Крим зробив з Йозефа Бойса "гуру постомодерну"
06/26/2009 | Tatarchuk
Днями мені розказали історію про "гуру постмодерну", який вважав поштовхом до зміни свого світогляду перебування в окупованому німцями Криму.
За поради свого знайомого, який нещодавно зацікавився цією темою, набрав у пошуку ім/я Йозефа Бойса/Бойза і от перше ж що знайшов.
Бойс, Йозеф
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бойс,_Йозеф
Йозеф Бойс (нем. Joseph Beuys, 12 мая 1921, Крефельд, Германия — 23 января 1986, Дюссельдорф, Германия) — немецкий художник, один из лидеров постмодернизма.
Йозеф Бойс родился в Крефельде (земля Северный Рейн-Вестфалия) 12 мая 1921 в семье торговца. Детство провел в Клеве близ голландской границы. Во время Второй мировой войны служил в авиации. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от символа, послужила зима 1943, когда его самолет был сбит над Крымом. Морозная «татарская степь», а также топленый жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, сохранив телесное тепло, предопределили образный строй его будущих произведений. Вернувшись в строй, воевал также в Голландии. В 1945 был взят в плен англичанами. В 1947–1951 учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, где главным его наставником был скульптор Э.Матаре. Художник, получивший в 1961 звание профессора Дюссельдорфской академии, был в 1972 уволен после того, как вместе с не принятыми абитуриентами в знак протеста «оккупировал» ее секретариат. В 1978 федеральный суд признал увольнение незаконным, однако Бойс уже не принял профессуры, стремясь быть максимально независимым от государства. На волне левой оппозиции он опубликовал манифест о «социальной скульптуре» (1978), выразив в нем анархо-утопический принцип «прямой демократии», призванной заменить существующие бюрократические механизмы суммой свободных творческих волеизъявлений отдельных граждан и коллективов. В 1983 выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг (по списку «зеленых»), но потерпел поражение. Бойс умер в Дюссельдорфе 23 января 1986. После смерти мастера каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов на самом видном месте в виде почетного мемориала. Самым крупным и в то же время самым характерным из этих мемориалов является Рабочий блок в Музее земли Гессен в Дармштадте — анфилада залов, воспроизводящих атмосферу бойсовской мастерской, полной символических заготовок — от рулонов прессованного войлока до окаменевших колбас.
Галерея | 02.10.2002
Йозеф Бойс
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,647765,00.html
В начале 80-х годов его имя в списках самых современных художников стояло на первом месте, а Энди Уорхол включил Бойса в свою галерею портретов культовых супер-звезд вместе с Мерлин Монро, Сталиным и Мао Дзе-дуном. В 60-70-х годах Йозеф Бойс стал культовой фигурой, своего рода гуру для молодого поколения, чуть ли не основателем новой религии. Ни один художник после Второй мировой войны не будоражил общественное мнение, как этот профессор дюссельдорфской академии, наделенный фанатической энергией, даром слова и той способностью воздействовать на людей, которую принято называть харизмой. Где бы и в каком качестве ни появлялся Бойс, он всегда оставался центром, вокруг которого вращалось все.
Он родился 12 мая 1921 года в городе Клеве в буржуазной и строго католической семье. Бойс уже в школьные годы поглощал уйму книг: Гете, Шиллер, Новалис, Шопенгауер – вплоть до трактатов основателя антропософии Рудольфа Штейнера, оказавшего на него особое влияние. Его интересовало все: медицина (он хотел стать врачом), искусство, биология, мир животных, философия, антропософия, антропология, этнография. Активная, энергичная натура Бойса требовала действия. Это, очевидно, и привело его в юности в ряды "гитлерюгенда".
Из "гитлерюгенда" дорога шла на фронт, и в 1940 году Бойс записывается добровольцем в германскую военную авиацию. На войне он проявляет себя дисциплинированным и храбрым солдатом. Он осваивает профессии радиста и пилота бомбардировщика. Он совершает множество боевых вылетов, за что и был награжден Крестами второй и первой степени. А в 1943 году его самолет сбили где-то над крымскими степями. Напарник Бойса погиб, а его самого с переломом черепа и тяжелыми ранениями вытащили из горящей машины местные татары-кочевники, очевидно, пастухи или скотоводы. У татар он пробыл недолго. Через восемь дней его обнаружили немецкие спасательные отряды.
Сам Бойс считал этот отрезок времени решающим для его последующей творческой карьеры. Здесь, в Крыму, он лицом к лицу столкнулся с той самой антропологией, которой увлекался с детских лет. Татары лечили его ритуальными методами, уходящими корнями в древнюю традицию этого народа. Израненное тело Бойса они обкладывали кусками сала, вливающего в организм жизненную силу, и заворачивали в войлок, сохраняющий тепло. Привиделось ли ему это в бреду (он пролежал в коме 20 дней) или было на самом деле, во всяком случае, сало и войлок стали впоследствии важными материалами его скульптур и инсталляций, а антропологический принцип лег в основу его концепции.
За поради свого знайомого, який нещодавно зацікавився цією темою, набрав у пошуку ім/я Йозефа Бойса/Бойза і от перше ж що знайшов.
Бойс, Йозеф
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бойс,_Йозеф
Йозеф Бойс (нем. Joseph Beuys, 12 мая 1921, Крефельд, Германия — 23 января 1986, Дюссельдорф, Германия) — немецкий художник, один из лидеров постмодернизма.
Йозеф Бойс родился в Крефельде (земля Северный Рейн-Вестфалия) 12 мая 1921 в семье торговца. Детство провел в Клеве близ голландской границы. Во время Второй мировой войны служил в авиации. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от символа, послужила зима 1943, когда его самолет был сбит над Крымом. Морозная «татарская степь», а также топленый жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, сохранив телесное тепло, предопределили образный строй его будущих произведений. Вернувшись в строй, воевал также в Голландии. В 1945 был взят в плен англичанами. В 1947–1951 учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, где главным его наставником был скульптор Э.Матаре. Художник, получивший в 1961 звание профессора Дюссельдорфской академии, был в 1972 уволен после того, как вместе с не принятыми абитуриентами в знак протеста «оккупировал» ее секретариат. В 1978 федеральный суд признал увольнение незаконным, однако Бойс уже не принял профессуры, стремясь быть максимально независимым от государства. На волне левой оппозиции он опубликовал манифест о «социальной скульптуре» (1978), выразив в нем анархо-утопический принцип «прямой демократии», призванной заменить существующие бюрократические механизмы суммой свободных творческих волеизъявлений отдельных граждан и коллективов. В 1983 выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг (по списку «зеленых»), но потерпел поражение. Бойс умер в Дюссельдорфе 23 января 1986. После смерти мастера каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов на самом видном месте в виде почетного мемориала. Самым крупным и в то же время самым характерным из этих мемориалов является Рабочий блок в Музее земли Гессен в Дармштадте — анфилада залов, воспроизводящих атмосферу бойсовской мастерской, полной символических заготовок — от рулонов прессованного войлока до окаменевших колбас.
Галерея | 02.10.2002
Йозеф Бойс
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,647765,00.html
В начале 80-х годов его имя в списках самых современных художников стояло на первом месте, а Энди Уорхол включил Бойса в свою галерею портретов культовых супер-звезд вместе с Мерлин Монро, Сталиным и Мао Дзе-дуном. В 60-70-х годах Йозеф Бойс стал культовой фигурой, своего рода гуру для молодого поколения, чуть ли не основателем новой религии. Ни один художник после Второй мировой войны не будоражил общественное мнение, как этот профессор дюссельдорфской академии, наделенный фанатической энергией, даром слова и той способностью воздействовать на людей, которую принято называть харизмой. Где бы и в каком качестве ни появлялся Бойс, он всегда оставался центром, вокруг которого вращалось все.
Он родился 12 мая 1921 года в городе Клеве в буржуазной и строго католической семье. Бойс уже в школьные годы поглощал уйму книг: Гете, Шиллер, Новалис, Шопенгауер – вплоть до трактатов основателя антропософии Рудольфа Штейнера, оказавшего на него особое влияние. Его интересовало все: медицина (он хотел стать врачом), искусство, биология, мир животных, философия, антропософия, антропология, этнография. Активная, энергичная натура Бойса требовала действия. Это, очевидно, и привело его в юности в ряды "гитлерюгенда".
Из "гитлерюгенда" дорога шла на фронт, и в 1940 году Бойс записывается добровольцем в германскую военную авиацию. На войне он проявляет себя дисциплинированным и храбрым солдатом. Он осваивает профессии радиста и пилота бомбардировщика. Он совершает множество боевых вылетов, за что и был награжден Крестами второй и первой степени. А в 1943 году его самолет сбили где-то над крымскими степями. Напарник Бойса погиб, а его самого с переломом черепа и тяжелыми ранениями вытащили из горящей машины местные татары-кочевники, очевидно, пастухи или скотоводы. У татар он пробыл недолго. Через восемь дней его обнаружили немецкие спасательные отряды.
Сам Бойс считал этот отрезок времени решающим для его последующей творческой карьеры. Здесь, в Крыму, он лицом к лицу столкнулся с той самой антропологией, которой увлекался с детских лет. Татары лечили его ритуальными методами, уходящими корнями в древнюю традицию этого народа. Израненное тело Бойса они обкладывали кусками сала, вливающего в организм жизненную силу, и заворачивали в войлок, сохраняющий тепло. Привиделось ли ему это в бреду (он пролежал в коме 20 дней) или было на самом деле, во всяком случае, сало и войлок стали впоследствии важными материалами его скульптур и инсталляций, а антропологический принцип лег в основу его концепции.
Відповіді
2009.06.26 | Искусствовед
А Гуркович против
Краевед Гуркович потратил много усилий на то, чтоб доказать, что никакого падения Бойса в Крыму не было и что все это выдумки. Уж и не знаю, почему он так близко принял это к сердцу. Наверно, что-то глубоко личное.Но если и было, то Крыму большой чести не делает: если бы Гитлер увидел послевоенные "работы" Бойса из комков шерсти и навоза, то он с полным основанием назвал бы это "искусством извращений и разложения". И я бы охотно согласился с ним, хотя вообще-то почти никогда не соглашаюсь с Гитлером
2009.06.26 | Tatarchuk
Re: А Гуркович против
Искусствовед пише:> Краевед Гуркович потратил много усилий на то, чтоб доказать, что никакого падения Бойса в Крыму не было и что все это выдумки. Уж и не знаю, почему он так близко принял это к сердцу. Наверно, что-то глубоко личное.
Цікаво як це можна довести? Відсутністю підтвердження в облархіві КГБ?
> Но если и было, то Крыму большой чести не делает: если бы Гитлер увидел послевоенные "работы" Бойса из комков шерсти и навоза, то он с полным основанием назвал бы это "искусством извращений и разложения". И я бы охотно согласился с ним, хотя вообще-то почти никогда не соглашаюсь с Гитлером
Я думаю що про смаки не варто сперечатися, навіть з Гітлером. Мені наприклад взагалі не "доставляє" література десь так починаючи з ХІХ а особливо ХХ століття, але ж я не стверджую що все це варто повикидати з бібліотек Та й музика років 150 назад була цікавіша - але то на індливідуальний смак
2009.06.26 | Искусствовед
Re: А Гуркович против
Tatarchuk пише:> Цікаво як це можна довести? Відсутністю підтвердження в облархіві КГБ?
Признаться, не помню, что там были за доводы; я не вникал в его аргументацию, но видел в сети какие-то огромные тексты на эту тему, на ядовито-зеленом фоне. (Потому и не вникал: из-за страшного фона, на котором невозможно читать )
> Я думаю що про смаки не варто сперечатися, навіть з Гітлером.
Разумеется, мое мнение о вкусах - сугубое имхо. Мнение Гитлера не было бы имхом, но, к счастью для Бойса, Гитлер не видел его послевоенных работ