Мы за Украинскую автокефалию,в случае её канонического признания
08/02/2005 | Navigator
- така думка у більшості священників УПЦ МП в Україні. А далі - читайте. По-моєму - цікаво. Особливо про вибори.
http://portal-credo.ru/site/?act=press&type=list&press_id=193
ИНТЕРВЬЮ: Политолог и религиовед, кандидат политических наук АНДРЕЙ ЮРАШ: "Виктор Ющенко готов и будет добиваться признания канонического статуса Украинской Церкви, что соответствует общим настроениям украинских избирателей"
Социологи впервые отметили в конце 90-х гг. одну любопытную особенность. Отвечая на вопрос "К какой Церкви вы принадлежите?", большинство украинцев (граждан Украины) начали указывать Киевский патриархат. С одной стороны, большинство общин у Московского патриархата, с другой, - большинство как православных верующих, так и тех, кто идентифицирует себя с этим религиозным направлением, однозначно – от одного опроса к другому – объявляют себя последователями Киевского патриархата (КП). Это подтверждается данными минимум 6 опросов, проводившихся в последние 4-5 лет в Украине.
Основная причина, это расхождение между идеологическими ориентациями духовенства и верующих. Большинство епископов и священников продолжают соотносить себя с МП, в то же время, для большинства верующих (как реальных, так и номинальных) предпочтительной выглядит идентификация с КП. Не исключено, что отвечающие таким образом люди, особенно из числа номинальных верующих, не имеют чётких представлений об этой Церкви (КП – "Портал–Credo.Ru"), но в их сознании сформировалась установка на то, что именно такая Церковь должна присутствовать в Украине, поскольку эти люди реально существуют в пределах независимого государства.
– Можно немножко подробнее остановиться на данных опросов?
– Опросы дают примерно такое соотношение. Около 25-30 % населения Украины способны идентифицировать себя с определённой православной юрисдикцией - или МП, или КП, или УАПЦ. Так вот, 1/3 соотносит себя в масштабах всей Украины с МП и 2/3 – с КП. Есть ещё и другая, сопоставимая по численности с первой, группа (тоже в пределах 25-30 %) внеюрисдикционных православных.
– Российские религиоведы Дмитрий Фурман и Сергей Филатов в 1990-х гг. нашли интересное определение для похожей группы – "христиане вообще". С поправкой на нынешнюю ситуацию в Украине можно ли назвать украинских внеюрисдикционных православных "православными вообще"?
– Можно использовать и такое название. При всех обстоятельствах, это номинальные верующие, которые соотносят себя с православной религиозной традицией по своим "корням", индивидуальным предпочтениям, определяющему влиянию социальной среды. Но из этих 25-30 % только 12 % называют себя приверженцами МП, остальные 13-18 % – КП. И это реальная тенденция. Прироста нет только у УАПЦ, ни по количеству зарегистрированных общин, который замер на уровне 1996 г., ни по числу членов Церкви и приверженцев, остающемуся крайне низким.
– Насколько эту отмеченную социологами тенденцию подтвердили президентские выборы, в которых, как известно, активную роль играли практически все более или менее значимые религиозные объединения Украины?
– Если посмотреть на украинскую религиозную ситуацию в контексте выборов и влияния МП, то здесь получается следующее. Ющенко победил в 17 регионах Украины. В 14 из них большинство составляют общины МП. Т.е. УПЦ МП, тесно связанная с кандидатом – преемником действующего президента, не смогла мобилизовать как своих верующих, так и тех, кто симпатизирует этой Церкви.
Очень интересен и показателен пример Ровенской области. Здесь соотношение МП и КП таково: примерно 250 общин у КП и около у 450 МП.
– Кстати, это знаковая епархия для МП не только в масштабах Украины, но и всей РПЦ МП: многие представили епископата и духовенства являются выходцами с Ровенщины; священническая карьера была в прошлом и остаётся поныне значимым фактором социализации местной молодёжи. По идее, влияние духовенства МП на паству здесь должно быть выше, чем в других регионах...
– Большинство православных приходов на Ровенщине, как я уже сказал, принадлежат МП, но убедительную победу здесь одержал Ющенко. Ровенская область чрезвычайно интересна ещё в одном отношении. Именно здесь был зафиксирован факт инструктажа епархиальным руководством приходского духовенства в пользу Януковича. Это едва ли ни самая показательная акция из всех, которые проводила УПЦ МП по поддержке Януковича, как представителя власти и персоны, официально поддержанной МП. Во время избирательной кампании в городе Сарны Ровенской области состоялось собрание епархиального духовенства, в котором принимали участие около 200 священников. На этом собрании представитель штаба Януковича инструктировал духовенство, как вести агитацию.
– А как этот инцидент стал достоянием широкой общественности?
– Вероятно, кто-то сообщил об этом представителям Ющенко, и они явились нежданно-негаданно на собрание духовенства. Так вот, кроме устных инструкций, каждый священник получал ещё огромное количество печатных материалов в поддержку Януковича. Как потом писали газеты, духовенство выносило агитационные материалы под рясами. Вместе с тем, итоги выборов показали, что большинство населения Ровенщины не поддержало политический выбор своих пастырей. Либо духовенство не исполнило то, что от него требовали как церковная, так и светская власти, либо население не поддерживает своё духовенство.
Я всё же думаю, что реальное объяснение ситуации и в масштабах Ровенской епархии, о которой мы говорим, и, в какой-то мере, в масштабах всей Украины находится на пересечения названных причин. На практике духовенство не всегда согласно с официальной линией своего руководства, но не может её высказать. Население же, свободное от корпоративных обязательств, открыто сориентировано на проукраинскую идентификационную модель.
Если говорить опять же о духовенстве МП, особенно в западной и центральной Украине, то его вряд ли можно зачислить в стан стойких последователей существующего status quo УПЦ МП в Украине. Конечно, для большинства из них, воспитанных на принципах соблюдения церковных правил, очень важна тема канонического статуса Церкви. Данное обстоятельство отчасти объясняет юрисдикционные предпочтения духовенства. Но, если даже представитель епископата МП Софроний Черкасский публично заявил, что будущее украинской Церкви за автокефалией, - это о чём-то да говорит. Рядовые священники высказываются об этом преимущественно в частных беседах. Я встречал такие настроения на западе и центре страны. Священники МП говорят: "Мы за Украинскую автокефалию, но в случае её канонического признания".
– Т.е. получается, что нынешнее полиюрисдикционное положение украинского православия в обеих ведущих православных юрисдикциях Украины считается межеумочным, вынужденным, временным? А можно ли назвать другие, не менее интересные, примеры участия в избирательной кампании со стороны обоих кандидатов с использованием конфессионального фактора и каков был элемент "самодеятельности"?
– Начну с частного, но показательного в отношении "самодеятельности" случая. Накануне второго тура один из народных депутатов, выступая с трибуны Верховной Рады, рассказал о том, как велась "храмовая" агитация в городе Иванкове Киевской области. Священник МП, перед тем как допустить верующих к кресту, требовал поклясться, что они будут голосовать за Януковича. Из масштабных организованных священноначалием мероприятий сразу вспоминается крестный ход по Киеву верующих МП в поддержку Януковича накануне второго тура. Это была самая крупная публичная акция МП с участием 10-15 тысяч верующих: приблизительно половина была из Киева, другая представляла регионы. Приехали, в первую очередь, из Луганской и Донецкой областей.
Теперь пример со стороны другого кандидата, но опять же с участием МП. После первого тура оппозиционный действующей власти кандидат - Ющенко - попросил аудиенции у предстоятеля УПЦ МП и эта встреча состоялась 8 ноября. На следующий день пресс-служба Ющенко, насколько это возможно широко, оповестила население о встрече и о том, что Ющенко получил благословение митрополита Владимира. А ещё через день митрополит Владимир выступил по всем теле- и радиоканалам с заявлением, что никакого официального благословения он не давал и единственным кандидатом, которого поддерживает МП, был и остаётся Янукович. Ющенко, конечно, получил общее церковное благословение, которое, разумеется, не означало его благословения на президенство. Но факт общего благословения был истолкован его сторонниками как благословение именно на президентство.
Зато оппоненты увидели в этом покушение на уникальные отношения МП с одним из кандидатов. Я не знаю, известно ли это России, но украинские СМИ сообщили, что после этой встречи предстоятеля УПЦ МП с Ющенко на митрополита Владимира было оказано колоссальное давление со стороны группы епископата, возглавляемой митрополитом Донецким и Мариупольским Иларионом (Шукало). Донецкого архиерея связывает давняя дружба с Януковичем, ещё с тех времён, когда тот возглавлял Донецкую администрацию. Епархия получала от местной власти огромнейшие финансовые дотации. Только на возрожденне Святогорского монастыря, который стал недавно пятой лаврой МП, было выделено 14 миллионов долларов. После встречи Ющенко с митрополитом Владимиром сообщалось, что через два часа после аудиенции Ющенко у митрополита Владимира, в резиденции киевского митрополита УПЦ МП появился митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и потребовал от предстоятеля официально отречься от Ющенко. Митрополит Иларион якобы даже пригрозил, что если этого не произойдёт, то буквально завтра же будет созван Архиерейский собор, который лишит митрополита Владимира звания предстоятеля Церкви.
В этой связи представляют интерес некоторые факты из биографии митрополита Илариона, едва ли не самого идеологически и политически консервативного, если не сказать реакционного, архиерея УПЦ МП не только по украинским меркам, но, пожалуй, и в масштабах всей РПЦ. Сам он родом из Галиции, из окрестностей Львова, с трудом говорит по-русски...
– Если заглянуть в будущее, какие изменения в религиозном ландшафте Украины могут произойти в самое ближайшие время в случае победы Виктора Ющенко?
– Я думаю, что позиция Ющенко будет адекватна реалиям и религиозной, и политической жизни Украины. Ющенко всё время подчёркивал своё членство в МП. Он – выходец из региона, где МП доминирует (это Сумская область, а его родное село Хоружевка находится в 40 км от российской границы и община этого села принадлежит к МП) - некоторые знаковые моменты его предвыборной деятельности довольно болезненно воспринимались КП. Например, то, что он пригласил освящать предвыборный офис священника Московского патриархата.
Ющенко олицетворяет проукраинский идентификационный вектор, который, как я уже говорил, имеет чётко выраженное религиозное измерение. К тому же Ющенко не новичок в политике, ему уже приходилось решать религиозно-политические вопросы, когда он возглавлял украинское правительство. Именно в это время при непосредственном организационном участии Виктора Ющенко состоялся визит в Украину Папы Римского Иоанна Павла II. Вторая очень известная, возможно, не часто вспоминаемая, но очень существенная история: будучи премьером (премьерство длилось не более года), Ющенко стал единственным представителем украинского правительства, который написал официальное письмо Вселенскому Патриарху Варфоломею с просьбой помочь с признанием канонического статуса Православной Церкви в Украине.
– И то, и другое, в конечном счёте, должно было работать на престиж Украины...
– Президент Кучма отказался подписывать письмо Константинопольскому Патриарху и Ющенко взял ответственность на себя. После этого у Ющенко сложились дружественные отношения с представителями КП. При этом важно понимать, что при Ющенко-президенте украинская власть не будет предпринимать никаких репрессивных действий в отношении МП. Соответственно, и МП может быть уверена в том, что никаких действий в плане законодательном или административном, которые бы ограничивали её действия или принуждали её к сближению с КП, предприниматься не будет. Виктор Ющенко готов и будет добиваться признания канонического статуса Украинской Православной Церкви, что соответствует общим настроениям украинских избирателей. И в этом смысле я могу прогнозировать, что через некоторое время - возможно, через год или два - к лагерю сторонников автокефалии примкнут многие священнослужители и верующие, которые сейчас находятся в лоне МП. Не исключено, что это приведёт к общему изменению баланса сил в пользу КП.
– Но пропорция общин в пользу МП может и сохраняться. Вопрос в этой связи: сработают ли формальные правовые процедуры, закреплённые в 1990-е гг., или Украину начнёт сотрясать череда новых конфликтов за право владения культовыми зданиями, если, например, КП начнёт кампанию по перемене юрисдикционной принадлежности храмов, - раз, мол, голосовали за Ющенко, значит, надо переходить в КП?
– Согласно украинским законам правом юридического лица обладает не Церковь как организация, например, Московский или Киевский патриархат, а община верующих. Это очень существенный момент, и в этом состоит отличие украинского законодательства от российского. Поэтому, если община пожелает перейти в другую Церковь или юрисдикцию вместе с движимым и недвижимым имуществом, - это решаемый вопрос. Впрочем, где-то с 1995 г. ситуация остаётся достаточно стабильной, несмотря на некоторые подвижки. Иногда это происходит в согласии со священником, иногда нет. Могут реализовываться совершенно разные сценарии. Но главное, - слово остаётся за той зарегистрированной десяткой, которая руководит общиной.
Кстати, УПЦ МП предпринимала попытки - с подачи её официальных или полуофициальных сторонников - закрепить право юридического лица именно за Церковью на вечные времена. Это означало бы, что можно образовать альтернативную общину КП или УАПЦ в том же селе или городе, но она бы уже никогда не смогла претендовать на церковные здания МП, даже в тех случаях, когда на них будут висеть амбарные замки. Благодаря абсолютно согласованным действиям Киевского патриархата, Греко-католической, Римско-католической Церквей и некоторых протестантских деноминаций, их официальному обращению к главе Верховной Рады (ВР) и через депутатов этот закон не был даже вынесен на рассмотрение ВР. В Украине и по сей день продолжает действовать закон, по которому именно "десятка", община сохраняет эксклюзивные права на владение церковной собственностью, и только она вправе изменять собственную юрисдикционную принадлежность в соответствии со своими воззрениями.
– Это, действительно, большой плюс с точки зрения организации общих правил деятельности гражданского общества: человек, люди, верующие снизу сами решают, что им делать в своём микросообществе (приходе), а не кто-то за них сверху...
– Чтобы не сложилось превратного впечатления, скажу: переходы имеют разную направленность. Вот, например, полгода назад зафиксирован переход целого благочиния в Киевской области назад в МП из Киевского. Бывают разные случаи. Но в целом немножко большими темпами таким путём развивается КП.
– Какова судьба парламентских групп в Верховной Раде – "За едину национальну помисну Православну Церкву" и "За едину каноничну Православну Церкву"? В последнее время они никак не заявляют о себе, по крайней мере, в России о них ничего не слышно.
– Они действовали и были организационно оформлены – одна поддерживала Киевский, другая Московский патриархат - в предыдущем составе Верховной Рады. В нынешнем парламенте такие группы не состоялись. Но мировоззренческие ориентации депутатского корпуса сохранилось. Одно из свидетельств этого – получившее широкое общественный резонанс в Украине движение среди депутатов Верховной Рады в поддержку признания патриархата Украинской Греко-Католической Церкви (УКГЦ). Кстати, все сторонники Киевского патриархата из числа депутатов подписались под этим воззванием, которое потом было передано Святейшему Престолу. Имелось в виду, что депутаты поддерживают провозглашение патриархата УГКЦ в масштабах всей Католической Церкви.
http://portal-credo.ru/site/?act=press&type=list&press_id=193
ИНТЕРВЬЮ: Политолог и религиовед, кандидат политических наук АНДРЕЙ ЮРАШ: "Виктор Ющенко готов и будет добиваться признания канонического статуса Украинской Церкви, что соответствует общим настроениям украинских избирателей"
Социологи впервые отметили в конце 90-х гг. одну любопытную особенность. Отвечая на вопрос "К какой Церкви вы принадлежите?", большинство украинцев (граждан Украины) начали указывать Киевский патриархат. С одной стороны, большинство общин у Московского патриархата, с другой, - большинство как православных верующих, так и тех, кто идентифицирует себя с этим религиозным направлением, однозначно – от одного опроса к другому – объявляют себя последователями Киевского патриархата (КП). Это подтверждается данными минимум 6 опросов, проводившихся в последние 4-5 лет в Украине.
Основная причина, это расхождение между идеологическими ориентациями духовенства и верующих. Большинство епископов и священников продолжают соотносить себя с МП, в то же время, для большинства верующих (как реальных, так и номинальных) предпочтительной выглядит идентификация с КП. Не исключено, что отвечающие таким образом люди, особенно из числа номинальных верующих, не имеют чётких представлений об этой Церкви (КП – "Портал–Credo.Ru"), но в их сознании сформировалась установка на то, что именно такая Церковь должна присутствовать в Украине, поскольку эти люди реально существуют в пределах независимого государства.
– Можно немножко подробнее остановиться на данных опросов?
– Опросы дают примерно такое соотношение. Около 25-30 % населения Украины способны идентифицировать себя с определённой православной юрисдикцией - или МП, или КП, или УАПЦ. Так вот, 1/3 соотносит себя в масштабах всей Украины с МП и 2/3 – с КП. Есть ещё и другая, сопоставимая по численности с первой, группа (тоже в пределах 25-30 %) внеюрисдикционных православных.
– Российские религиоведы Дмитрий Фурман и Сергей Филатов в 1990-х гг. нашли интересное определение для похожей группы – "христиане вообще". С поправкой на нынешнюю ситуацию в Украине можно ли назвать украинских внеюрисдикционных православных "православными вообще"?
– Можно использовать и такое название. При всех обстоятельствах, это номинальные верующие, которые соотносят себя с православной религиозной традицией по своим "корням", индивидуальным предпочтениям, определяющему влиянию социальной среды. Но из этих 25-30 % только 12 % называют себя приверженцами МП, остальные 13-18 % – КП. И это реальная тенденция. Прироста нет только у УАПЦ, ни по количеству зарегистрированных общин, который замер на уровне 1996 г., ни по числу членов Церкви и приверженцев, остающемуся крайне низким.
– Насколько эту отмеченную социологами тенденцию подтвердили президентские выборы, в которых, как известно, активную роль играли практически все более или менее значимые религиозные объединения Украины?
– Если посмотреть на украинскую религиозную ситуацию в контексте выборов и влияния МП, то здесь получается следующее. Ющенко победил в 17 регионах Украины. В 14 из них большинство составляют общины МП. Т.е. УПЦ МП, тесно связанная с кандидатом – преемником действующего президента, не смогла мобилизовать как своих верующих, так и тех, кто симпатизирует этой Церкви.
Очень интересен и показателен пример Ровенской области. Здесь соотношение МП и КП таково: примерно 250 общин у КП и около у 450 МП.
– Кстати, это знаковая епархия для МП не только в масштабах Украины, но и всей РПЦ МП: многие представили епископата и духовенства являются выходцами с Ровенщины; священническая карьера была в прошлом и остаётся поныне значимым фактором социализации местной молодёжи. По идее, влияние духовенства МП на паству здесь должно быть выше, чем в других регионах...
– Большинство православных приходов на Ровенщине, как я уже сказал, принадлежат МП, но убедительную победу здесь одержал Ющенко. Ровенская область чрезвычайно интересна ещё в одном отношении. Именно здесь был зафиксирован факт инструктажа епархиальным руководством приходского духовенства в пользу Януковича. Это едва ли ни самая показательная акция из всех, которые проводила УПЦ МП по поддержке Януковича, как представителя власти и персоны, официально поддержанной МП. Во время избирательной кампании в городе Сарны Ровенской области состоялось собрание епархиального духовенства, в котором принимали участие около 200 священников. На этом собрании представитель штаба Януковича инструктировал духовенство, как вести агитацию.
– А как этот инцидент стал достоянием широкой общественности?
– Вероятно, кто-то сообщил об этом представителям Ющенко, и они явились нежданно-негаданно на собрание духовенства. Так вот, кроме устных инструкций, каждый священник получал ещё огромное количество печатных материалов в поддержку Януковича. Как потом писали газеты, духовенство выносило агитационные материалы под рясами. Вместе с тем, итоги выборов показали, что большинство населения Ровенщины не поддержало политический выбор своих пастырей. Либо духовенство не исполнило то, что от него требовали как церковная, так и светская власти, либо население не поддерживает своё духовенство.
Я всё же думаю, что реальное объяснение ситуации и в масштабах Ровенской епархии, о которой мы говорим, и, в какой-то мере, в масштабах всей Украины находится на пересечения названных причин. На практике духовенство не всегда согласно с официальной линией своего руководства, но не может её высказать. Население же, свободное от корпоративных обязательств, открыто сориентировано на проукраинскую идентификационную модель.
Если говорить опять же о духовенстве МП, особенно в западной и центральной Украине, то его вряд ли можно зачислить в стан стойких последователей существующего status quo УПЦ МП в Украине. Конечно, для большинства из них, воспитанных на принципах соблюдения церковных правил, очень важна тема канонического статуса Церкви. Данное обстоятельство отчасти объясняет юрисдикционные предпочтения духовенства. Но, если даже представитель епископата МП Софроний Черкасский публично заявил, что будущее украинской Церкви за автокефалией, - это о чём-то да говорит. Рядовые священники высказываются об этом преимущественно в частных беседах. Я встречал такие настроения на западе и центре страны. Священники МП говорят: "Мы за Украинскую автокефалию, но в случае её канонического признания".
– Т.е. получается, что нынешнее полиюрисдикционное положение украинского православия в обеих ведущих православных юрисдикциях Украины считается межеумочным, вынужденным, временным? А можно ли назвать другие, не менее интересные, примеры участия в избирательной кампании со стороны обоих кандидатов с использованием конфессионального фактора и каков был элемент "самодеятельности"?
– Начну с частного, но показательного в отношении "самодеятельности" случая. Накануне второго тура один из народных депутатов, выступая с трибуны Верховной Рады, рассказал о том, как велась "храмовая" агитация в городе Иванкове Киевской области. Священник МП, перед тем как допустить верующих к кресту, требовал поклясться, что они будут голосовать за Януковича. Из масштабных организованных священноначалием мероприятий сразу вспоминается крестный ход по Киеву верующих МП в поддержку Януковича накануне второго тура. Это была самая крупная публичная акция МП с участием 10-15 тысяч верующих: приблизительно половина была из Киева, другая представляла регионы. Приехали, в первую очередь, из Луганской и Донецкой областей.
Теперь пример со стороны другого кандидата, но опять же с участием МП. После первого тура оппозиционный действующей власти кандидат - Ющенко - попросил аудиенции у предстоятеля УПЦ МП и эта встреча состоялась 8 ноября. На следующий день пресс-служба Ющенко, насколько это возможно широко, оповестила население о встрече и о том, что Ющенко получил благословение митрополита Владимира. А ещё через день митрополит Владимир выступил по всем теле- и радиоканалам с заявлением, что никакого официального благословения он не давал и единственным кандидатом, которого поддерживает МП, был и остаётся Янукович. Ющенко, конечно, получил общее церковное благословение, которое, разумеется, не означало его благословения на президенство. Но факт общего благословения был истолкован его сторонниками как благословение именно на президентство.
Зато оппоненты увидели в этом покушение на уникальные отношения МП с одним из кандидатов. Я не знаю, известно ли это России, но украинские СМИ сообщили, что после этой встречи предстоятеля УПЦ МП с Ющенко на митрополита Владимира было оказано колоссальное давление со стороны группы епископата, возглавляемой митрополитом Донецким и Мариупольским Иларионом (Шукало). Донецкого архиерея связывает давняя дружба с Януковичем, ещё с тех времён, когда тот возглавлял Донецкую администрацию. Епархия получала от местной власти огромнейшие финансовые дотации. Только на возрожденне Святогорского монастыря, который стал недавно пятой лаврой МП, было выделено 14 миллионов долларов. После встречи Ющенко с митрополитом Владимиром сообщалось, что через два часа после аудиенции Ющенко у митрополита Владимира, в резиденции киевского митрополита УПЦ МП появился митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и потребовал от предстоятеля официально отречься от Ющенко. Митрополит Иларион якобы даже пригрозил, что если этого не произойдёт, то буквально завтра же будет созван Архиерейский собор, который лишит митрополита Владимира звания предстоятеля Церкви.
В этой связи представляют интерес некоторые факты из биографии митрополита Илариона, едва ли не самого идеологически и политически консервативного, если не сказать реакционного, архиерея УПЦ МП не только по украинским меркам, но, пожалуй, и в масштабах всей РПЦ. Сам он родом из Галиции, из окрестностей Львова, с трудом говорит по-русски...
– Если заглянуть в будущее, какие изменения в религиозном ландшафте Украины могут произойти в самое ближайшие время в случае победы Виктора Ющенко?
– Я думаю, что позиция Ющенко будет адекватна реалиям и религиозной, и политической жизни Украины. Ющенко всё время подчёркивал своё членство в МП. Он – выходец из региона, где МП доминирует (это Сумская область, а его родное село Хоружевка находится в 40 км от российской границы и община этого села принадлежит к МП) - некоторые знаковые моменты его предвыборной деятельности довольно болезненно воспринимались КП. Например, то, что он пригласил освящать предвыборный офис священника Московского патриархата.
Ющенко олицетворяет проукраинский идентификационный вектор, который, как я уже говорил, имеет чётко выраженное религиозное измерение. К тому же Ющенко не новичок в политике, ему уже приходилось решать религиозно-политические вопросы, когда он возглавлял украинское правительство. Именно в это время при непосредственном организационном участии Виктора Ющенко состоялся визит в Украину Папы Римского Иоанна Павла II. Вторая очень известная, возможно, не часто вспоминаемая, но очень существенная история: будучи премьером (премьерство длилось не более года), Ющенко стал единственным представителем украинского правительства, который написал официальное письмо Вселенскому Патриарху Варфоломею с просьбой помочь с признанием канонического статуса Православной Церкви в Украине.
– И то, и другое, в конечном счёте, должно было работать на престиж Украины...
– Президент Кучма отказался подписывать письмо Константинопольскому Патриарху и Ющенко взял ответственность на себя. После этого у Ющенко сложились дружественные отношения с представителями КП. При этом важно понимать, что при Ющенко-президенте украинская власть не будет предпринимать никаких репрессивных действий в отношении МП. Соответственно, и МП может быть уверена в том, что никаких действий в плане законодательном или административном, которые бы ограничивали её действия или принуждали её к сближению с КП, предприниматься не будет. Виктор Ющенко готов и будет добиваться признания канонического статуса Украинской Православной Церкви, что соответствует общим настроениям украинских избирателей. И в этом смысле я могу прогнозировать, что через некоторое время - возможно, через год или два - к лагерю сторонников автокефалии примкнут многие священнослужители и верующие, которые сейчас находятся в лоне МП. Не исключено, что это приведёт к общему изменению баланса сил в пользу КП.
– Но пропорция общин в пользу МП может и сохраняться. Вопрос в этой связи: сработают ли формальные правовые процедуры, закреплённые в 1990-е гг., или Украину начнёт сотрясать череда новых конфликтов за право владения культовыми зданиями, если, например, КП начнёт кампанию по перемене юрисдикционной принадлежности храмов, - раз, мол, голосовали за Ющенко, значит, надо переходить в КП?
– Согласно украинским законам правом юридического лица обладает не Церковь как организация, например, Московский или Киевский патриархат, а община верующих. Это очень существенный момент, и в этом состоит отличие украинского законодательства от российского. Поэтому, если община пожелает перейти в другую Церковь или юрисдикцию вместе с движимым и недвижимым имуществом, - это решаемый вопрос. Впрочем, где-то с 1995 г. ситуация остаётся достаточно стабильной, несмотря на некоторые подвижки. Иногда это происходит в согласии со священником, иногда нет. Могут реализовываться совершенно разные сценарии. Но главное, - слово остаётся за той зарегистрированной десяткой, которая руководит общиной.
Кстати, УПЦ МП предпринимала попытки - с подачи её официальных или полуофициальных сторонников - закрепить право юридического лица именно за Церковью на вечные времена. Это означало бы, что можно образовать альтернативную общину КП или УАПЦ в том же селе или городе, но она бы уже никогда не смогла претендовать на церковные здания МП, даже в тех случаях, когда на них будут висеть амбарные замки. Благодаря абсолютно согласованным действиям Киевского патриархата, Греко-католической, Римско-католической Церквей и некоторых протестантских деноминаций, их официальному обращению к главе Верховной Рады (ВР) и через депутатов этот закон не был даже вынесен на рассмотрение ВР. В Украине и по сей день продолжает действовать закон, по которому именно "десятка", община сохраняет эксклюзивные права на владение церковной собственностью, и только она вправе изменять собственную юрисдикционную принадлежность в соответствии со своими воззрениями.
– Это, действительно, большой плюс с точки зрения организации общих правил деятельности гражданского общества: человек, люди, верующие снизу сами решают, что им делать в своём микросообществе (приходе), а не кто-то за них сверху...
– Чтобы не сложилось превратного впечатления, скажу: переходы имеют разную направленность. Вот, например, полгода назад зафиксирован переход целого благочиния в Киевской области назад в МП из Киевского. Бывают разные случаи. Но в целом немножко большими темпами таким путём развивается КП.
– Какова судьба парламентских групп в Верховной Раде – "За едину национальну помисну Православну Церкву" и "За едину каноничну Православну Церкву"? В последнее время они никак не заявляют о себе, по крайней мере, в России о них ничего не слышно.
– Они действовали и были организационно оформлены – одна поддерживала Киевский, другая Московский патриархат - в предыдущем составе Верховной Рады. В нынешнем парламенте такие группы не состоялись. Но мировоззренческие ориентации депутатского корпуса сохранилось. Одно из свидетельств этого – получившее широкое общественный резонанс в Украине движение среди депутатов Верховной Рады в поддержку признания патриархата Украинской Греко-Католической Церкви (УКГЦ). Кстати, все сторонники Киевского патриархата из числа депутатов подписались под этим воззванием, которое потом было передано Святейшему Престолу. Имелось в виду, что депутаты поддерживают провозглашение патриархата УГКЦ в масштабах всей Католической Церкви.
Відповіді
2005.08.02 | tmp
Мы тоже. Но только каноническим путем, т.е. по любви (-)
2005.08.03 | Анатолій
Анекдот в тему, тобто про любов ...
-Мадам, Ви як перший раз вступили у статевий зв"язок з любови чи за гроші.-Звісно з любови, адже п"ять рублів хіба то гроші?
Анатолій
2005.08.03 | Navigator
Мені згадується анекдот про радянський герб
що повинен бути амуром.Бо озброєний до зубів, з голою задницею і до всіх пристає зі своїм коханням.
От так і московскі попи. Що офіційно встали на ідеологічне місце КПСС. Знаю добре ситуацію на Ровенщині. Не жалкує Москва грошей на збереження і розширення свого впливу. На 250 проукраїнських церков створили 450 промосковських. А настрої народу в пропорції десь 5 до 1.
...
В Москві шугають протестантів і католиків, як чужинецькі церкви.
А ми чужу голубимо як свою.
Тому питання про канонічність вирішувати потрібно на державному рівні.
А стаття чесна і цікава.
Дякую, хто прочитав.
З Богом!
2005.08.03 | tmp
:) А по сути темы можете что-нить сказать?
Или это и есть Ваше ее (сути) понимание?2005.08.03 | Вільнодум
А по суті теми нічого "казать", бо
за 2000 років все вже було сказано, і окрім зомбуючої людей "дурні" нічого не залишилось!2005.08.15 | Navigator
Суть- в своїй церкві - своя правда і сила і воля
А назначена Сталіним ієрархія, кохана комуністами, не може називатись церквою. Хоч би там були священниками лише майори і вище.Чи є сумніви, хто зараз загнуздав РПЦ?