиться лично, когда побывала в Кройцберге — одном из районов Берлина, населенном преимущественно турками: витрины многочисленных магазинов ярко демонстрировали образ современной мусульманки. Поверьте, впечатляет: сочетание традиционной одежды восточной женщины и изысков модельеров смотрится порой даже гламурненько.

Однако назвать экспозицию выставкой современной моды можно лишь с некоторой натяжкой: художники-модельеры Эльвира Сафу, Майре Люманова, Венера Курмаева и Халиде Чилингирова представили, помимо авангардного направления с использованием этнических мотивов, традиционно фольклорные и эстрадные костюмы.

Как заметили устроители выставки, наиболее сложным было возрождение исконно национальных узоров, силуэтов и форм: сказались годы депортации и — как следствие — влияние узбекской культуры. Модельеры признались: приходилось подолгу изучать особенности традиционного костюма уроженцев различных регионов Крыма, имевших свои особенности, обращаться к исторической литературе, к примеру к «Очеркам Крыма» известного дореволюционного краеведа Евгения Маркова, описывавшего крымскотатарских женщин как известных модниц и даже кокеток.

Говорилось на открытии и о такой стороне народного костюма, как сакральность. Не секрет, что большинство пришедших из древности аутентичных этнических узоров в старину выполняло роль оберегов от болезней и дурного глаза. Аналогичную функцию несли и украшения: ведь, по словам выступавших со вступительным словом искусствоведов, согласно древней философии, мусульманка, как изысканное творение Всевышнего, в дополнительных украшениях не нуждалась. Так что представленные на выставке на фотографиях старинные кованые пояса, ожерелья и серьги с длинными подвесками не украшали, а оберегали — вот так.

А невеста — в красном!

Как пояснили собравшимся, цвет одежды тоже имел сакральный смысл. Дети обычно носили одежду зеленых тонов, костюмы молодых девушек искрились яркими оттенками, пожилые же предпочитали фиолетовый, издавна считавшийся духовным цветом.

Преподаватель КГИПИ Эльвира Сафу, представив на выставке наряд для важнейшего для любой девушки обряда венчания, подчеркнула: цвет традиционного крымскотатарского свадебного платья — красный (хотя многие ее юные соотечественницы сегодня предпочитают «интернациональный» белый).

И все же: каким видят этномодельеры образ своей современницы? Майре Люманова, известная как создатель костюмов для ансамбля «Кърым», в своих эскизах рисует образ эдакой современной мусульманки в стилизованном под национальный наряд мини. А Венера Курмаева из Севастополя отдает предпочтение батику в этническом стиле, к тому же подчеркнутому вышивкой.

Вопрос, правда, в том, насколько востребованы будут подобные наряды в повседневной жизни. Вид юных посетительниц, пришедших на показ в традиционных джинсах, и в футболочках, призывно открывающих пупок, более чем красноречиво свидетельствовал: на уровне моды глобализация уж точно всерьез и надолго проникла в сердца и души крымскотатарских девиц. Так что изыскам этномодельеров, похоже, в ближайшее время перекочевать на улицы не светит.

Статья сопровождается на удивление пошлой фотографией какого-то варьете http://time4news.org/sites/default/files/imagecache/thumb_184x130/vostok.jpg

Відповіді

  • 2009.06.21 | Урал-

    Re: Крымскотатарская мода

    Хах..
    Все старания "обгадить" наших модельеров напрочь перечеркивает факт признания если и не превенства, то хотя бы значимой роли и заметности наших модельерш и Лиги женщин в секторе моды Крыма...
    ...........
    Пожалуй, Лиге женщин имеет смысл скинуться на некий гонорарчик за старания создать каку-то интригу и интерес к нашим модельершам..
  • 2009.06.22 | LordGare

    Вопрос для повышения уровня самообразованности

    Брат-1 пише:
    >
    > Преподаватель КГИПИ Эльвира Сафу, представив на выставке наряд для важнейшего для любой девушки обряда венчания, подчеркнула: цвет традиционного крымскотатарского свадебного платья — красный (хотя многие ее юные соотечественницы сегодня предпочитают «интернациональный» белый).
    >
    А у мусульман тоже есть такой обряд, или это очередная безграмотность отечественных "журналюг" ??
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2009.06.22 | Крымский татарин

      Re: Вопрос для повышения уровня самообразованности

      Таких "развесистых клюкв" при нынешнем уровне культуры и в Крыму, и в Киеве, и В Москв пруд пруди.
      Конечно, венчания у мусульман не бывает. Журналист даже не знает, что это такое.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2009.06.22 | Дневной дозор

        Re: Вопрос для повышения уровня самообразованности

        Крымский татарин пише:
        > Конечно, венчания у мусульман не бывает. Журналист даже не знает, что это такое.
        Возможно, журналист сам невенчанный попался.
  • 2009.06.22 | Гуливер

    Re: Крымскотатарская мода

    Фотографии самого мероприятия

    Нужно должное отдать тем, кто его организовал.
    Молодцы!

    http://crimeancraft.com/sergiler/salon.htm
  • 2009.06.22 | убежденный трезвенник

    ну, татары!!!

    А, что нельзя никак провести это мероприятие без бухла?

    http://crimeancraft.com/sergiler/salon/salon8.jpg

    Типа, культурно пьющие культурные люди? Сраная культура, я её нюх!
    Слов нет, блин, одни эмоции!
    Улян, бир медениет программаны адамакъыллы япып оламайлар, илля анавы шейтан пислигини софрагъа къоюп, домуз киби ичмек керек!
    Сон кимсенинъ джаны авурмасын, бизе пис татарлар дегенде.
    Сычайым шарап ичкен авузларына!
    Короче, сплошной культур-мультур, чисто по-татарски...
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2009.06.22 | Старенький Старичок

      Хватит бухать, татары!

      убежденный трезвенник пише:
      > А, что нельзя никак провести это мероприятие без бухла?
      Правильно говоришь, вот и мы тоже говорим: ХВАТИТ БУХАТЬ!!!
      Вступай к нам! Или к хизбутам (они хоть и татары, но тоже наши проверенные ребята, настоящие трезвенники!).
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2009.06.22 | убежденный трезвенник

        Re: Хватит бухать, татары!

        Старенький Старичок пише:

        > Вступай к нам! Или к хизбутам (они хоть и татары, но тоже наши проверенные ребята, настоящие трезвенники!)

        Мне кажется, правильнее будет к хизбии или к хизбиям.
        Спасибо за приглашение, но у меня нет намерения присоединяться ни к вам, ни к ним. У меня с вами мало общего, не приживемся. С хизбиями больше, но я не поддерживаю некоторые их идеи.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2009.06.22 | Старенький Старичок

          Re: Хватит бухать, татары!

          убежденный трезвенник пише:
          > Мне кажется, правильнее будет к хизбии или к хизбиям.
          Вот именно, к хизбутам правильнее!!! Чем к бухарям!
          > Спасибо за приглашение, но у меня нет намерения присоединяться ни к вам, ни к ним. У меня с вами мало общего, не приживемся. С хизбиями больше, но я не поддерживаю некоторые их идеи.
          Да ну, какие там идеи! Просто не надо бухать и все! Тут много идей не надо!
          Вступай не пожалееш!!!
      • 2009.06.22 | Гуливер

        Re: Хватит бухать, татары!

        Старенький Старичок пише:
        > Вступай к нам! Или к хизбутам (они хоть и татары, но тоже наши проверенные ребята, настоящие трезвенники!).

        А почему у них поведение неадекватное?
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2009.06.22 | Иногда рюмашечку очень даже...

          Убежденному трезвеннику

          Понимаешь, Трезвый, хоть ты и трезвый, но невнимательный. Показ мод имел место во время банкета на закрытии Конгресса. На столах были и вода, и вино. Каждый пил то, что желает.
          А ты хотел бы камнями побивать тех, кто пьет по праздникам вино?
          Хрен тебе, не будет по твоему!
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2009.06.22 | Старенький Старичок

            Алкаш пришел

            Иногда рюмашечку очень даже... пише:

            > А ты хотел бы камнями побивать тех, кто пьет по праздникам вино?
            Он молодец, мы так и будем делать, камнями! И татары нас поддержат!
            > Хрен тебе, не будет по твоему!
            Вон посмотрите на алкаша: бухнул и начал ругаться! Заберите его в обезьянник!!! А то он матом ругаться начнет
          • 2009.06.22 | убежденный трезвенник

            Re: Убежденному трезвеннику

            Иногда рюмашечку очень даже... пише:
            > Понимаешь, Трезвый, хоть ты и трезвый, но невнимательный. Показ мод имел место во время банкета на закрытии Конгресса. На столах были и вода, и вино. Каждый пил то, что желает.

            Конечно, пьянице нет разницы где пить. Пусть это будет показ мод или церемония закрытия чего-либо.

            > А ты хотел бы камнями побивать тех, кто пьет по праздникам вино?

            Я уже сказал, что бы я хотел сделать тем, кто пьет из числа моих братьев по крови и по вере. Если ты не понял, спроси у того кто знает крымскотатарский.

            Пьяниц не камнями бьют, а палками по пяткам. Имей ввиду.
            Крымские татары не имеют никакого морального права пить спиртные напитки, иначе они перестают быть крымскими татарами и становятся пьяной набыченной татарвой. Это аксиома.
            Пьянство (количество выпитого и переодичность питья не имеют значения) - это такой же фактор ассимиляции, как смешанные браки, незнание родного языка, продажность, шкурничество и т.д.
            Послушайте Жданова. Очень наглядно и убедительно.

            http://tvereza.info/downloads/video/alcoholvideo_ru.html

            > Хрен тебе, не будет по твоему!

            :lol: Ну, тогда пусть будет по-твоему. Пей сколько влезет, будешь долго мучаться и раньше сдохнешь. На одного алкаша-дегенерата меньше - мне лучше.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2009.06.22 | Гуливер

              О роли алкоголя

              убежденный трезвенник пише:
              >

              > Пьянство (количество выпитого и переодичность питья не имеют значения) - это такой же фактор ассимиляции, как смешанные браки, незнание родного языка, продажность, шкурничество и т.д.


              Алкоголь больше задуман как средство управления народными массами.

              Если вы станете больше пить, вы не станете менеее крымским татарином от этого, и не станете походить на русских или еще кого-то, Вами, просто будут легче управлять люди , которые считают себя хозяевами на планете.

              Но это не значит, что крымцами нельзя управлять. Можно, что и делают.
            • 2009.06.22 | Шарапчы

              Алкогольная ассимиляция

              убежденный трезвенник пише:

              > Крымские татары не имеют никакого морального права пить спиртные напитки, иначе они перестают быть крымскими татарами

              Не перестают. Крымцы - не чукчи, чтобы в силу физиологических причин неизбежно деградировать от питья. Крымские татары активно употребляли алкоголь (в горах - вино, в степи - бузу) задолго до того, как здесь появились русские. Однако татарами быть не перестали.
              Дело не в алкоголе самом по себе (который всегда имел в Крыму свое место, хоть и незначительное), а в традиции его употребления.
              Трезвенник правильно утверждает, что современное потребление алкоголя крымскими татарами - четкий признак ассимиляции. Потому что они пьют не "по-татарски", а по-русски. Они переняли русскую алкогольную традицию. И пьют не горные крымские вина из винограда Шабаш, который уже никто не помнит, и не пьяную бузу, которую уже никто не готовит, а жрут русскую водяру.
              Причем русские алкогольные повадки переняты давно, еще до депортации. Уже свадьбы 1920-х гг. не обходились без пьянства.
        • 2009.06.22 | Старенький Старичок

          Re: Хватит бухать, татары!

          Гуливер пише:
          > Старенький Старичок пише:
          > > Вступай к нам! Или к хизбутам (они хоть и татары, но тоже наши проверенные ребята, настоящие трезвенники!).
          >
          > А почему у них поведение неадекватное?

          Ну, потому что трезвость - это не единственное условие для адекватности! Надо еще выучку пройти! И ты тоже кидай бухать вступай к нам! Мы тебе объясним про адекватность! Ну или к хизбутам, они тоже объяснят!!!
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2009.06.22 | Гуливер

            Re: Хватит бухать, татары!

            Старенький Старичок пише:

            > Ну, потому что трезвость - это не единственное условие для адекватности! Надо еще выучку пройти! И ты тоже кидай бухать вступай к нам! Мы тебе объясним про адекватность! Ну или к хизбутам, они тоже объяснят!!!

            Ваше общество не могу вступить, так как к вам приходят люди, которые перестают пить. А я и не начинал. Я даже пьян еще не был.
            Вот так вот.

            Ну а с хизбами отдельный разговор...
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2009.06.22 | Иногда рюмашечку очень даже...

              Не надо воспитывать в своем образе, ибо неизвестно...

              Какой смысл жить во Франции. если рюмочку бордо не пропускать за обедом.
              А трезвеннику убежденному отвечаю на моем родном языке: къарарын билип ичсенъ тек шенъленирсин. Эбет, патлатым шапырсанъ - оны кейфи олмаз.
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2009.06.22 | Гуливер

                Re: Не надо воспитывать в своем образе, ибо неизвестно...

                Иногда рюмашечку очень даже... пише:
                > Какой смысл жить во Франции. если рюмочку бордо не пропускать за обедом.

                Во Франции масса других интересов и прелестей...

                Их и в Крыму не мало, но нужно замечать, окружать и жить в своем мире, а кто это не может сделать, тому может бутылка и помощник.
              • 2009.06.22 | убежденный трезвенник

                Re: Не надо воспитывать в своем образе, ибо неизвестно...

                Иногда рюмашечку очень даже... пише:
                > къарарын билип ичсенъ тек шенъленирсин. Эбет, патлатым шапырсанъ - оны кейфи олмаз.

                Эбет, бугунь къарарыны билесинъ, ярын къайда, насыл ве кимнен ичип шишкенинъ асыл да акълынъа кельмез. Сен "шенленмек" ичюн иче олсанъ демек ки, сенинъ де мийни къакъып элинъе бердилер де, озюнъе насыл зарар кетиргенини анълап оламайсынъ.
                Сенинъ ойле мусульман ве ойле къырымтатар олгъанынъдан мен утанам.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2021. Сайт розповсюджується згідно GNU Free Documentation License.
Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua