Питання: Громадське життя і віра
05/14/2002 | Serhiy Hrysch
Прочитав статті про ставлення баптистів до громадського життя. Наведений нижче є кусок статті, що опублікована в одеському журналі "Богомисліє" і приведена внизу повідомлення . Це стаття не окремо взята, а просто добре представляє купу інших матеріалів про уявленя баптистів про співвідношення громадського життя і віри.
Що ви про це думаєте, панове протестанити і не протестанти??
Кусочок статті про народних депутатів (повна стаття в кінці повідомлення):
"Если христианин будет активным членом общества охраны природы, памятников, профсоюзным деятелем, пекущемся об улучшении здравохранения, участником движения за возрождение национальной культуры и языка, то чем, собственно, его устремления будут отличаться от устремления людей мира сего, активных участников всех существующих общественных организаций? Ничем! Каким же может и должно быть участие христианина в общественой жизни?
Попытаемся от голого теоретизирования по этому поводу перейти к его практическому рассмотрению, поставив вопрос так: может ли истинный христианин быть народным депутатом на любом уровне власти? Тут сразу возникают вопросы. Народный депутат - кого он представляет: верующих или неверующих? В чем основной смысл его деятельности? И что он, собственно, должен делать? Какую часть своего времени он должен посвящать реализации своих депутатских обязанностей?
А вот и варианты ответов. Народный депутат - представитель неверующих и их интересов в первую очередь, т.к. последних, как явствует из Писания, большинство и, возможно, незначительной группы верующих. Он обязан добиваться справедливости во всех решениях, принимаемых в масштабе его уровня власти: способствовать улучшению материально-бытовых условий своих избирателей; урегулированию различных ходатайств и т.п. В целом, образно говоря, смысл его деятельности сводится к приближению эфемерного золотого века на земле. И заниматься этим депутату приходится постоянно, используя все оставшееся от основной работы и непременных домашних дел время.
Эти ответы показывают, что христианин, давший согласие стать депутатом, займется не свойственным для благовестника Божия делом. Посвятить все свое свободное от труда время тому, чтобы стараться приблизить золотой век на земле для грешников, не знающих имени Христа, добиваться справедливости и материальных благ вне зависимости от воли Иисуса, представляется полным абсурдом. И прежде всего потому, что главное дело христианина - отнюдь не благоустройство этой жизни для грешников, но благовестие, свидетельство об Иисусе, которому избранник Божий должен посвятить всего себя без остатка, не считаясь со временем.
Один молодой, энергичный и искренний брат как-то в частной беседе, высказал возражения против мысли, что христианин не создан для обыденной общественной деятельности и, в частности, не создан во Христе для того, чтобы быть депутатом. В качестве аргумента в пользу своей версии, он привел утверждение о том, что депутатская трибуна может быть использована для проповеди покаяния. Что можно было бы противопоставить этому аргументу? Представьте себе заседание исполкома по поводу неисправности сантехнического оборудования жилого дома. Теперь представьте нашего депутата, который вместо того, чтобы обличить разбазаривших необходимое оборудование мастеров и техников подотчетного исполкому РСУ, предлагает им всем покаяться и пойти за Христом. Намекает он о необходимости покаяния и всем остальным участникам заседания,имея в виду также и его председателя. Думается, у нашего славного и доброго брата вряд ли еще раз представилась бы возможность пользоваться депутатской трибуной. "
ВСЯ СТАТТЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ХРИСТИАНИНА
АЦИХОВСКАЯ Н.В., ОДЕССА
Проблема "христианин и общество" - существовала всегда. И люди всегда по-разному решали ее. Однако точка зрения Бога на эту проблему не менялась с течением веков.
Божье видение народов тем и отличается от современного политического мировоззрения,что у Бога народы состоят из известных лично Ему индивидуальностей, к которым Он обращается персонально. А современная точка зрения - это социум, общие тенденции его развития, среднестатистический индивид: политический разговор рассчитан на всех в общем и ни на кого в отдельности.
Поэтому дети Божии не должны отклоняться от линии поведения, учрежденной своим Отцом. Христа невозможно навязать не только какому-нибудь народу, нации, но даже отдельной личности. Проблема христианства может рассматриваться и решаться исключительно на уровне индивидума, обретая, по существу, форму одного-единственого вопроса: идешь ли ты за Христом? Священник может лишь остерегать людей (Иез.3.18), а не призывать их изменять законодательство государства. Господь посылал учеников призывать не к низвержению земных властей. Его цель заключалась не в обличении сильных мира сего, например, мертвого синедриона, но в обращении грешников к Богу. Надобно противостоять не закону, а сатане. "Нужно действовать не против, а выше",- как говорил В.Марцинковский. Так что смысл земной жизни истинный христианин обретает не в борьбе за "правильный" государственный закон, а в участии в возрождении каждого конкретного человека, его присоединении ко Христу.
Решать проблемы на уровне следствий, а не причин - дело бесполезное, ибо, как показывает исторический опыт, государственные законы вторичны. Первично же то, что истинное христианство, как образ жизни всецело основанный на Христовом законе, переживает сегодня серьезный кризис. Ныне,доминирующим среди христиан, как это ни прискорбно, является иной образ жизни, движущей силой которого является стремление к обогащению, безудержная гонка за земной славой. Законодательство и право ,как и культура в целом, лишь отразили этот отход от христианских догматов и норм.
Христианин живет на земле как странник-путешественник в чужом государстве. В чем это проявляется? Прежде всего в том, что он всеми силами старается не преступать законы этого государства, дабы не подвергнуться суду. Разница между понятием "не преступать" и "исполнять",полагаю, очевидна. Исполнение предполагает инициативное действие в направлении закона. Не преступать - это значит жить так смиренномудренно в тишине и уповании, чтобы не приходить в столкновение с государственными законами. В последнем случае основой жизнедеятельности христианина является закон Христов, Его заповеди, помогающие человеку существовать в чуждых его духу политических и законодательных системах. Думается, что характер отношения христианина к государству и его законам,выражают слова Ап.Павла: "Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны,будьте в мире со всеми людьми" (Рим.12.17,18), сопоставленные с определением добра данным через пророка Михея: "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо,любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (Мих.6.8).
Показательно в этом плане поведение нашего Господа Иисуса Христа в дни Его земного пребывания. Обличая фарисеев, Христос повелевает народу: "Итак, все, что они велят вам, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают"(Мф.23.3). Другими словами это означает, что если законом правильно пользоваться, то он будет во благо исполняющему. Но можно провозглашать одно, а делать другое. Жизнь подтверждает, что фарисеи и лицемеры существовали во все времена, немало их окружает нас и сегодня. И все же, Господь, обличая законников, сказал: "Соблюдайте и делайте", а не занялся организацией против синедриона, делающего народ сынами геенны (Мф.23.15). Не восстанавливал Он народ и против Рима, его жестоких законов, но сказал: "Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф.22.21).
Обратите внимание на Его слова: Бог не требует Себе того, чем Он дал право пользоваться кесарю, но и Своего ему не отдает. Применительно к римскому закону, это означает, что его суть,по крайней мере в общей форме, не противоречит Божьим заповедям.
Совсем иное дело, когда люди, манипулирующие законом, пользуясь своим преимущественным положением, принуждают конкретного христианина преступать закон Христов - отдавать Божие кесарю или оставлять Божие ради кесаревого. Из истории Церкви мы знаем такой случай с Апостолами, описанный в Деяниях 5.12-42. Апостолы проявили неповиновение решению синедриона и "не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе" (ст.42), решительно определив свое отношение к человеческим законам: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам"(ст.29). Думаю, здесь вполне позволительно провести параллель между законодательством, которым руководствовался синедрион и обычным государственным законодательством: и то, и другое противоречит закону Божию, потому что, как сказал пророк Исаия: И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь,заповедь на заповедь, правило на правило,правило на правило, тут немного,там немного..." (Ис.28.13).
Практически во всех конфликтных ситуациях между Апостолами и законом, ученики Христовы стремились отдать Божие Богу - свидетельствовать о Спасителе. Они не искали своего,не пытались даже защищать себя от различных притеснений законников и даже физических наказаний. Исключение составляют два случая с Апостолом Павлом (Деян.22.25; 23.3), которые, впрочем, также не являются протестом в прямом смысле этого слова. Нигде на страницах Нового Завета мы не видим Апостолов или первых христиан, собравшихся на демонстрацию по поводу какой-либо житейской проблемы, пусть даже крайне важной,к примеру такой, как рабство. Они не только не противостояли закону, если он не заставлял их отдавать Божие кесарю, но напротив, повиновались ему. Этому их учил Христос, не только проповедью, но и на деле. В этом плане особенно показателен случай, описанный Матфеем в 17 главе 24-27 ст. Иисус и Его ученики были свободными от дани на храм (по утверждению Христа (ст.26): "Итак сыны свободны"). Но Господь сказал: "Но чтобы нам не соблазнить их...отдай им за Меня и за себя". Смысл повеления Господня следует, очевидно, понимать так: даже если закон требует несправедливо, но не извращает при этом существо христианской позиции, не толкает к отступничеству от свидетельства Христова - делай, что велит закон. Этот же призыв мы находим и в 13 главе послания Апостола Павла к Римлянам, где прямо сказано о необходимости повиновения властям. И это понятно: ведь не власти определяют спасение души и рождение нового человека во Христе. Наилучшим подтверждением тому является вся история христианства в продолжение почти двадцати веков,испытавшего самые жестокие притеснения, но также нетленного ныне: "Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф.6.12). Смысл жизни христианина и сегодня сводится не к борьбе против законодателей и закона. Наша цель - устоять против сатаны и его ангелов, занимая активную общественную позицию. Несомненно,обще- ственная активность христианина - это активность особого рода, корен- ным образом отличающаяся от так называемой "гражданской позиции".
Если христианин будет активным членом общества охраны природы, памятников, профсоюзным деятелем, пекущемся об улучшении здравохранения, участником движения за возрождение национальной культуры и языка, то чем, собственно, его устремления будут отличаться от устремления людей мира сего, активных участников всех существующих общественных организаций? Ничем! Каким же может и должно быть участие христианина в общественой жизни?
Попытаемся от голого теоретизирования по этому поводу перейти к его практическому рассмотрению, поставив вопрос так: может ли истинный христианин быть народным депутатом на любом уровне власти? Тут сразу возникают вопросы. Народный депутат - кого он представляет: верующих или неверующих? В чем основной смысл его деятельности? И что он, собственно, должен делать? Какую часть своего времени он должен посвящать реализации своих депутатских обязанностей?
А вот и варианты ответов. Народный депутат - представитель неверующих и их интересов в первую очередь, т.к. последних, как явствует из Писания, большинство и, возможно, незначительной группы верующих. Он обязан добиваться справедливости во всех решениях, принимаемых в масштабе его уровня власти: способствовать улучшению материально-бытовых условий своих избирателей; урегулированию различных ходатайств и т.п. В целом, образно говоря, смысл его деятельности сводится к приближению эфемерного золотого века на земле. И заниматься этим депутату приходится постоянно, используя все оставшееся от основной работы и непременных домашних дел время.
Эти ответы показывают, что христианин, давший согласие стать депутатом, займется не свойственным для благовестника Божия делом. Посвятить все свое свободное от труда время тому, чтобы стараться приблизить золотой век на земле для грешников, не знающих имени Христа, добиваться справедливости и материальных благ вне зависимости от воли Иисуса, представляется полным абсурдом. И прежде всего потому, что главное дело христианина - отнюдь не благоустройство этой жизни для грешников, но благовестие, свидетельство об Иисусе, которому избранник Божий должен посвятить всего себя без остатка, не считаясь со временем.
Один молодой, энергичный и искренний брат как-то в частной беседе, высказал возражения против мысли, что христианин не создан для обыденной общественной деятельности и, в частности, не создан во Христе для того, чтобы быть депутатом. В качестве аргумента в пользу своей версии, он привел утверждение о том, что депутатская трибуна может быть использована для проповеди покаяния. Что можно было бы противопоставить этому аргументу? Представьте себе заседание исполкома по поводу неисправности сантехнического оборудования жилого дома. Теперь представьте нашего депутата, который вместо того, чтобы обличить разбазаривших необходимое оборудование мастеров и техников подотчетного исполкому РСУ, предлагает им всем покаяться и пойти за Христом. Намекает он о необходимости покаяния и всем остальным участникам заседания,имея в виду также и его председателя. Думается, у нашего славного и доброго брата вряд ли еще раз представилась бы возможность пользоваться депутатской трибуной.
Подобным образом можно было бы проверить любую общественную позицию, которую предложили бы занять христианину. В чем же заключается эта проверка?
Во-первых, и это главное, следует спросить себя: занял бы эту позицию Христос?
Во-вторых, какова главная цель, на которую будет направлена деятельность христианина, занявшего эту позицию? И та ли это цель, к которой он должен стремиться ?
В-третьих, позволительны ли и доступны ли для христианина средства, которыми он будет вынужден пользоваться для достижения цели?
В-четвертых, какую часть его жизни, времени займет это общественное дело?
В-пятых, не будет ли ущерба для благовестия, свидетельства?
Перечень критериев можно было бы продолжить, но, полагаю, и этих пяти достаточно для основной проверки.
Не многие виды общественной деятельности выдерживают своеобразный этот тест - остаются различные виды благотворительности и милосердия, просветительская деятельность, но и это уже, практически, область благовестия. Все точно так же, как и во времена Апостолов. Здесь необходимо добавить, что даже не всякая профессиональная деятельность может быть приемлема христианину, в частности, юридически - правовая деятельность (следователя, судьи и т.п.).
Представляется не лишним рассмотреть и этот род деятельности, т.к. существует практика избрания не только судей, но и народных заседателей, членов товарищеского суда. Конечно же,заповедь Христа: "Не судите да не судимы будете" (Мф.7.1) - относится к рассматриваемой проблеме. Ведь именно через следователя, судью и суд, объективный закон сталкивается с зыбучими песками субъективных точек зрения. Кроме того, такая печальная реальность как коррупция, извечно существующая в юридически-правовых кругах повсеместно, способна либо развратить добрые нравы христианина, рискнувшего заняться юриспруденцией, либо вытолкнуть его из этой среды. Как тут не вспомнить замечательные слова: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей;но в законе Господа воля его,и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс.1.1,2).
Правда, мои оппоненты могут ссылаться на то, что в Израиле не только были судьи, но и что они даже правили народом достаточно продолжительный период времени. Да, это действительно так.И все же подобная ссылка неудачна. Как видно из книги Судей, Бог лично занимался избранием судьи и руководил его деятельностью,вплоть до откровения в особо важных случаях. Очень важно и то, что деятельность судьи регламентировалась законом, данным Самим Богом. Но ко времени прихода на землю Иисуса Христа, юридически-правовой аспект жизни израильтян уже мало удовлетворял их и были заметны нарушения незыблемых законов.
С приходом Христа,Его смертью и воскресением, изменилась сама суть проблемы. Действительно, как может возрожденный, имеющий в себе вечную жизнь христианин, судить мертвого духом, уже осужденного на смерть грешника? А проблема встала именно так, потому что христиане не должны быть судимы мирским судом, как предостерегали Апостолы Петр и Павел (1 Петр.4.15; 1 Кор.6.6).
Этот мир и его деятели больны грехом.Их изломанная грехом совесть, не может поставить правильный диагноз, рассудить и назначить необходимое лечение, точно так, как психически больной человек никогда не согласится с тем, что он болен и ему необходимо лечение. Потому-то люди ищут причины зла и бед земных в сложившихся вокруг них материальных обстоятельствах - с одной стороны, и с другой - в приписывании нарушений морали и этики любому другому лицу или народу, только не себе лично. Духовная опустошенность и слепота заставляют весь мир суетиться, подталкивают к более или менее активному участию в различных мероприятиях и организациях, способных в лучшем случае лишь незначительно скрасить конкретные обстоятельства быта на земле. При этом истинные пути восстановления духовного здоровья человечества, зарастают обильными всходами проросших плевел.
Иисус о христианах сказал вполне определенно:"Они не от мира, как и Я не от мира" (Ин.17.16). И далее Господь молит Отца: "Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир...Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (Ин.17.17-21).
Отсюда следует, что в этом мире, который не наш, мы все имеем вполне определенное посланничество - обращать людей ко Христу, делать все для того, чтобы по нашим словам они смогли найти путь к Иисусу и уверовать, что Он приходил на землю с великой миссией от нашего Небесного Отца. В связи с этим хочется напомнить необычайно поэтичные и глубокие по смыслу слова, которые относятся к Иисусу, записанные пророком Исаией в 42 главе ст.19: "Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?" Неужели Иисус был слеп и глух? Ведь Он, по свидетельству евангелистов, божественным взглядом Своим проникал в глубины сердец людских и слышал голоса Ангелов. Ключ к пониманию смысла этого стиха мы находим во второй его части -"слеп, как возлюбленный..." Когда человек любит, то никто и ничто на свете уже не может отвлечь его внимание от предмета любви. Он весь поглощен его созерцанием, вслушивается в его слова, чтобы понять и сделать то, что он желает. Таким был Иисус. Он видел все, что вершится в современной Ему эйкумене, но взгляд Его останавливался лишь на том, что служило славе Отца Небесного, воплощению Его плана творения и спасения мира. Он подчинил всего Себя делу, на которое послал Его Отец. Таким стремился быть и Ап.Павел, взывавший ко всем верующим: "Подражайте мне, как я Христу" (1 Кор.4.16) и повторявший это не единожды ( Еф. 5.1; Фил.3.17).
Итак, верно выбранная христианином позиция в обществе, как видим, имеет великие примеры и определенные критерии. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается общественная активность христианина. Если он будет как следует исполнять свое посланничество на земле, у него просто не будет возможности заниматься чем-либо другим. Вспомним: "Жатвы много, а делателей мало" (Мф.9.37). И это очень серьезное обстоятельство, которое требует существеного подготовительного труда от каждого христианина. На это обращал внимание и Иисус, повелевая ученикам: "Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Мф.9.38).
Несколько стихов (13-15,16,19 и др.) из 5 главы Евангелия от Матфея проливают дополнительный свет на общественую позицию христианина: "Вы - свет мира. Не может укрыться город,стоящий на верху горы". Что имел ввиду Господь, говоря: "Стоящий на верху горы"? Должен ли христианин занимать такое высокое общественное положение, чтобы его было видно повсюду,и тогда он сможет быть светом миру? Полагаю, Он имел ввиду совсем не это, ибо и нищих духом, и кротких, и плачущих,и милостивых, и чистых сердцем, и изгнанных за правду Христос любовно называет "светом мира" (Мф.5.3-11),очевидно подразумевая,что кроткие,чистые сердцем и т.д. не только не смогут, но и просто не захотят участвовать в конкурентной борьбе за высокий социальный статус. Их положение города "на верху горы" определяется вовсе не социальным статусом, но исключительно духовной высотой, которая должна быть очевидной.
И если в человеке уже есть свет, божественный свет живущего в нем Христа, то он не имеет ни малейшего права скрывать этот дар Господаот окружающих. Поэтому и говорит Христос: "И зажегши свечу,не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме". Поэтому же Иисус произнес и следующие слова: "Так да светит свет ваш пред людь-ми,чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5.15,16). Как замечательно перекликается это со словами Ап. Павла в послании к Ефесянам: "Ибо мы - Его творение, созданны во Христе Иисусе на добрые дела,которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф.2.10).
Дела - это очень обширное понятие, в эту категорию входит абсолютно все, что совершает человек на земле. Как же классифицировать их? Бог дал нам,такой критерий отсчета - те дела, которые не противоречат закону заповедей Божиих - это добрые дела. Поэтому ключом к пониманиюобщественной позиции христианина можно считать 19 стих, гласящий:"Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей,тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит,тот великим наречется в Царстве Небесном". Отсюда следует, что верующий во Христа может нарушить заповедь и неверно научить людей, но тоон "малейший". Чтобы быть светом мира, великим пред Господом, нужно все творить в соответвствии с Его заповедями и учить так поступать других.
Особое положение в ряду стихов Нагорной проповеди занимает 13 стих: "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям". Итак, чтобы быть светом мира и солью земли, нужно иметь силу. Христос особо подчеркивает безнадежность положения христианина, если в нем не будет божественной силы. Читая послания Ап. Павла, мы понимаем, что сей муж Господен очень хорошо это осознал и переживал в собственной судьбе. Делясь самым заветным с Тимофеем, которого он считал своим сыном, Павел пишет: "Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение" (1 Тим.1.12).Резюмируя сказанное, попытаемся сформулировать некоторые положения "христианского манифеста", утвержденного Богом:
1. Благовествовать и свидетельствовать об Иисусе.
2. Делать добрые дела.
3. Приобретать и постоянно поддерживать необходимую для дела силу, совершая подготовительный труд души.
Заканчивая эти краткие размышления над "христианским манифестом" — общественной позицией христианина, хотелось бы подчеркнуть, что большинство бед христианства происходит именно оттого, что детям Божиим, живущим в еще неискупленной плоти, среди суеты этого мира, очень свойственно нетерпение сердца, желание поскорее достичь видимых признаков Царства Небесного на земле. И для достижения этой обманчивой цели христиане зачастую используют собственные, а не Божьи средства. Между тем, в Священном Писании, прочтя его хоть тысячу раз, мы не найдем и полстиха, где бы Господь поставил такую цель перед Своими последователями.
Царство не может быть без Царя. А так как Христос сегодня на земле пребывает лишь в сердцах любящих Его, то территорией Царства Божиего являются не отдельные земные государства или земля в целом,а Церковь - Невеста Иисуса Христа. Именно эту территорию мы, называющие себя детьми Божьими, воинством Христовым, и обязаны расширять,помогая блуждающим во тьме, найти путь к Господу, своей молитвой,проповедью, примером и действием!
Що ви про це думаєте, панове протестанити і не протестанти??
Кусочок статті про народних депутатів (повна стаття в кінці повідомлення):
"Если христианин будет активным членом общества охраны природы, памятников, профсоюзным деятелем, пекущемся об улучшении здравохранения, участником движения за возрождение национальной культуры и языка, то чем, собственно, его устремления будут отличаться от устремления людей мира сего, активных участников всех существующих общественных организаций? Ничем! Каким же может и должно быть участие христианина в общественой жизни?
Попытаемся от голого теоретизирования по этому поводу перейти к его практическому рассмотрению, поставив вопрос так: может ли истинный христианин быть народным депутатом на любом уровне власти? Тут сразу возникают вопросы. Народный депутат - кого он представляет: верующих или неверующих? В чем основной смысл его деятельности? И что он, собственно, должен делать? Какую часть своего времени он должен посвящать реализации своих депутатских обязанностей?
А вот и варианты ответов. Народный депутат - представитель неверующих и их интересов в первую очередь, т.к. последних, как явствует из Писания, большинство и, возможно, незначительной группы верующих. Он обязан добиваться справедливости во всех решениях, принимаемых в масштабе его уровня власти: способствовать улучшению материально-бытовых условий своих избирателей; урегулированию различных ходатайств и т.п. В целом, образно говоря, смысл его деятельности сводится к приближению эфемерного золотого века на земле. И заниматься этим депутату приходится постоянно, используя все оставшееся от основной работы и непременных домашних дел время.
Эти ответы показывают, что христианин, давший согласие стать депутатом, займется не свойственным для благовестника Божия делом. Посвятить все свое свободное от труда время тому, чтобы стараться приблизить золотой век на земле для грешников, не знающих имени Христа, добиваться справедливости и материальных благ вне зависимости от воли Иисуса, представляется полным абсурдом. И прежде всего потому, что главное дело христианина - отнюдь не благоустройство этой жизни для грешников, но благовестие, свидетельство об Иисусе, которому избранник Божий должен посвятить всего себя без остатка, не считаясь со временем.
Один молодой, энергичный и искренний брат как-то в частной беседе, высказал возражения против мысли, что христианин не создан для обыденной общественной деятельности и, в частности, не создан во Христе для того, чтобы быть депутатом. В качестве аргумента в пользу своей версии, он привел утверждение о том, что депутатская трибуна может быть использована для проповеди покаяния. Что можно было бы противопоставить этому аргументу? Представьте себе заседание исполкома по поводу неисправности сантехнического оборудования жилого дома. Теперь представьте нашего депутата, который вместо того, чтобы обличить разбазаривших необходимое оборудование мастеров и техников подотчетного исполкому РСУ, предлагает им всем покаяться и пойти за Христом. Намекает он о необходимости покаяния и всем остальным участникам заседания,имея в виду также и его председателя. Думается, у нашего славного и доброго брата вряд ли еще раз представилась бы возможность пользоваться депутатской трибуной. "
ВСЯ СТАТТЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ХРИСТИАНИНА
АЦИХОВСКАЯ Н.В., ОДЕССА
Проблема "христианин и общество" - существовала всегда. И люди всегда по-разному решали ее. Однако точка зрения Бога на эту проблему не менялась с течением веков.
Божье видение народов тем и отличается от современного политического мировоззрения,что у Бога народы состоят из известных лично Ему индивидуальностей, к которым Он обращается персонально. А современная точка зрения - это социум, общие тенденции его развития, среднестатистический индивид: политический разговор рассчитан на всех в общем и ни на кого в отдельности.
Поэтому дети Божии не должны отклоняться от линии поведения, учрежденной своим Отцом. Христа невозможно навязать не только какому-нибудь народу, нации, но даже отдельной личности. Проблема христианства может рассматриваться и решаться исключительно на уровне индивидума, обретая, по существу, форму одного-единственого вопроса: идешь ли ты за Христом? Священник может лишь остерегать людей (Иез.3.18), а не призывать их изменять законодательство государства. Господь посылал учеников призывать не к низвержению земных властей. Его цель заключалась не в обличении сильных мира сего, например, мертвого синедриона, но в обращении грешников к Богу. Надобно противостоять не закону, а сатане. "Нужно действовать не против, а выше",- как говорил В.Марцинковский. Так что смысл земной жизни истинный христианин обретает не в борьбе за "правильный" государственный закон, а в участии в возрождении каждого конкретного человека, его присоединении ко Христу.
Решать проблемы на уровне следствий, а не причин - дело бесполезное, ибо, как показывает исторический опыт, государственные законы вторичны. Первично же то, что истинное христианство, как образ жизни всецело основанный на Христовом законе, переживает сегодня серьезный кризис. Ныне,доминирующим среди христиан, как это ни прискорбно, является иной образ жизни, движущей силой которого является стремление к обогащению, безудержная гонка за земной славой. Законодательство и право ,как и культура в целом, лишь отразили этот отход от христианских догматов и норм.
Христианин живет на земле как странник-путешественник в чужом государстве. В чем это проявляется? Прежде всего в том, что он всеми силами старается не преступать законы этого государства, дабы не подвергнуться суду. Разница между понятием "не преступать" и "исполнять",полагаю, очевидна. Исполнение предполагает инициативное действие в направлении закона. Не преступать - это значит жить так смиренномудренно в тишине и уповании, чтобы не приходить в столкновение с государственными законами. В последнем случае основой жизнедеятельности христианина является закон Христов, Его заповеди, помогающие человеку существовать в чуждых его духу политических и законодательных системах. Думается, что характер отношения христианина к государству и его законам,выражают слова Ап.Павла: "Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны,будьте в мире со всеми людьми" (Рим.12.17,18), сопоставленные с определением добра данным через пророка Михея: "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо,любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (Мих.6.8).
Показательно в этом плане поведение нашего Господа Иисуса Христа в дни Его земного пребывания. Обличая фарисеев, Христос повелевает народу: "Итак, все, что они велят вам, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают"(Мф.23.3). Другими словами это означает, что если законом правильно пользоваться, то он будет во благо исполняющему. Но можно провозглашать одно, а делать другое. Жизнь подтверждает, что фарисеи и лицемеры существовали во все времена, немало их окружает нас и сегодня. И все же, Господь, обличая законников, сказал: "Соблюдайте и делайте", а не занялся организацией против синедриона, делающего народ сынами геенны (Мф.23.15). Не восстанавливал Он народ и против Рима, его жестоких законов, но сказал: "Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф.22.21).
Обратите внимание на Его слова: Бог не требует Себе того, чем Он дал право пользоваться кесарю, но и Своего ему не отдает. Применительно к римскому закону, это означает, что его суть,по крайней мере в общей форме, не противоречит Божьим заповедям.
Совсем иное дело, когда люди, манипулирующие законом, пользуясь своим преимущественным положением, принуждают конкретного христианина преступать закон Христов - отдавать Божие кесарю или оставлять Божие ради кесаревого. Из истории Церкви мы знаем такой случай с Апостолами, описанный в Деяниях 5.12-42. Апостолы проявили неповиновение решению синедриона и "не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе" (ст.42), решительно определив свое отношение к человеческим законам: "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам"(ст.29). Думаю, здесь вполне позволительно провести параллель между законодательством, которым руководствовался синедрион и обычным государственным законодательством: и то, и другое противоречит закону Божию, потому что, как сказал пророк Исаия: И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь,заповедь на заповедь, правило на правило,правило на правило, тут немного,там немного..." (Ис.28.13).
Практически во всех конфликтных ситуациях между Апостолами и законом, ученики Христовы стремились отдать Божие Богу - свидетельствовать о Спасителе. Они не искали своего,не пытались даже защищать себя от различных притеснений законников и даже физических наказаний. Исключение составляют два случая с Апостолом Павлом (Деян.22.25; 23.3), которые, впрочем, также не являются протестом в прямом смысле этого слова. Нигде на страницах Нового Завета мы не видим Апостолов или первых христиан, собравшихся на демонстрацию по поводу какой-либо житейской проблемы, пусть даже крайне важной,к примеру такой, как рабство. Они не только не противостояли закону, если он не заставлял их отдавать Божие кесарю, но напротив, повиновались ему. Этому их учил Христос, не только проповедью, но и на деле. В этом плане особенно показателен случай, описанный Матфеем в 17 главе 24-27 ст. Иисус и Его ученики были свободными от дани на храм (по утверждению Христа (ст.26): "Итак сыны свободны"). Но Господь сказал: "Но чтобы нам не соблазнить их...отдай им за Меня и за себя". Смысл повеления Господня следует, очевидно, понимать так: даже если закон требует несправедливо, но не извращает при этом существо христианской позиции, не толкает к отступничеству от свидетельства Христова - делай, что велит закон. Этот же призыв мы находим и в 13 главе послания Апостола Павла к Римлянам, где прямо сказано о необходимости повиновения властям. И это понятно: ведь не власти определяют спасение души и рождение нового человека во Христе. Наилучшим подтверждением тому является вся история христианства в продолжение почти двадцати веков,испытавшего самые жестокие притеснения, но также нетленного ныне: "Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф.6.12). Смысл жизни христианина и сегодня сводится не к борьбе против законодателей и закона. Наша цель - устоять против сатаны и его ангелов, занимая активную общественную позицию. Несомненно,обще- ственная активность христианина - это активность особого рода, корен- ным образом отличающаяся от так называемой "гражданской позиции".
Если христианин будет активным членом общества охраны природы, памятников, профсоюзным деятелем, пекущемся об улучшении здравохранения, участником движения за возрождение национальной культуры и языка, то чем, собственно, его устремления будут отличаться от устремления людей мира сего, активных участников всех существующих общественных организаций? Ничем! Каким же может и должно быть участие христианина в общественой жизни?
Попытаемся от голого теоретизирования по этому поводу перейти к его практическому рассмотрению, поставив вопрос так: может ли истинный христианин быть народным депутатом на любом уровне власти? Тут сразу возникают вопросы. Народный депутат - кого он представляет: верующих или неверующих? В чем основной смысл его деятельности? И что он, собственно, должен делать? Какую часть своего времени он должен посвящать реализации своих депутатских обязанностей?
А вот и варианты ответов. Народный депутат - представитель неверующих и их интересов в первую очередь, т.к. последних, как явствует из Писания, большинство и, возможно, незначительной группы верующих. Он обязан добиваться справедливости во всех решениях, принимаемых в масштабе его уровня власти: способствовать улучшению материально-бытовых условий своих избирателей; урегулированию различных ходатайств и т.п. В целом, образно говоря, смысл его деятельности сводится к приближению эфемерного золотого века на земле. И заниматься этим депутату приходится постоянно, используя все оставшееся от основной работы и непременных домашних дел время.
Эти ответы показывают, что христианин, давший согласие стать депутатом, займется не свойственным для благовестника Божия делом. Посвятить все свое свободное от труда время тому, чтобы стараться приблизить золотой век на земле для грешников, не знающих имени Христа, добиваться справедливости и материальных благ вне зависимости от воли Иисуса, представляется полным абсурдом. И прежде всего потому, что главное дело христианина - отнюдь не благоустройство этой жизни для грешников, но благовестие, свидетельство об Иисусе, которому избранник Божий должен посвятить всего себя без остатка, не считаясь со временем.
Один молодой, энергичный и искренний брат как-то в частной беседе, высказал возражения против мысли, что христианин не создан для обыденной общественной деятельности и, в частности, не создан во Христе для того, чтобы быть депутатом. В качестве аргумента в пользу своей версии, он привел утверждение о том, что депутатская трибуна может быть использована для проповеди покаяния. Что можно было бы противопоставить этому аргументу? Представьте себе заседание исполкома по поводу неисправности сантехнического оборудования жилого дома. Теперь представьте нашего депутата, который вместо того, чтобы обличить разбазаривших необходимое оборудование мастеров и техников подотчетного исполкому РСУ, предлагает им всем покаяться и пойти за Христом. Намекает он о необходимости покаяния и всем остальным участникам заседания,имея в виду также и его председателя. Думается, у нашего славного и доброго брата вряд ли еще раз представилась бы возможность пользоваться депутатской трибуной.
Подобным образом можно было бы проверить любую общественную позицию, которую предложили бы занять христианину. В чем же заключается эта проверка?
Во-первых, и это главное, следует спросить себя: занял бы эту позицию Христос?
Во-вторых, какова главная цель, на которую будет направлена деятельность христианина, занявшего эту позицию? И та ли это цель, к которой он должен стремиться ?
В-третьих, позволительны ли и доступны ли для христианина средства, которыми он будет вынужден пользоваться для достижения цели?
В-четвертых, какую часть его жизни, времени займет это общественное дело?
В-пятых, не будет ли ущерба для благовестия, свидетельства?
Перечень критериев можно было бы продолжить, но, полагаю, и этих пяти достаточно для основной проверки.
Не многие виды общественной деятельности выдерживают своеобразный этот тест - остаются различные виды благотворительности и милосердия, просветительская деятельность, но и это уже, практически, область благовестия. Все точно так же, как и во времена Апостолов. Здесь необходимо добавить, что даже не всякая профессиональная деятельность может быть приемлема христианину, в частности, юридически - правовая деятельность (следователя, судьи и т.п.).
Представляется не лишним рассмотреть и этот род деятельности, т.к. существует практика избрания не только судей, но и народных заседателей, членов товарищеского суда. Конечно же,заповедь Христа: "Не судите да не судимы будете" (Мф.7.1) - относится к рассматриваемой проблеме. Ведь именно через следователя, судью и суд, объективный закон сталкивается с зыбучими песками субъективных точек зрения. Кроме того, такая печальная реальность как коррупция, извечно существующая в юридически-правовых кругах повсеместно, способна либо развратить добрые нравы христианина, рискнувшего заняться юриспруденцией, либо вытолкнуть его из этой среды. Как тут не вспомнить замечательные слова: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей;но в законе Господа воля его,и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс.1.1,2).
Правда, мои оппоненты могут ссылаться на то, что в Израиле не только были судьи, но и что они даже правили народом достаточно продолжительный период времени. Да, это действительно так.И все же подобная ссылка неудачна. Как видно из книги Судей, Бог лично занимался избранием судьи и руководил его деятельностью,вплоть до откровения в особо важных случаях. Очень важно и то, что деятельность судьи регламентировалась законом, данным Самим Богом. Но ко времени прихода на землю Иисуса Христа, юридически-правовой аспект жизни израильтян уже мало удовлетворял их и были заметны нарушения незыблемых законов.
С приходом Христа,Его смертью и воскресением, изменилась сама суть проблемы. Действительно, как может возрожденный, имеющий в себе вечную жизнь христианин, судить мертвого духом, уже осужденного на смерть грешника? А проблема встала именно так, потому что христиане не должны быть судимы мирским судом, как предостерегали Апостолы Петр и Павел (1 Петр.4.15; 1 Кор.6.6).
Этот мир и его деятели больны грехом.Их изломанная грехом совесть, не может поставить правильный диагноз, рассудить и назначить необходимое лечение, точно так, как психически больной человек никогда не согласится с тем, что он болен и ему необходимо лечение. Потому-то люди ищут причины зла и бед земных в сложившихся вокруг них материальных обстоятельствах - с одной стороны, и с другой - в приписывании нарушений морали и этики любому другому лицу или народу, только не себе лично. Духовная опустошенность и слепота заставляют весь мир суетиться, подталкивают к более или менее активному участию в различных мероприятиях и организациях, способных в лучшем случае лишь незначительно скрасить конкретные обстоятельства быта на земле. При этом истинные пути восстановления духовного здоровья человечества, зарастают обильными всходами проросших плевел.
Иисус о христианах сказал вполне определенно:"Они не от мира, как и Я не от мира" (Ин.17.16). И далее Господь молит Отца: "Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир...Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (Ин.17.17-21).
Отсюда следует, что в этом мире, который не наш, мы все имеем вполне определенное посланничество - обращать людей ко Христу, делать все для того, чтобы по нашим словам они смогли найти путь к Иисусу и уверовать, что Он приходил на землю с великой миссией от нашего Небесного Отца. В связи с этим хочется напомнить необычайно поэтичные и глубокие по смыслу слова, которые относятся к Иисусу, записанные пророком Исаией в 42 главе ст.19: "Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?" Неужели Иисус был слеп и глух? Ведь Он, по свидетельству евангелистов, божественным взглядом Своим проникал в глубины сердец людских и слышал голоса Ангелов. Ключ к пониманию смысла этого стиха мы находим во второй его части -"слеп, как возлюбленный..." Когда человек любит, то никто и ничто на свете уже не может отвлечь его внимание от предмета любви. Он весь поглощен его созерцанием, вслушивается в его слова, чтобы понять и сделать то, что он желает. Таким был Иисус. Он видел все, что вершится в современной Ему эйкумене, но взгляд Его останавливался лишь на том, что служило славе Отца Небесного, воплощению Его плана творения и спасения мира. Он подчинил всего Себя делу, на которое послал Его Отец. Таким стремился быть и Ап.Павел, взывавший ко всем верующим: "Подражайте мне, как я Христу" (1 Кор.4.16) и повторявший это не единожды ( Еф. 5.1; Фил.3.17).
Итак, верно выбранная христианином позиция в обществе, как видим, имеет великие примеры и определенные критерии. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается общественная активность христианина. Если он будет как следует исполнять свое посланничество на земле, у него просто не будет возможности заниматься чем-либо другим. Вспомним: "Жатвы много, а делателей мало" (Мф.9.37). И это очень серьезное обстоятельство, которое требует существеного подготовительного труда от каждого христианина. На это обращал внимание и Иисус, повелевая ученикам: "Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Мф.9.38).
Несколько стихов (13-15,16,19 и др.) из 5 главы Евангелия от Матфея проливают дополнительный свет на общественую позицию христианина: "Вы - свет мира. Не может укрыться город,стоящий на верху горы". Что имел ввиду Господь, говоря: "Стоящий на верху горы"? Должен ли христианин занимать такое высокое общественное положение, чтобы его было видно повсюду,и тогда он сможет быть светом миру? Полагаю, Он имел ввиду совсем не это, ибо и нищих духом, и кротких, и плачущих,и милостивых, и чистых сердцем, и изгнанных за правду Христос любовно называет "светом мира" (Мф.5.3-11),очевидно подразумевая,что кроткие,чистые сердцем и т.д. не только не смогут, но и просто не захотят участвовать в конкурентной борьбе за высокий социальный статус. Их положение города "на верху горы" определяется вовсе не социальным статусом, но исключительно духовной высотой, которая должна быть очевидной.
И если в человеке уже есть свет, божественный свет живущего в нем Христа, то он не имеет ни малейшего права скрывать этот дар Господаот окружающих. Поэтому и говорит Христос: "И зажегши свечу,не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме". Поэтому же Иисус произнес и следующие слова: "Так да светит свет ваш пред людь-ми,чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5.15,16). Как замечательно перекликается это со словами Ап. Павла в послании к Ефесянам: "Ибо мы - Его творение, созданны во Христе Иисусе на добрые дела,которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф.2.10).
Дела - это очень обширное понятие, в эту категорию входит абсолютно все, что совершает человек на земле. Как же классифицировать их? Бог дал нам,такой критерий отсчета - те дела, которые не противоречат закону заповедей Божиих - это добрые дела. Поэтому ключом к пониманиюобщественной позиции христианина можно считать 19 стих, гласящий:"Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей,тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит,тот великим наречется в Царстве Небесном". Отсюда следует, что верующий во Христа может нарушить заповедь и неверно научить людей, но тоон "малейший". Чтобы быть светом мира, великим пред Господом, нужно все творить в соответвствии с Его заповедями и учить так поступать других.
Особое положение в ряду стихов Нагорной проповеди занимает 13 стих: "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям". Итак, чтобы быть светом мира и солью земли, нужно иметь силу. Христос особо подчеркивает безнадежность положения христианина, если в нем не будет божественной силы. Читая послания Ап. Павла, мы понимаем, что сей муж Господен очень хорошо это осознал и переживал в собственной судьбе. Делясь самым заветным с Тимофеем, которого он считал своим сыном, Павел пишет: "Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение" (1 Тим.1.12).Резюмируя сказанное, попытаемся сформулировать некоторые положения "христианского манифеста", утвержденного Богом:
1. Благовествовать и свидетельствовать об Иисусе.
2. Делать добрые дела.
3. Приобретать и постоянно поддерживать необходимую для дела силу, совершая подготовительный труд души.
Заканчивая эти краткие размышления над "христианским манифестом" — общественной позицией христианина, хотелось бы подчеркнуть, что большинство бед христианства происходит именно оттого, что детям Божиим, живущим в еще неискупленной плоти, среди суеты этого мира, очень свойственно нетерпение сердца, желание поскорее достичь видимых признаков Царства Небесного на земле. И для достижения этой обманчивой цели христиане зачастую используют собственные, а не Божьи средства. Между тем, в Священном Писании, прочтя его хоть тысячу раз, мы не найдем и полстиха, где бы Господь поставил такую цель перед Своими последователями.
Царство не может быть без Царя. А так как Христос сегодня на земле пребывает лишь в сердцах любящих Его, то территорией Царства Божиего являются не отдельные земные государства или земля в целом,а Церковь - Невеста Иисуса Христа. Именно эту территорию мы, называющие себя детьми Божьими, воинством Христовым, и обязаны расширять,помогая блуждающим во тьме, найти путь к Господу, своей молитвой,проповедью, примером и действием!
Відповіді
2002.05.14 | Георгій Пінчук
Re: Питання: Громадське життя і віра
Я в принципі згоден з багатьма положеннями цієї статті. Дійсно, для християнина ДУЖЕ важливо, життєво важливо не бути частиною людських політичних систем, які, згідно з Біблією, є тільки жалюгідною, заздалегідь приреченою на поразку спробою людини прославити своє ім'я замість Божого (Буття 11:1-9). Ці системи, які Біблія образно називає "царствами світу," належать Сатані (Матв. 4:8-9). Коли Бог одного дня рішучо втрутиться в справи людства і його Царство на чолі з Христом "прийде" (Матв. 6:10, Об'явл. 21:1-4), всі без винятку людські політичні системи ("звірина," "земні царі") будуть необернено знищені, усунуті назавжди (Об'явл. 20:19, 20). Тому той, хто метою свого життя робить участь в політиці, не служить тим Богу і фактично марнує дорогоцінний час і зусилля. Але це не означає, що християни мусять бути анархістами або абсолютно аполітичними людьми. Нам треба коритися тій владі, яка існує там, де ми живемо, сплачувати їй податки і допомагати їй в хороших справах, віддаючи їй цим честь (Римлян 13:1-7). Якщо ця влада погана, брехлива, грабіжницька, злочинна, як зараз в Україні, її можна і треба намагатися змінити, але тільки мирним шляхом, через вибори хороших, чесних людей. Також надзвичайно важливо давати моральну підтримку всьому тому в політичних системах, що сприяє вільному розвитку і ширенню християнських осередків, і моральне засудження і відсіч всьому тому, що іде всупереч ідеям Христа і гальмує розвиток і ширення наших церков. --ГП2002.05.14 | Augusto
Є такий жарт англійською мовою:
We are puting back "fun" in the "fundamentalism".Це типова позиція християнських фундаменталистів, яка сама по собі і не страшна, непитучий тихий баптист є добрим сусідою і т.п., але інколи фундаментализм призводить до релігійного екстремизму, бо якщо то все від Сатани (світ), так тоді ж... Дехто заходить дуже далеко, як ото "Гілка Давідова" в Гамериці.
Я вважаю, що християнин не повинний боятися політики, але повинний принести позитивнi якості/риси в політику (і я не маю на увазі красиву ікону, чи табличку "Я - християнин!").
2002.05.14 | Георгій Пінчук
Re: Є такий жарт англійською мовою:
Augusto писав(ла):> We are puting back "fun" in the "fundamentalism".
(ГП) Знаю цей жарт. До речі, є дуже хороша комедія, називається "Догма" ("The Dogma"), з Ліндою Фіорентіно, Метом Деймоном і Беном Ефлеком у головних ролях. Там дуже смішно показано, зокрема, як деякі зарозумілі церковники намагаються "осучаснити" християнство і зробити його по-популістськи "веселим." Але я особисто і не фундаменталіст, і не популіст - я просто християнин :).
> Це типова позиція християнських фундаменталистів, яка сама по собі і не страшна, непитучий тихий баптист є добрим сусідою і т.п., але інколи фундаментализм призводить до релігійного екстремизму, бо якщо то все від Сатани (світ), так тоді ж... Дехто заходить дуже далеко, як ото "Вітка Давідова" в Гамериці.
(ГП) По-перше, у США як раз так звані фундаменталісти страшенно заполітизовані (згадайте всі ці кампанії, особливо наприкінці президентського терміну Буша-старшого, за "сімейні цінності," за смертну кару, за вільний продаж зброї тощо). По-друге, Біблія зовсім не каже, що ВСЕ в політиці від Сатани. Вона каже, що Сатана захопив теперешні політичні системи і уряди, манипулює їми з-за куліс, як ляльковод у театрі маріонеток. Але християни можуть, і МУСЯТЬ, не будучи частиною цих урядів, впливати на них зі сторони. Тому позиція Девіда Кореша і інших втікачів від світу, які оточують себе бетонними мурами, тому що світ, мовляв, дуже грішний і сатанинський, з точки зору Біблії зовсім неправильна. Ми повинні жити В СВІТІ, тобто СЕРЕД людей, в тому числі і серед політиків і урядовців, і вільно спілкуватися з ними. Але водночас ми повинні не бути "ВІД СВІТУ," тобто не мати духу егоцентризму і безбожництва, який панує в світі. Саме тому християнинові не можна займати високі політичні посади, тому що, займаючи їх, він неминучо стає частиною світської мишиної гризні і неминучо набирається оцього самого "духу світу."
> Я вважаю, що християнин не повинний боятися політики, але повинний принести позитивнi якості/риси в політику (і я не маю на увазі красиву ікону, чи табличку "Я - християнин!").
(ГП) Це точно, я теж так вважаю.
2002.05.14 | Augusto
Дивний шпагат.
Георгій Пінчук писав(ла):> Але християни можуть, і МУСЯТЬ, не будучи частиною цих урядів, впливати на них зі сторони.
Не бути частиною уряду, але впливати на уряд зі сторони? Ми з Вами випадково не зустрічалися в підземному комплексі Всесвітнього Таємного Уряду коли я ще працював там в Мінистерстві Дурних Походок (The Ministery of the Silly Walks)?
А серйозно, якщо хто бажає впливати на уряд, то це краще (і чесніше) робити це з демократично обраного уряда, разом з відповідальностю, ніж зі сторони. Ще зважайте, що я не маю на увазі катехизацію, чи інші питання віри, держава повинна залишатися секулярною.
2002.05.14 | Serhiy Hrysch
Баптисти і громадське життя
Ага... "Фундаменталісти", про яких казав Августо, це одна з назв тих, хто буквально вірить чомусь і фізично відділяє себе від інших на сонові своєї віри... хіба визначення таке. В Україні, традиційні баптисти точно фундаменталісти, тому що: фізично відділяються від невіруючих, не приймають браки міжконфесійні, заперечують цінність ЗМІ, особливо телевізора (чомусь), не беруть в руки зброї. Не знаємо за Свідків в Україні.Баптисти ж в Америці хіба активно приймають участь у виборних і високих виконавчих посадах. Наприклад, Буш хіба "південний баптист". Це фундаментальна церква.
Найцікавіше, що фундаментальні баптисти в Україні не хочуть не тільки брати зброю для захисту країни, наприклад, а й приймати присягу Україні (як і Свідки, "І.Х.: не клянись"). У той же час, фундаментальні південні баптисти в Америці виступають не тільки за використаня збройного захисту, а й за продовження вільного продажу, без обмежень, зброї законослухняним громадянам. (чит. Буша)
2002.05.14 | Георгій Пінчук
Християнський фундаменталізм
Пане Сергію,Я, чесно кажучи, не знаю визначення християнського фундаменталізму. Тут у США християнськими фундаменталістами називають не стільки глибоко і серйозно віруючих християн, скільки тих, хто активно виступає з християнською чи квазі-християнською риторикою в пресі і по телебаченню, напр. Джеррі Фолвелл, Пет Робертсон і ін. Разом з тим, у США, особливо на Півдні і на Середньому Заході, живе немало людей, які є дуже релігійними християнами, але тримаються дуже тихо і взагалі уникають публічного життя. Вони самі себе фундаменталістами не вважають, і преса їх так теж не називає (і взагалі ігнорує, ніби їх і нема). Я особисто стараюся не вживати терміну "фундаменталіст," оскільки він дуже розпливчастий. Мені більше до вподоби термін "теологічно консервативний християнин." Це той християнин, який ставиться до Біблії серйозно, вважає її вчення актуальним і намагається дійсно його дотримуватися. При цьому такий християнин може і не бути публічною фігурою, і також може мати як консервативні, так і ліберальні соціальні погляди. (Наприклад, у 1960-і роки, під час боротьби чорного населення США за свої громадські права, багато протестантів стало на їх бік, проти істеблішменту; такі християни тоді ідентифікували себе як "теологічно консервативні, соціально ліберальні.")
Щодо родини Бушів, вони не баптисти (якщо я правильно пам"ятаю, єпископали). Це Клінтон виріс у баптистській родині, хоча піцля одруження з Гіларі Родем відвідував переважно її церкву (Об"єднаних Методистів). Баптисти у США дуже неоднорідні, серед них є і дуже ліберальні (особливо деякі чорні баптистьські церкви), так і досить консервативні (напр. Конвенція баптистів Півдня).
Вітаю Вас,
--Георгій
2002.05.15 | Serhiy Hrysch
Я так тільки написав..
... що так себе називають українські баптисти самі себе... "фундаменталісти". Пробачте за помилку.2002.05.14 | Марко
Re: Питання: Громадське життя і віра
З 15 по 19 травня у Львівській Богословській Академії відбудеться Міжнародна наукова конференція, тема якої “Конфесійна ідентичність і національна заангажованість: Греко-Католицькі Церкви Центрально-Східної Європи в ХІХ - ХХ століттях. Обговорення буде відбуватися у двох площинах: історичній та богословській.Цікаво чи братимуть участь там представники інших українських християнських деномінацій ?
2002.05.15 | Serhiy Hrysch
Написав ел пошту баптистам....
... з питання, що ми тут обговорюємо. Поки відповіді не було. Але ось текст."З цікавістю прочитав статтю "Общественная позиция христианина" у журналі "Богомисліє". У мене виникло всього декілька питань.
1. Якими є біблійні основи речення, що християнин не може піклуватися про невірних і представляти їх інтереси в питанні вирішення побутових проблем?
2. Чи ви вважаєте, що вирішення побутових проблем вірних і невірних є проявом надмірного бажання створити Царство Небесне на землі? Якщо так, то які є ознаки того, що "народні депутати"/"влада" стараються побудувати Царство Небесне на землі? Простими словами, хто так сказав або дав привід так говорити?
3. Яка є біблійна межа між старанням допомогти ближньому і служіння багатству (маю на увазі, чи достатньо квартири, чи квартири + машини, чи просто сорочки, чи грошей на прогодування сім"ї, інше...)
Ось шматочок текста статті:
"может ли истинный христианин быть народным депутатом на любом уровне власти? Тут сразу возникают вопросы. Народный депутат - кого он представляет: верующих или неверующих? В чем основной смысл его деятельности? И что он, собственно, должен делать? Какую часть своего времени он должен посвящать реализации своих депутатских обязанностей?
А вот и варианты ответов. Народный депутат - представитель неверующих и их интересов в первую очередь, т.к. последних, как явствует из Писания, большинство и, возможно, незначительной группы верующих. Он обязан добиваться справедливости во всех решениях, принимаемых в масштабе его уровня власти: способствовать улучшению материально-бытовых условий своих избирателей; урегулированию различных ходатайств и т.п. В целом, образно говоря, смысл его деятельности сводится к приближению эфемерного золотого века на земле."
2002.05.16 | Serhiy Hrysch
Bilsh pomirkovana pozycija...
ХРИСТИАНИН И ОБЩЕСТВОПАВЛЮК П., ЖИТОМИРСКАЯ ОБЛ.
В связи с попытками государственной власти,направленными на обновление нашего общества,перед христианами возникает целый ряд новых,очень важных задач. Особенно остро сейчас стоит задача оказания помощи своим соотечественникам,не знающим Бога. Порабощенный десятилетиями господствовавшего атеизма народ, не в силах самостоятельно сделать правильный выбор своего дальнейшего пути и выйти из духовного кризиса. Чтобы пробудить народ от спячки,облегчить его тяжелое духовное состояние,пробудить потребность в духовном,нужны незамедлительные активные действия.
В стране постепенно идет процесс возрождения духовных ценностей и возникают перспективы построения новых взаимоотношений нашего общества с Богом. Однако,этот процесс идет медленно,вяло и неорганизованно. Чтобы эти новые взаимоотношения были построены правильно и,чтобы ускорить переориентацию общества на общечеловеческие, христианские ценности и признание Бога на государственном уровне, необходимо активное участие в этом процессе,именно, возрожденных людей,лично познавших Бога.
Новое мышление руководителей страны предполагает сотрудничество с христианами и не следует игнорировать предоставляющиеся возможности. По-видимому,наша задача состоит в оказании помощи правительству в принятии решений по улучшению духовного состояния нашего общества. Существует опасность неприятия нашим народом общечеловеческих нравственных ценностей, если они и далее будут подаваться сверху как декреты государственной власти.
Если бы христиане свободного мира не принимали активного участия в общественно-политической жизни своих стран, то вряд ли Запад достиг своего сегодняшнего прогресса. Скорее всего его постигла бы участь, предсказываемая апологетами научного коммунизма. Наверное и нам надлежит с наибольшей пользой применить опыт своих зарубежных единоверцев. Если, воздействуя на сердца людей Словом Божьим, ограничиться лишь проповедью и не принимать непосредственного участия в решении насушных проблем,стоящих перед обществом,то на мой взгляд, это будет совсем не по-христиански. Именно верующие должны показывать пример во всех сферах жизни и нести каждому человеку весть спасения,указывая выход из духовного кризиса. Лишь Иисус говорит: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин.14.6).
Наверное в разумных рамках христианам следует принимать участие в общественно-политической жизни общества. Известно,например,что основателем и первым председателем Российской христианско-демократической партии "Воскресение" был И.С.Проханов. Очевидно,что он не был противником участия христиан в политической жизни. И если тогда,на заре советского общества, верующие требовали запрещения мест разврата,то сейчас стоит задача предотвратить открытие таких мест. Для этого,естественно,нужно иметь влияние на законодательные органы власти,а лучше всего иметь там христианских политиков.Ведь мы живем в последнее время и сейчас стоит задача не просто свидетельствовать о Христе,но убеждать людей прийти к Нему. "Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти,чтобы наполнился дом мой" (Лк.14.23).
В рамках тоталитарной системы, христианская религия и религия вообще была на положении религии рабов и ориентировалась в основном лишь на выживание. Свободолюбивые христиане являли собою материал для ГУЛАГов. Может быть поэтому и сейчас,когда руки верующих уже развязаны, они еще не осознали всю полноту своей свободы. К примеру,когда рабочий коллектив выдвинул и избрал одного брата депутатом,то старшие братья не могли решить как поступить в данном случае. Наверное все-таки лучше не злоупотреблять доверием народа,а наоборот стоит приложить все усилия,чтобы с Божьей помощью оправдать надежды людей.
Приобретая души для Господа,следует стремиться к улучшению жизни всего общества,чтобы оно воочию могло убедиться в преимуществе христианства. Если,проповедуя Евангелие,мы не в силах показать истинность,правдивость и преимущество этого Учения, - значит мы плохие христиане. Вполне очевидно,наиболее подходящим для этой цели будет не только слово,но и активное действие,личный пример. Хотя костное,находящееся в условиях экзистенционального вакума общество,и не в такой мере как хотелось бы, воспринимает Христа,но надежды терять нельзя. Ведь только если оно станет абсолютно не способно к восприятию Евангелия - наступит конец,и скорее всего именно западное общество раньше нас приблизилось к этой критической черте. Бывшее почти пуританским,западное общество превращается в общество вседозволенности и насилия, в условиях либерализации теологии и попыток приспособить Библию к своим нуждам,а не наоборот.Приобретая духовную фригидность,оно утрачивает способность к удержанию своих членов в рамках истинно христианской морали. В таком обществе гуманизм,либерализм и терпимость развиты до чересчур гипертрофированных размеров. Оно просто в силу традиций исповедывает учение Иисуса Христа,равнодушно смотрит на насилие и растление своих соотечественников,пребывает в благодушном состоянии.
Честное,искреннее христианство - бескомпромиссно,маленький грех,тоже грех,это наш промах,непопадание в цель. У Бога нет классификации грехов,это мы придумали ее для самооправдания. Нельзя,например,в качестве компромисса между алкоголем и абстинентностью избрать пиво,но зато с полной уверенность можно сказать,что не пить уж точно не грех. Нам нужно перенимать у Запада многое,но наверно не стоит преждевременно делать их проблемы своими. Последователи либерального протестантизма появляются и у нас. Наверное к этому следует приготовиться и противопоставить их толкованиям твердость истинного Слова Божьего.
Каждый человек должен ясно осознать что есть лишь два пути - путь с Богом в Вечность,или в другое место,где Его нет. Но прежде всего наши государственные деятели должны понять,что нравственные ценности и Бог - понятия неотделимые. Нельзя воспитать высоконравственное общество,основанное на христианских ценностях,не признавая при этом искупительной миссии Иисуса Христа. Истинное обновление общества возможно только через Голгофу,где сораспявшись со Христом, человек получает нравственное очищение и второе рождение свыше.
Великий французский ученый Паскаль говорил: "Евангелие дает человеку утешение,в каком бы положении и в каких бы условиях он ни находился.Христос притягивает к себе все человество. Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия,заблуждения,мрак,отчаяние,смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освобождаться от этого. Во Христе все нашли благо и блаженство. Без учения Христа люди заели бы друг друга,мир сделался бы адом и развратился бы". Очевидно,что он не ошибся в определении того, что происходит с людьми,когда они не знают Христа. Наше общество вполне испытало это состояние.
Некоторые из атеистов,и в частности, современные сатанисты,считают,что христианство это рабство. Так говорят по своей неопытности,незнанию и ограниченности люди,не желающие принять Бога. Известный русский философ Н.А.Бердяев писал: "Бог есть свобода и дает свободу. Он не Господин, а Освободитель, Освободитель от рабства мира... Он не принуждает Себя признать. В этом скрыта тайна мировой жизни... религия есть не чувство зависимости человека, а есть чувство независимости человека." (Н.А.Бердяев "Самопознание",с.162).
Вкусив от плода познания добра и зла, человек уже тысячелетиями познает глубину своего падения и проблемы добра и зла. Время, отпущенное нам для этого уже подходит к концу. Натура эгоистичная, непослушная, злая и гордая - человек перестает воспринимать Божественные истины верой и воспринимает как отвлеченную философию.Согрешив изначально, он не в силах остановиться: приобретенные им по наследству качества и далее играют свою роковую роль. Человек все так же,как это было и в Едеме (Быт.3.12,13), старается перекладывать личную вину на чужие плечи: никто не хочет признать свою вину и раскаяться лично. Обвиняя Сталина, Гитлера, тоталитарное общество в отсутствии духовных ценостей, люди не хотят или не могут понять, что общество начинается с конкретной личности и нужно не заниматься поисками виновных,а покаяться самому. "Итак,оставляя времена неведения,Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную,посредством предопределенного Им Мужа,подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых" (Деян.17.30,31).
Людям прежде всего нужна действенная проповедь о личном покаянии и приобщении к Божественной истине,а не сухая схоластика. Подлинное разрешение всех жизненных проблем и полное удовлетворение для своей души можно найти только в искренней вере в Иисуса Христа. Задача христиан и состоит в помощи осознания этого всеми людьми.
Необходимо,чтобы все исповедующие христианство люди,пришли к пониманию простой истины, что единство вовсе не означает однообразие. Этумысль прекрасно выразил Августин: " В главном - единство,во второстепенном - свобода,во всем - любовь." Различные духовные дары даны нам Творцом не для разъединения,они должны способствовать одной цели, и Бог желает видеть наше единство в главном,а во второстепенных вопросах, в формах проявления любви к Нему,дает нам свободу. Принадлежность к разным деноминациям не должна мешать верующим выполнять свою основную обязанность - нести Слово Божие всему миру.
В последнее время большую опасность представляет массовое увлечение оккультизмом во всех его разновидностях. Новоявленные шаманы,колдуны,знахари,экстрасенсы и др.,связанные с оккультизмом лица,во всеуслышание объявляются целителями от всех бед. Через посредство различных дельцов и беспринципных людей,они получают доступ к средствам массовой информации. Все большее распространение в нашей стране получает так называемая "космическая религия", известная на Западе как "Туц Фпу". Это ядовитый салат из НЛО, мистики, теологии и эзотерических знаний. Если, в свете Библии смотреть на все эти необычные события,то окажется, что как раз необычного здесь ничего нет. Просто нашему инертному в духовной жизни обществу,после дурмана атеизма подсовывается яд оккультизма.
Мы знаем, что главным соперником в распространении христианского учения является именно диавол, а наиглавнейшим его орудием является обман (Ин.8.44). Если христианство призывает к сознательному служению нашему Творцу,к отказу от греховной жизни и последующему строительству ее на Божественных ценностях: добре,правде,любви к ближнему и всеобщем мире,то оккультисты,в первую очередь,требуют слепого поклонения медиуму или провидцу,который при помощи мистических сил посвящает жертву в свои ряды,вырваться откуда почти невозможно. Поэтому Иисус Христос и предупреждает Своих учеников, чтобы они бодрствовали и не поддавались на ложные увещевания разных лжепророков и лжемессий: "Берегитесь,чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: "я Христос",и многих прельстят" (Мф.24.4,5). Тенденции к приему такого лжеспасителя видны везде. Один западный бизнесмен выразил мысль о потребности в человеке, могущем сплотить деловой мир, и кем-бы он ни был, Богом или диаволом, они готовы к его приему. Мы знаем, что он будет диаволом, но остальные люди этого как раз и не знают!
В настоящее время сатана очень легко набирает новобранцев в нашей стране. При молчании официальных властей, его ставленники делают свое черное дело днем и ночью. Наверное, что будь в Верховном Совете страны христиане-политики,они нашли бы как противостоять этому злу.
Возможно я высказываю крамольную для части христиан точку зрения, но я считаю,что в обязанности христиан входит не пассивное наблюдение и советы,а активное противостояние, борьба со злом. Иисуса распяли не за отвлеченные проповеди,а за косвенный призыв к борьбе, к отказу от мертвого показного фарисейства и начетничества. Все господствующие силы того времени объединились в борьбе против Иисуса, потому что увидели для себя опасность в Его учении: садуккеи, фарисеи и иродиане были единодушны в приговоре Спасителю. Он не только проповедовал, Он и созидал! Он творил чудеса, исцелял больных, изгонял бесов и указывал людям путь к истине примером Своей жизни.
Посетивший свою родину спустя 47 лет, пастор, Президент Зарубежного Объединения Всеукраинского Братства - Олекса Гарбузюк, приводил примеры участия украинцев в жизни западного общества. Объективно осветив несостоятельные попытки обвинить христиан в занятиях политикой, он отметил, что если искусство устроения общественной жизни, улучшения условий существования человека, подсказывает как лучше уберечься от радиации, избежать различных дестабилизаций, экологических и социальных катастроф; к тому же оно учит как правильно и с наименьшими потерями можно восстановить утерянное духовное начало; если это искусство называется политикой - то он им занимается. Наверное против такой трактовки вопроса о политике нельзя выдвинуть сколь-нибудь серъезных возражений.
Мне кажется, что не следует христианам оставаться сектантами в отношении политики, и коль скоро государство не признает за общиной роли общественной организации, следовало бы подумать и о создании собственной партии, которая смогла бы оказывать благотворное влияние на различные общественные формации. Пусть эта партия не претендует на политическую власть, но оказывает влияние на духовное состояние общества и стабилизацию общего состояния в стране. Ведь одно дело призывать к Богу, проповедуя библейские истины, и совсем другое - увлечь за собой личным примером. Наверное лучше не страховаться от возможного греха, стоя в стороне, а полностью отдать себя на служение Господу, позволить Духу Святому проявить себя в новых формах.
Нам следует руководствоваться словами пророка Исаии "...вот я, пошли меня"(Ис.6.8). Для этого прежде всего нужно любить всех людей такими как они есть, не ставя им условий.
"И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею,и всем разумением твоим,и всею крепостию твоею": вот, перваязаповедь! Вторая подобная ей:" возлюби ближнего твоего, как самого себя";иной большей сих заповедей нет" (Мр.12.30,31).
2002.05.16 | Георгій Пінчук
Re: Bilsh pomirkovana pozycija...
Ви знаєте, складне це питання - про християнську партію. Думаю, що багато в чому п. Павлюк має рацію, але не в усьому. Подумаймо, а де є справжні християнські політичні партії? В Німеччині, наприклад, давно існують Християнсько-Демократична партія (ХДС) і Християнсько-Соціалістичний Союз (ХСС). Але це звичайні політичні партії західноєвропейського типу, цілком світські, з помірковано-буржуазними, помірно-правоконсервативними поглядами. Мені здається, що від християнства там тільки назва, і якби цю назву хтось замнив на щось інше, великої різниці не було б. У США є Американська Християнська коаліція, яка насправді схожа більше не на громадську коаліцію, а на політичну партію з дуже правими поглядами. Ця партія оголошує себе християнською і дуже широко використовує християнську риторику, але її суть зовсім не в підтримці християнських церков і не в допомозі поширенню християнства, а в політичних кампаніях, з яких деякі далекі від християнства, як до Місяця (наприклад, кампанія за вільний продаж вогнепальної зброї). Думаю, що Україні нема чому вчитися ні в німецьких ХДС і ХСС, ні в американської АХК.Найбільше мені в ідеях п. Павлюка подобається ідея про необхідність систематичної, добре спланованої і організованої підтримки ХРИСТИЯНСЬКИХ ОСЕРЕДКІВ на місцях. От з цього треба починати. Зараз в нас молодь, та й середнє покоління майже не має уяви про парафіяльне життя, про те, що церква є не тільки будинком, куди заходять перехреститися і послухати гарні співи, а й організацією, групою людей, об'єднаною спільною вірою, причому такою групою, яка має певну структуру і діє за певними законами і традиціями. Треба розповсюджувати інформацію про парафіяльне життя українських православних, греко-католицьких і протестантських церков, показувати людям, що це життя цілком реальне і дуже цікаве, захоплююче, благородне і корисне людям. Для розповсюдження такої інформації політична партія не потрібна, але потрібна громадська група чи коаліція з активно працюючим членством і деякими фінансами.
Я одержав, до речі, ще одного листа від Ялтинської Церкви Христа, але не можу прочитати (проблеми з кирилицевим кодуванням). Як прочитаю, напишу до групи.
Вітаю всіх,
--Георгій
2002.05.17 | Serhiy Hrysch
Це був просто закид...
Насправді, багато служителів не знають, що таке громадянське суспільство. Я навіть читав, що деякі протестанти просто казали, що зараз у духовному плані ситуація гірша ніж за комуністів, бо тоді вони бачили, хто гонить, а зараз ні. Вихід, "давайте ще більше відділимося від невірних". А реальність така, що невірні зараз їм нічого поганого не роблять, і є стрес. От і створюється грунт для міфів, про те, що невірні масово тільки і думають однодушно, як би кого притиснути, що не так.2002.05.17 | Георгій Пінчук
Re: Це був просто закид...
Я думаю, що я Вас розумію. Дійсно, деякі християни занадто відгороджуються від світу і ділять всіх людей на "чистих і нечистих," своїх і чужих, що не є правильним. Але, з іншого боку, коли члени тієї чи іншої церкви чи конгрегації в першу чергу допомагають своїм - це теж можна зрозуміти. На форумі УП один кореспндент недавно дуже влучно написав, що рай буде тоді, коли кожний візьме віника і замете тротуар перед своїм будинком. У США маленькі конгрегації-парафії дуже активні саме на місцевому рівні і допомагають у першу чергу саме своїм; але їх дуже багато, і тому всі разом "свої" становлять величезну масу, більше половини всього населення країни. В Україні, звичайно, ситуація зовсім інша - там віруючих всіх разом крихітна меншість. Є над чим подумати... Вітаю, --ГП