Про язичеські звичаї і їх преображення в християнстві
12/25/2003 | Георгій
Цікава стаття, написана пастором Деннісом Рупертом для віртуального журналу "Нове життя":
http://www.new-life.net/chrtms15.htm
Руперт наводить дуже цікаву інформацію про історію святкування Різдва, різдвяних вогнів, декорацій, ялинки, про розвиток традиції дарувати подарунки на Св. Миколая і на Різдво, тощо. Стаття закінчується роздумами про язичеські корені багатьох християнських звичаїв і про те, як протягом багатьох сторіч історії християнства язичеським обрядам і символам надавався новий зміст.
Ось одна цитата:
Please don't misunderstand me. Elements that Christians use to celebrate Christmas or other holidays shouldn't be accepted without question. But perhaps the original meaning of symbols may not be as important as how Christians have transformed the symbols to worship God. Were trees sometimes worshipped by Germanic tribes? Yes. But early Christian missionaries took a "bad" symbol and transformed it into "God's tree."
So is Christmas a pagan winter celebration or a religious celebration honoring the birth of Christ? In truth, in our culture Christmas is a mixture of both with, as any economist will confirm, quite a bit of materialism thrown in. Most holidays (see Easter and Halloween) contain evil, neutral, and good elements as part of their celebration.
What's a Christian to do? Discern bad elements from neutral or good ones. Make decisions that glorify and honor God and cause no harm to their personal walk with Christ. And don't throw away what Christians have already won. If we stop celebrating Christ's birth, the world won't stop celebrating something in the bleak winter. We can keep the focus on Christ (realizing that every year will be a battle with the world and our own souls) or we can let the celebrations degenerate into materialism and pagan revelry.
http://www.new-life.net/chrtms15.htm
Руперт наводить дуже цікаву інформацію про історію святкування Різдва, різдвяних вогнів, декорацій, ялинки, про розвиток традиції дарувати подарунки на Св. Миколая і на Різдво, тощо. Стаття закінчується роздумами про язичеські корені багатьох християнських звичаїв і про те, як протягом багатьох сторіч історії християнства язичеським обрядам і символам надавався новий зміст.
Ось одна цитата:
Please don't misunderstand me. Elements that Christians use to celebrate Christmas or other holidays shouldn't be accepted without question. But perhaps the original meaning of symbols may not be as important as how Christians have transformed the symbols to worship God. Were trees sometimes worshipped by Germanic tribes? Yes. But early Christian missionaries took a "bad" symbol and transformed it into "God's tree."
So is Christmas a pagan winter celebration or a religious celebration honoring the birth of Christ? In truth, in our culture Christmas is a mixture of both with, as any economist will confirm, quite a bit of materialism thrown in. Most holidays (see Easter and Halloween) contain evil, neutral, and good elements as part of their celebration.
What's a Christian to do? Discern bad elements from neutral or good ones. Make decisions that glorify and honor God and cause no harm to their personal walk with Christ. And don't throw away what Christians have already won. If we stop celebrating Christ's birth, the world won't stop celebrating something in the bleak winter. We can keep the focus on Christ (realizing that every year will be a battle with the world and our own souls) or we can let the celebrations degenerate into materialism and pagan revelry.
Відповіді
2003.12.26 | tmp
Рождество: Мифы и реальность (еще немного на туже тему)
===Рождество: Мифы и реальность ("Clarin", Аргентина)
Габриэль Джубеллино / Gabriel Giubellino, 24 декабря 2003
Иисус родился не 25 декабря и на тот момент, когда его распяли, было ему вовсе не 33 года. По меньшей мере, никто этого не может подтвердить. Волхвы, принесшие младенцу Иисусу свои дары, были всего лишь "волхвами", но не царями (в католических странах подносителей даров маленькому Иисусу называют 'цари-волхвы', их имена Мельчор, Бальтасар и Гаспар). Скорее всего, их было не трое. Не было у них и имен, и ни один из них не был негром.
Итак, вопросы: родился ли Иисус 25 декабря 2003 года назад? Прятала ли Мария его в яслях, и окружали ли младенца домашние животные? Действительно ли трое волхвов пришли с востока, чтобы поклониться Сыну Божьему? И были ли они царями? Можно ли точно сказать, за какой звездой они следовали?
Некоторые теологи, посвятившие свою жизнь изучению Библии и исторического контекста описываемых в ней событий, считают, что на многие из подобных вопросов однозначного ответа дать невозможно.
"Те сведения, которые Матфей и Лука излагают в своих Евангелиях, совершенно не совпадают друг с другом. И свести их описания в единое целое практически невозможно. Необходимо понять, что в данном случае речь идет не совсем об истории, тем не менее, это не означает, что она не имеет под собой никакого основания. Описания евангелистов принадлежат к различным литературным жанрам, в основе которых - различные традиции. Насколько реальны эти повествования? Действительно ли это подлинные воспоминания?" - такими вопросами задается священник-иезуит Игнасио Перес дел Висо (Ignacio Perez del Viso), преподаватель Истории Церкви теологического факультета Университета Сан Мигель.
По словам профессора, Евангелия были написаны во второй половине первого века от РХ, то есть через 30 лет после смерти Иисуса. В то время имели хождения и другие записи о его жизни - апокрифические Евангелия.
Все существующие на сегодняшний день представления о Рождестве - младенец в яслях, в окружении животных и волхвов - являются вольной интерпретацией следующих строк из Евангелия от Луки: "И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк., 2, 7).
В Евангелии не упоминаются ни пещера или хлев, ни животные.
Священник Луис Хериберто Ривас (Luis Heriberto Rivas), изучавший Священное писание в Ватикане, говорит, что миф о рождении Иисуса в пещере вполне объясним, потому как Вифлеем расположен в гористой местности. Тем не менее он отмечает, что слово, обозначающее место, куда Мария положила новорожденного, может трактоваться и как ясли - то есть кормушку для животных, и как хлев. Не изменяется лишь суть послания: Марии пришлось положить младенца в импровизированную люльку, что говорит о крайней простоте, если не бедности.
Со временем в канун Рождества в хлевах начали разыгрываться представления, запрещенные лишь папой Иннокентием III (1198 - 1216).
В отношении волхвов, упоминаемых в Евангелии от Матфея, опять же известно не так уж много деталей. В Мф. 2, 1 и 2 читаем: "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему".
В Евангелии не говорится о том, сколько было волхвов на самом деле, и не дается их описание.
"В древности "волхвами" называли мудрецов, которые занимались такими науками, как астрономия и астрология", - поясняет Ривас. Он говорит, что с течением времени строки из книги пророка Исайи и Псалмов смешались со словами Евангелия и уже "в VI веке впервые появились записи о том, что волхвы были восточными владыками; их количество с течением времени менялось, но в VIII веке их уже называли по именам - Мельчор (Melchor), Бальтасар (Baltasar) и Гаспар (Gaspar), а к XV столетию одного из волхвов начали изображать негром. Из этого становится ясно, что нынешний облик волхвов - плод людской фантазии. И все же стоит сохранить прекрасный обычай дарить детям подарки в ночь с 5 на 6 января, подобно тому как волхвы принесли свои дары младенцу Иисусу".
В Евангелии от Матфея упоминается и звезда, остановившаяся на небосклоне над местом рождения Сына Божьего. Астрономы тщетно пытаются установить о какой звезде, замедлившей свое движение, идет речь. Вполне возможно, что в Евангелии описывается некое чудо, но точно также упоминание о звезде может быть "намеком на пророчества Ветхого Завета, где в описании рождения Мессии используется метафора "восходящая звезда"".
Действительно большая часть традиции рождественских праздников не имеет никакого отношения к Библии. Нам ничего неизвестно ни о дне, ни о годе рождения Иисуса. Ривас напоминает: "Наш календарь имеет погрешность в 6-7 лет, которую исправить уже невозможно. Таким образом, вероятнее всего, что Иисус умер в возрасте 36 или 37 лет".
День 25 декабря как праздник также стал отмечаться не сразу. История сообщает нам, что прежде на востоке отмечался праздник Епифании (Богоявления), приходившийся на 6 января. Священник Игнасио Перес дел Висо отмечает, что "первое упоминание о праздновании Рождества 25 декабря относится к эпохе правления императора Константина 330 г. от РХ". Ночь 24 декабря считается в Северном полушарии самой длинной ночью в году, в тот день отмечался языческий праздник солнца, во время которого всю ночь следовало держать зажженными свечи и светильники. Впоследствии праздник рождения солнца совместили с празднованием рождения Христа.
В наше время празднование Рождества и празднование Нового Года происходит практически одинаково. "Мы должны привыкнуть к тому, что это праздник общий для всего человечества, люди могут собраться вместе и пожелать друг другу всего самого наилучшего, - говорит дел Вито. Я убежден в том, что живущие в западных странах евреи или мусульмане празднуют его по-своему, не примешивая к нему своей религии. И этот символ универсального братства крайне важен для всех нас".
Перевод: Анна Гонсалес, inoСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 25 декабря 2003, 08:55
Оригинал публикации: Mitos y verdades que rodean la celebracion de la Navidad
===
http://www.inosmi.ru/text/translation/203338.html
2003.12.28 | Георгій
Re: Рождество: Мифы и реальность (еще немного на туже тему)
tmp пише:> В Евангелии не упоминаются ни пещера или хлев, ни животные.
(ГП) Печера згадується у так званій Протоєвангелії від Якова (яка не могла бути написаною братом Христа Яковом, тому що він був страчений десь у 50-і роки н.е., тоді як ця апокрифічна Євангелія була написана наприкінці 2-го ст. н.е.). Там є рядки, що Йосип і Марія були знесилені під час їх подорожі у Віфлеєм і, коли Марія відчула наближення пологів, просто серед пустелі знайшли якусь печеру. Там Св. Марія і народила Ісуса. Під час пологів Св. Йосип пішов шукати повивальницю (акушерку), знайшов її, і привів її до печери. Вони прийшли туди, коли маленький Ісус вже народився, тому її допомога не була потрібна. Але все-таки цій жінці приписується певна роль. Вона, згідно з "Протоєвангелією," взялася обстежувати Св. Марію рукою, маючи намір перевірити її слова, що вона, незважаючи на народження її сина, все рівно залишилася дівою. Коли вона (акушерка) робила це, вона, згідно з "Протоєвангелією," відчула, що рука їй болить, а коли вона свою руку витягнула, побачила, що рука горить яскравим полум'ям. Після цього в "Протоєвангелії" іде коментар, що акушерка була так покарана за своє маловірство.
> Священник Луис Хериберто Ривас (Luis Heriberto Rivas), изучавший Священное писание в Ватикане, говорит, что миф о рождении Иисуса в пещере вполне объясним, потому как Вифлеем расположен в гористой местности. Тем не менее он отмечает, что слово, обозначающее место, куда Мария положила новорожденного, может трактоваться и как ясли - то есть кормушку для животных, и как хлев. Не изменяется лишь суть послания: Марии пришлось положить младенца в импровизированную люльку, что говорит о крайней простоте, если не бедности.
(ГП) Так. Про те, що Св. Йосип і Св. Марія не були заможними людьми, говорить також те, що викупом за Христове первородство була пара голубів (багаті батьки давали бика або барана).
> В Евангелии не говорится о том, сколько было волхвов на самом деле, и не дается их описание.
(ГП) Так. Про них говориться тільки те, що вони були "мудрі люди" і що вони прийшли "зі сходу."
> "В древности "волхвами" называли мудрецов, которые занимались такими науками, как астрономия и астрология", - поясняет Ривас.
(ГП) Правда. Цікаво, що в Діях Апостолів 8:9 той самий грецький термін, який використовується в Євангелії від Матвія для позначення цих "мудрих людей," використовується для позначення очевидного шахрая, шарлатана на ім'я Симон. Ці мудреці зі Сходу були, очевидно, зороастрійцями-астрологами, ворожбитами. Але щось зажевріло в їх серці, коли вони побачили маленького Ісуса...
>Он говорит, что с течением времени строки из книги пророка Исайи и Псалмов смешались со словами Евангелия и уже "в VI веке впервые появились записи о том, что волхвы были восточными владыками; их количество с течением времени менялось, но в VIII веке их уже называли по именам - Мельчор (Melchor), Бальтасар (Baltasar) и Гаспар (Gaspar), а к XV столетию одного из волхвов начали изображать негром. Из этого становится ясно, что нынешний облик волхвов - плод людской фантазии.
(ГП) Точно. "Три Царіє со Дари" є чистісінька вигадка - нема ніякого підтвердження, що їх було три і що вони були "Царіє." Але є запис, що вони принесли в дар Христові золото - символ царської влади.
>И все же стоит сохранить прекрасный обычай дарить детям подарки в ночь с 5 на 6 января, подобно тому как волхвы принесли свои дары младенцу Иисусу".
(ГП) Тобто на Епифанію, або день Богоявлення? Я не знав про такий звичай... у США дарунки дарують вранці Різдвяного дня (25 грудня - причому подарунки кладуть під ялинкою увечері 24 грудня). В деяких інших країнах прийнято дарувати подарунки не на Різдво, а на свято Св. Миколая (тобто 6 грудня). В Англії, здається, є звичай дарувати подарунки десь 19-го чи 20-го грудня. А де це дарують подарунки в ніч з 5 на 6 січня? Цікаво було б дізнатися.
> В Евангелии от Матфея упоминается и звезда, остановившаяся на небосклоне над местом рождения Сына Божьего. Астрономы тщетно пытаются установить о какой звезде, замедлившей свое движение, идет речь. Вполне возможно, что в Евангелии описывается некое чудо, но точно также упоминание о звезде может быть "намеком на пророчества Ветхого Завета, где в описании рождения Мессии используется метафора "восходящая звезда"".
(ГП) В Новому Завіті самого Христа названо "яскравою вранішньою зіркою" (Об'явлення 22:16).
> В наше время празднование Рождества и празднование Нового Года происходит практически одинаково. "Мы должны привыкнуть к тому, что это праздник общий для всего человечества, люди могут собраться вместе и пожелать друг другу всего самого наилучшего, - говорит дел Вито. Я убежден в том, что живущие в западных странах евреи или мусульмане празднуют его по-своему, не примешивая к нему своей религии. И этот символ универсального братства крайне важен для всех нас".
(ГП) Точно. Амінь.