Питання до п. Хлої
10/11/2002 | Георгій Пінчук
Пані Хлоє,
Ви нещодавно писали, що згідно з православною теологією, Боже Царство повинно бути встановлене піся трьохрічного панування антихриста. Чи не могли б Ви дати якісь посилання? Мене особливо цікавить, на яких біблійних текстах базується ця думка? ДЕ написано про саме "трьохрічне" панування антихриста?
Дякую! Вітаю!
--Георгій
Ви нещодавно писали, що згідно з православною теологією, Боже Царство повинно бути встановлене піся трьохрічного панування антихриста. Чи не могли б Ви дати якісь посилання? Мене особливо цікавить, на яких біблійних текстах базується ця думка? ДЕ написано про саме "трьохрічне" панування антихриста?
Дякую! Вітаю!
--Георгій
Відповіді
2002.10.11 | Хлоя
Re: Питання до п. Хлої
Георгій Пінчук пише:> Пані Хлоє,
>
> Ви нещодавно писали, що згідно з православною теологією, Боже Царство повинно бути встановлене піся трьохрічного панування антихриста. Чи не могли б Ви дати якісь посилання? Мене особливо цікавить, на яких біблійних текстах базується ця думка? ДЕ написано про саме "трьохрічне" панування антихриста?
Я трохи помилилася, не три, а три з половиною роки. Про це пишуть УСІ Святі Отці, починаючи з Іринея Ліонського та Іполіта Римського. Ось коротко погляд православної церкви на події кінця світу з посиланнями на Святе Письмо.
Священник Олег Давыденков
АНТИХРИСТ И ВРЕМЯ ЕГО ПРИШЕСТВИЯ
Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания
Сама приставка "anti" (анти) в греческом языке может иметь два значения: "против" и "вместо". По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть противник Христа, а с другой стороны, тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Свщ. Писании само это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слово "антихрист" – это всякий, "отвергающий Отца и Сына" (1 Ин. 2, 22), "а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста..." (1 Ин. 4, 3), то есть всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле "...появилось много антихристов..." (1 Ин. 2, 18). Но в строгом смысле это наименование употребляется в отношения к определенному лицу, о котором также говорит ап. Иоанн Богослов: "...вы слышали, что придет антихрист..." (1 Ин. 2, 18).
В истории имели место мнения, что антихрист не есть личность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер; на русской почве его воспроизводили раскольники-беспоповцы. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение... кн. 4, гл. 26) пишет: "Надобно знать, что должно прийти антихристу, хотя антихрист есть и всякий, не исповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, но в собственном смысле и преимущественно антихристом называется тот, который придет к кончине мира". Свщ. Писание учит об антихристе как о конкретной личности, Господь говорит иудеям: "...иной придет во имя свое, его примете" (Ин. 5, 43). Апостол Павел называет антихриста: "человеком греха, сыном погибели" (2 Фес. 2, 3).
По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: "Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи!" (Быт. 49, 17-18). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: "От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем" (Иер. 8, 16-17).
В Откр. (гл. 7) перечисляются запечатленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист.
Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение... кн. 4, гл. 26) пишет: "Не сам диавол сделается человеком, подобно тому как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем". Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Свщ. Писания об антихристе: "которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фес. 2, 9).
Имя антихриста неизвестно, известно только его число – "666". По объяснению свщмч. Иринея Лионского, "имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого" (Против ересей, кн. 5, гл. 30).
Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие "от среды удерживающего теперь" (2 Фес. 2, 7). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6 говорится: "ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время". Слову "что" в синодальном переводе соответствует греческое to katecou, что буквально значит "держащее или удерживающее", в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: "не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (d ketecwu)". Здесь употреблен мужской род, что, скорее всего, указывает на лицо мужского рода. Однозначного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под "удерживающим" и "держащим" можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы.
Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа
По словам св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение... кн. 4, гл. 26), "антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится". Он будет бороться против всех религий и "придет во имя свое" (Ин. 5, 43). Ап. Павел говорит, что антихрист есть "...превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею..." (2 Фес. 2, 4), т.е. Бога и в христианском, и в языческом понимании, и всех предметов религиозного чествования. Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство: "И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно... И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе" (Откр. 13, 5-6). Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует Божеского поклонения и служения: "...в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2, 4). О каком храме здесь идет речь, точно сказать невозможно – будет ли это восстановленный к тому времени Иерусалимский храм или некий другой, который будет наиболее почитаем и известен в то время.
В своей борьбе против христианства и всех своих противников антихрист будет пользоваться следующими средствами.
Ему будут помогать лжепророки, которые "...дадут великие знамения и чудеса..." (Мф. 24, 24). Явление антихриста "...по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фес. 2, 9).
Антихрист будет обладать огромной силой. Сатана даст ему "...силу свою и престол свой и великую власть" (Откр. 13, 2). Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана так говорит о своей власти: "...Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее" (Лк. 4, 6). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью, причем, скорее всего, власть будет единоличная, возможно царская, потому что сама власть сатаны по своему существу есть власть монархическая.
Царствование антихриста будет всемирным: "...и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем" (Откр. 13, 7). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный всеистребляющий завоеватель (Дан. гл. 7, 8, 11). Скорее всего, таким прообразом в сознании иудеев был Антиох Епифан. Особенно жестоким будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, "...чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" (Откр. 13, 15). В Апок. (гл. 11) рассказывается об убийстве двух свидетелей, которые будут обличать царство антихриста. Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: "И он сделал то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам положено будет начертание на правую руку их или на чело их и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его" (Откр. 13, 16-17).
Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (Откр. гл. 12). Однако "...врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто "...не приняли любви истины для своего спасения" (2 Фее 2, 10).
Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков – Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо Енох (наиболее распространенное мнение), либо Моисей.
В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи Ангелах, имеющих семь язв (Откр. гл. 15, 16)). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни (Мф. 24, 22). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: "И дано ему вести войну со святыми и победить их...." (Откр. 13, 7).
Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста (Дан. 7, 25) – три с половиной года. Апок. называет 42 месяца (Откр. 11, 2; 13, 5) или 1260 дней (Откр. 12, 6), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Таким образом, продолжительность царствования антихриста составит три с половиной года, ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа.
Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: "...Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фес. 2, 8). В Апок. сказано: "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним,... оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою" (Откр. 19, 20-21).
Можете почитати ще тут. Це Тлумачення на Апокаліпсис Андрія Кесарійського:
http://hristov.narod.ru/apoka.htm
А тут - праця прот.Сергія Булгакова
http://www.magister.msk.ru/library/philos/bulgakov/bulgak04.htm
2002.10.11 | Георгій Пінчук
Re: Питання до п. Хлої
Дякую, пані Хлоє. Дуже цікаво. --ГП2002.10.14 | Neviglas
Ще питання до п. Хлої
Хлоя пише:> Я трохи помилилася, не три, а три з половиною роки.
Пані Хлоє, а як бути ось з цим: "Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день." (2-ге Ап. Петра 3:8)
Виходить, що після Хреста людство прожило лише два дні ?
2002.10.14 | Хлоя
Re: Ще питання до п. Хлої
Neviglas пише:> Хлоя пише:
>
> > Я трохи помилилася, не три, а три з половиною роки.
>
> Пані Хлоє, а як бути ось з цим: "Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день." (2-ге Ап. Петра 3:8)
>
> Виходить, що після Хреста людство прожило лише два дні ?
Річ у тім, що тут йдеться дещо про різні речі. Три з половиною роки - це тривалість царювання на землі антихриста, як певної особистості, а апостол Петро каже, що ніхто не знає, коли те царювання почнеться. Що Господь не сказав нам строку для того, щоб МИ мали достатньо часу повернутися до нього. Він каже, що Господу байдуже, скільки чекати, один день чи тисячу років, адже для Нього взагалі не існує поняття часу, Він - вічний, Він - Творець часу. Головне для Нього - не втратити жодного вірного, усім дати час покаятися й повернутися до Нього. Тому християни просять віддалити прихід антихриста, щоб встигли врятуватися якомога більше людей. І коли вже Господь знатиме, що абсолютна більшість відпала і Своєю Прозорливістю побачить. що перспектив на повернення цих людей до Бога вже немає, тоді попустить прийти антихристу і сісти в світі царем. Проте навіть тоді, за пророцтвом, Він збереже Свою церкву (тобто зібрання тих малочисленних вірних, що на той час щее залишаться) у пустелі.