МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

С 1-м сентября! В помощь преподавателям "Этики веры" в школе.

09/01/2005 | Дедушка Масдай
Эту статью несравненно удобнее читать в отформатированном виде на сайте-источнике:
http://uath.org/index.php?news=344

Проф Дулуман -
доктор философских наук,
кандидат богословия


В помощь преподавателям "Этики веры" в школе.

Распоряжением Президента Ющенко с 1 сентября в школах Украины вводится изучение (фактически - воспитание преданности) религии. ""Йдеться про Бога, вiру в тiй або iншiй формi: не ставиться за мету одностороннє освiтлення цього питання, а взяти загальнi пiдходи всiх церков", - разъяснил суть своего распоряжение Сам.

Не буду сейчас говорить о том, что введение религиозного предмета в государственных школах противоречит Конституции, противоречит "Закону о свободе совести в Украине", противоречит традиции обучению в школах России, а отсюда и Украины, с начал 18 столетия (со времен Петра I). Предложенное Президентом Украины название предмета "Этика веры" - это что-то новое в области обучение и изучения этики, веры и религии. Но, опять, не будем придираться.

Президент Украины распорядился, чтобы освещать вопросы "Этики веры" не односторонне с точки зрения "общих подходов всех церквей". Но ведь этого даже с чудесным вспомоществованием Господа Бога сделать невозможно. С учетом подходов всех церквей? Это, что?, с учетом подходом христианства, ислама, иудаизма, кришнаизма, мормонства? Нет, нет, - объясняет Министерство Образования и Науки Украины. Для детей христианских родителей - с точки зрения христианства, иудеев - иудейства, ислама - исламского и так далее. Но и здесь проблемы. Христианских направлений в мире более 2.000, а в Украине - свыше 100. И как же при этом учитывать, например, христианство в православном изложении, которое учит поклонятся чудотворным иконам, культ которым все протестантские церкви считают идолопоклонством и преступлением перед 10 заповедями Моисея? С православным празднованием воскресения, которое тоже противоречит Библии по учению адвентистов седьмого дня? С отделением церкви от государства, которое противоречит не только Конституции Украины, но и, по учению всех неправославных христиан, указаниям самого Иисуса Христа, сказавшего: "Кесарево - Кесарю, а Божие - Богу" (Евангелие от Матфея, 22:21; Марка.12:17)?

В своем инструктивном указании Министерство разъясняет, что под "Этикой веры" нужно иметь в виду "Христианскую этику" Это ближе к конкретике. Но: Опять "Но". Что такое христианская этика? Ведь для того, чтобы чему-то учить школьников, надо знать то, чему собираешься учить. Иерархи православной церкви обучение христианской этики пытаются заменить учением православия о храмах и их убранстве, о порядке церковного богослужения, о молитвах: То есть, пытаются преподавать в школе злополучный "Закон божий". Представители других религий - знакомством учеников с их вероучением:

Согласно последним уточнениям Министерства "Этика веры" будет называться "Христианская этика" в ее противопоставлении "Этике светской". Но с этикой светской этикой вообще все в порядке. Она известна, она разработана, она читается в вузах всех стран мира. Но с христианской этикой надо разобраться.

Дело в том, что начиная с 5-го класса и до 12-го христианская этика, по замыслу, будет читаться: постепенно. Ну, точно так же, как то бывает с выходом замуж постепенно. Сначала пятиклассников развратят тем, что прекрасный - краше не бывает! - и гармоничный - дальше некуда! - окружающий нас мир Кем-то создан. А этим Кем-то может быть только Бог! Ну, а дальше, пошла-поехала. А раз создана Богом, то изучению Бога должна быть отдана львиная доля учебного времени. "И совершенно ни к чему, говорил видный церковник православной церкви на круглом столе в Министерстве, - изучать геометрию. (Кому нужна эта геометрия?! - Е.Д.) Надо удалить из учебных планов эволюционное учение, которое несостоятельно в свете библейских рассказов о шести днях творения: И теория Эйнштейна никому сейчас уже не нужна. Да и непонятно все это":

Кстати, Министерство Образования и науки планирует наряду с "Этикой веры" вводит с 5-го класса изучение "Естествознания". И как бедный пятиклассник будет согласовывать в одной кастрюльке своих знаний естествознание с этикой библейской лжи и вранья? Думает ли Академия Педагогический Наук об этом?

Да не только АНП, но и церковным радетелям о наших детях следовало бы задуматься. Ведь сказав Б (Бог, Библия, Благочестие, Благословение), надо думать о пропускаемом ими А (Азбучных научных подходах познания природы, общества и человека). Ведь познания не только Природы, Мира и человека, но и самого Б в 5-м классе не заканчивается, а только начинается. А раз начинается, то своей Христианской этикой богостроители спровоцируют обучаемых добираться до истоков этой этики. А ее истоки, если говорит по-божески, текстуально находятся в Библии. Без Библии - нет ни христианской, ни иудейской, ни магометанской этики. А поскольку это так, то учителя должны знать истоки и содержание основных принципов христианской этики. В помощь учителям я предлагаю доподлинные тексты, на которых зиждется достославная христианская мораль. В дополнение к знаниям христианской этики учитель пусть читает научный курс или светский учебник по этике. Здесь учителям предлагается только самое необходимое и минимальное по школьному курсу "Христианская этика".

Прилагается:

1. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА КАК СЕРДЦЕВИНА ХРИСТИАНСКОЙ МОРАЛИ

2. Девять заповедей блаженств (в церковном изложении)

3. Десять заповедей Моисея


Приложение 1.
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА
КАК СЕРДЦЕВИНА ХРИСТИАНСКОЙ МОРАЛИ


Христианское вероучение и мораль по своему самосознанию является как бы высшим уровнем библейского, собственно - иудейского, миропонимания. Они (христианской вероучение и мораль) как бы продолжают иудаизм и в тоже время как бы противопоставляю себя ему. Это можно наблюдать по всем параметрам исторического и логического сопоставления христианства с иудаизмом, или, как принято говорить в богословских кругах - библейского Ветхого завета и библейского Нового Завета. Обратимся к моральному учению евангельского христианства.

Сердцевина ветхозаветной морали изложена Богом Моисею на горе Синай. Отсюда она называются еще Синайским законодательством. Сердцевина Новозаветной морали изложена Сыном Божьим Иисусом Христом тоже на горе. Отсюда ее называют Нагорной проповедь Христа. Сердцевиной всего Синайского законодательства являются Десять заповедей Моисея (Декалог). Сердцевиной Нагорной проповеди Иисуса Христа являются Девять заповедей Блаженств.

Неверно было бы, как то часто делается несведущими верующими и богословами, сводить все ветхозаветное моральное учении к Декалогу, а Новозаветное - к Заповедям блаженств. Моисей, согласно Ветхому завету, от имени Бога предложил иудеям, по подсчетам талмудистов, 613 заповедей (365 - по количеству дней в году - запрещений и 248 - по количеству костей и хрящей в организме человека - предписаний), а Христос свое моральное учение изложил, по подсчетам христианских богословов, во множестве своих проповедей, 40 притчах и подтвердил 38 чудесами. Евангелист Иоанн сообщает, что если бы все сказанное Иисусом Христом "описать подробно, то, думаю, и самому миру не вместить написанных книг" (Иоанна, 21:25).

Наиболее полно и развернуто моральное учение евангельского Иисуса Христа изложено в 5, 6 и 7 главах Евангелия от Матфея. Можно предположить, что основные элементы Нагорной проповеди повторялись Иисусом Христом, истолковывались его апостолами и учениками в других писания Нового завета. Так, в Евангелии от Луки собственно Заповеди блаженств Иисуса Христа передаются в другом изложении и при других обстоятельствах. Вчитаемся сначала в текст Нагорной проповеди Иисуса Христа по Евангелию от Матфея.

После крещения в Реке Иордан, после сорокадневного пребывания я пустыне и искушения от Сатаны Иисус Христос "удалился в Галилею. И оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском" (Матфея, 4: 12-13) что на берегу Тивериадского (Галилейского) озера (моря). Здесь он начинает свою проповедь исключительно среди евреев, избирает себе 12 учеников (апостолов). "И ходил Иисус по всей Галилеи, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царства и исцеляя всякую болезнь, всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана (4:23-25).

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря (5:1-2):


Девять заповедей блаженств1
(по евангелию от Матфея)
Кто блажен?
1.Блаженны нищие духом2, ибо их есть Царство Небесное.
2.Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3.Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4.Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5.Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7.Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8.Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.
(Евангелие от Матфея, 5:2-12)


Заповеди блаженств
(по евангелию от Луки3 )
I.Кому обещано блаженство?
1.Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
2.Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
3.Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
4.Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
II.Кому угрожает горе?
Напротив,
1.Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
2.Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете.
3.Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
4.Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.


Продолжение Нагорной проповеди Христа
(По Евангелию от Матфея)
I.Вы соль земли и свет миру:
1.Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
2.Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

II.Не нарушайте Законов и предписаний пророков Ветхого завета:
3.Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков4 : не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

III.Христианин должен превосходить ветхозаветную праведность:
Вы слышали, что сказано древним:
4.Не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду.
5.Кто же скажет брату своему: "рака" (простофиля), подлежит синедриону. А Я вам говорю, что всякий, кто скажет на брата своего: "безумный" (дурак), подлежит геенне огненной.
6.Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, то оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще не рассорился с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Ведь ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (последней копейки - Е.Д.).
8.Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
9.Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну5. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну6.
10.Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
11.Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
12.Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
13.Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

IV.Творите милостыню втайне.
Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

V.Как надо молиться
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

VI. Молитва "Отче наш"7.
Молитесь же так:
Отче наш, сущий на небесах!
I.Да святится имя Твое;
2.да приидет Царствие Твое;
3.да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
4.хлеб наш насущный дай нам на сей день;
5.и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
6.и не введи нас в искушение,
7.но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава8 во веки. Аминь.

VI.Прощайте людям согрешения их.
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.9

VII.Поститесь без уныния.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

VII.Нельзя служить Богу и маммоне.
1.Не собирайте себе сокровищ на земле10, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
2.Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
3.Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.
4.Не можете служить Богу и маммоне.

VII.Не заботьтесь о завтрашнем дне.
1.Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
2.Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
3.Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?
4.И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
5.Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
6.Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
7.Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.

IX.Несудите, да не судимы будете.
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.

X.Святыне - не для псов, жемчуг - не для свиней.
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

XI.Просите, ищите, стучите.
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

XII.Золотое правило морали.11
Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

XIII.Избирайте тесные врата и узкий путь.
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

XIV.Берегитесь лжепророков - волков в овечьей шкуре.
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их.

XV.Слушайте слова мои и исполняйте их.
Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.


Продолжение Нагорной проповеди Христа (По Евангелию от Луки)
I.Наставления последователям Христа:
Но вам, слушающим, говорю:
1.Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
2.Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку12 .
3.Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
4.И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
5.И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
6.И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
7.И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
8.Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
9.Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд

II.Сказал им также в притчах:
1.Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
2.Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
3.Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
4.Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
5.Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. (Лука, 6:27 - 7:1)


Примечания

1. "Блаженный" - так переведено на церковно-славянский язык греческое слово "макариос", что означает "счастливый". Древнегреческий философ Платон считал "Блаженство", "Благо" высшей Идеей и отожествлял ее с Богом.

2. В древних списках Нового завета писалось: "Блаженны нищие". Выражение "нищие духом" вставлено позже - где-то в 5-6 столетии, уже после канонизации текста Библии.

3. В Евангелии от Луки пишется, что после поселения в Капернауме Христос начинает проповедовать Евангелия Царства Божия и исцеляет больных. К Нему стекается народ. "В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами" (Луки, 6:12-13). И, сошед с ними, стал Он на ровном месте (в Евангелии от Матфея говорится, что Христос "взошел на гору, а не "сошел с горы" и не "стал на ровном месте" _Е.Д.) и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил" (Луки, 6:17-20).

4. Священное писание иудейской религии (ветхозаветная часть христианской Библии) делится на три части: Закон (по-еврейски - Тора, которая включает в себя Пять книг Моисея: Бытие, Исход, Числа и Второзаконие), Пророки (написанные книги пророками) и Писания (книги поучительные и богослужебные). Здесь Иисус Христос говорит о необходимости точно и полностью исполнять все предписания, которые изложены в Торе (в Законе) и в пророческих книгах Ветхого завета.

5. Геена - мусорная яма, в которой под Иерусалимом сжигались нечистоты. В устах евангельского Иисуса Христа под геенной имеется в виду кипящий смердящей смолой ад, в котором истязаются грешники (Матфея, 18:9; Марка, 9:14; Луки, 12:5).

6. Более пространно о членовредительстве во имя небесного блаженства Христос говорит так: "И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает". (Марка, 9:43-48). Наиболее мужественным Иисус Христос советует во имя Царства Небесного оскопляться. Об этом в евангелии от Матфея пишется так: "И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит" (Матфея, 19:3 -12).

7. Христианские богословы в своих истолкованиях предложенной Иисусом Христом молитвы называют ее Молитвой Господней и выделяю в ней три составные части: 1.Обращение к Богу; 2..Семь прошений и 3. Заключительное славословие Бога.

8. Православной и католической церковью здесь вставлены отсутствующие в текстах 1-5 столетия слова: "Отца и Сына и Святого Духа всегда ныне и присно и во веки веков".

9. Заповедь о прощении прегрешений ближним евангельский Иисус Христос повторял несколько раз. "Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Матфея, 18:22). Не трудно подсчитать, что верующий христианин на протяжении одного дня должен простить одному и тому же преступнику 490 его прегрешений.

10. Начав проповедовать Небесные блаженства, Христос и его ученики вели бродяжнический образ жизни. если говорить современным языком, были бомжами. Одному из книжников Иисус Христос жаловался: "Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнёзда, а Я не имею где преклонить голову" (Матфея, 8:20). Образ жизни бомжей предлагается и всем христианам: "И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие" (Луки, 18:18-25).

11. Христианские богословы внушают верующим, что Христос положил начало новой эпохи в истории человечества. В религиозном отношении - это искупление грехов всех людей . Христос преодолел смерть, открыл врата небесные для верующих в него. С Иисуса Христа начинается новая эра для человечества и жизнь по новым, христианским, заповедям морали. Среди этих заповедей, по словам богословов, величайшей и новейшей является заповедь о любви. "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга" - говорил Христос (Иоанна. 13:34). И еще: "Возлюби ближнего своего, как самого себя" (Матфея, 22:39) Но в своем превыспреннем выражении Иисус Христос прозаично повторялся. Заповедь о любви со всех сторон не была новой ко времени ее произнесения евангельским Иисусом Христом. Любовь друг к другу присуща и животным, в среде которых формировался человек. О любви говорят древнейшие, по моему мнению - первые, произведения искусства. Объектом этой любви была женщина, первый образ которой представлен в каменном изваянии "Виндзорской Венеры", изготовленной 40 тысяч лет тому назад. Во всех древних, древнейших и современных религия в той или иной форме присуща заповедь о любви друг к другу. В религии греко-римского пантеона была целая вареница богов любви: здесь и Купидон с Амурчиком, и Венера с Герой, и Афродита с Юноной, и любвеобильный Зевс похитивший Европу: Христианские апологеты говорят, что заповедь Христа о любви была новой по сравнению с заповедями Ветхого завета. Но это не так. Ветхий завет говорит о любви друг к другу. "Не враждуй на брата твоего в сердце твоем... Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя", - говорится в книге Левит (19:17-18). Что же касается заповеди: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними", то эта заповедь извечно присуща всем кодексах морали, в том числе и кодексах всех религий: ведизма, буддизма, индуизма, конфуцианства: На вопрос своего ученика: " Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?" Конфуций (551 - 479 до Рождества Христова) ответил: "Это слово - взаимность: не делай другим того, что не желаешь себе". Говоря о первобытном обществе, в котором была война всех против всех, английских философ Томас Гоббс (1588-1679) писал, что в обществе каждый "должен довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы по отношению к себе" (Левиафан, гл. XIV). Основное и всеобщее правило нравственности, названное впоследствии золотым, следующее: "не делай другим того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе"(Левиафан, гл. ХV).

12. Эта, унижающая человеческое достоинство, христианская заповедь тоже не блещет новизной. Она предписана еще в Ветхом завете. Там мы читаем: "Блажен, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. Блажен человеку, который несет иго свое с самой юности... Подставляет ланиту свою бьющему его, пресыщается поношением" (Плач Иеремии, (3:26 - 30).



Приложение 2.
ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА
(В ЦЕРКОВНОМ ИЗЛОЖЕНИИ)


Заповеди блаженства, данные нам Спасителем, нисколько не нарушают заповедей закона. Напротив, эти заповеди взаимно восполняются.

Десять заповедей закона ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства учат нас тому, как мы можем достигнуть христианского совершенства или святости.

Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы все больше и больше приближаться к Богу и обретать святость, а вместе с тем и блаженство, то есть высшую степень счастья.

Святость, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, наивысшее счастье, какого только может желать человек.

Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а новозаветный закон Христов есть закон Божественной любви и благодати, чем только и дается людям сила в полноте блюсти закон Божий и приближаться к совершенству.

Иисус Христос, призывая нас в вечное Царство Божие, указывает пути к нему, чрез исполнение Его заповедей, за исполнение которых Он обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство в будущей вечной жизни.

Иисус Христос говорит:

1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.

2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.

3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

5. Блажени милостивии яко тии помиловани будут.

6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.

9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

В каждом из этих изречений или наставлений Господа следует различать, с одной стороны, поучение, или заповедь, а с другой, ублажение, или обещание награды.

Для исполнения заповедей блаженства необходимо: общение с Богом - молитва, внутренняя и внешняя; борьба с греховными наклонностями - пост, воздержание и т. п.


Приложение 3.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ МОИСЕЯ
Десять заповедей Моисея (Десятисловие, Декалог) изложены в библии в трех вариантах: в Исходе, 20:1-17; в Исходе, 34:1-26 и во Второзаконии, 5: 1-25. Первый и третий варианты заповедей близки друг другу, а второй - во многом не соответствует первому и третьему варианту.
Исход, 20: 1-17 Исход 34, 1-26 Второзаконие, 5:1-25
И изрек Бог все слова сии, говоря: И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы. И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные.
И сказал [Господь]: И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их. Он [тогда] сказал:
I. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. I. Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите [священные] рощи их. I.Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
II. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. II. Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель. II. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
III. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. III. Не делай себе богов литых. III. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
IV. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. IV. Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта. IV. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.
V. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. V. Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; V. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
VI. Не убивай. VI. Пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками. VI. Не убивай.
VII. Не прелюбодействуй. VII.Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы. VII. Не прелюбодействуй.
VIII. Не кради. VIII. И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания [плодов] в конце года; VIII. Не кради.
IX. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. IX. Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году. IX. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
X. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. X. Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра. Не вари козленка в молоке матери его. X. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.
И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие. Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне.



Православная церковь дает такое истолкование библейского Десятисловия:
Десять заповедей Закона Божия


1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира* и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

*Примечание: Во всех католических учебниках и катехизисах вторая заповедь о "кумирах" пропущена, чтобы не смущать верующих культом поклонения иконам, скульптурам и прочим изображениям бога, ангелов и святых - Е.Д.

3. Не приемли* имене Господа Бога твоего всуе.

*Примечание: Поскольку в православной церкви злоупотребляют произнесением имени Господа Бога, - во время богослужения предписывается произносить имя Господа Бога и три раза подряд, и десять раз подряд, и сорок раз подряд, - то священнослужители "не произноси" переводят и истолковывают верующим как "не принимай". В иудаизме в соответствии с третьей заповедью верующим евреям не разрешается не только произносить слово "Бог", но и писать его - Е.Д.

4. Помни день субботный*, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

*Примечание: По распоряжению императора Феодосия христианская церковь в соответствии с традицией римской империи с конца IV столетия объявила выходным и праздничным днем вместо субботы (День Сатурна) воскресенье (День Солнца). А поэтому верующим эту заповедь преподносят как "Помни день воскресный". -Е.Д.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. *

Примечание: В католической церкви 10-ая заповедь разделена на две заповеди: а) Не прожелай жены искреннего твоего и б) Не пожелай дома ближнего твоего: - Е.Д.

Десять заповедей закона размещены были на двух скрижалях*, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.

Примечание: В православной церкви на первой скрижали пишется 4 заповеди, а на второй - 6. В католической и униатской: на первой скрижали Три (без второй) заповеди, а на второй - 7(сделано две из 10-ой заповеди). В иконописном изображении пишутся цифры: "IV" и "VI" у православных; "III" и "VII" у католиков - Е.Д.

Указывая на эти два вида любви, Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Матф. 22, 37-40).

Любить Бога мы должны прежде всего и больше всего, потому что Он наш Творец, Промыслитель и Спаситель, - "Им мы живем, и движемся, и существуем" (Деян. 17, 28).

Затем должна следовать любовь к ближнему, которая служит выражением нашей любви к Богу. Кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. Св. апостол Иоанн Богослов разъясняет: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата (т. е. ближнего) своего ненавидит , тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит" (1 Иоан. 4, 20).

Любя Бога и ближних, мы этим обнаруживаем и истинную любовь к самим себе, потому что истинная любовь к самому себе и состоит в исполнении наших обязанностей к Богу и ближним. Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от грехов, в подчинении тела духу, в ограничении личных потребностей. Мы должны беречь свое здоровье и заботиться о развитии своих душевных сил и способностей, чтобы лучше проявлять свою любовь к Богу и ближним.

Таким образом, любовь к себе не должна быть проявляема в ущерб любви к ближнему. Напротив того. Мы должны любовь к себе приносить в жертву любви к ближним. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т. е. пожертвует жизнью своей) за друзей своих (ближних своих) (Иоан. 15, 13). А любовь к себе и любовь к ближним должна приноситься в жертву любви к Богу. Господь Иисус Христос об этом говорит так: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего (т. е. кто отказывается от всех жизненных тягот-лишений, страданий и испытаний, которые посылает Господь, а идет легким беззаконным путем) и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Матф. 10, 37-38).

Если человек прежде всего любит Бога, то естественно он не может не любить, и отца, и мать, и детей, и всех ближних своих; и любовь эта будет освящена божественною благодатью. Если же человек будет любить кого-либо из них, без любви к Богу, то такая любовь его может быть даже преступной, например, такой человек для благополучия любимого друга может лишить благополучия других, быть к ним несправедливым, жестоким и т. п.

Итак, хотя весь Закон Божий и заключается в двух заповедях любви, но для того, чтобы нам яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему, они разделены на 10 заповедей. Обязанности наши к Богу предписываются в первых четырех заповедях, а обязанности к ближним - в последних шести заповедях.


Источник: www.uath.org

Відповіді

  • 2005.09.02 | Георгій

    Re: С 1-м сентября! В помощь преподавателям "Этики веры" в школе.

    Дедушка Масдай пише:

    > Не буду сейчас говорить о том, что введение религиозного предмета в государственных школах противоречит Конституции, противоречит "Закону о свободе совести в Украине",
    (ГП) Чи це дійсно так? Подивіться http://www2.maidan.org.ua/n/osvita/1124541595 і також сусідні повідомлення і репліки на них у тій гілці. Все залежить від того, як люди розуміють слово "відокремлення." У Великій Британії і деяких інших країнаї Європи церква відокремлена від держави (і від державної школи) у тому сенсі, що держава не каже церкві, що тій робити, і, навпаки, церква не каже державі, що тій робити. Але при цьому держава і церква активно кооперують. Релігієзнавство і християнська етика викладається в усіх державних школах (при цьому, звичайно, батьки мають недоторкане конституційне право забрати своїх дітей із відповідних класів, якщо це суперечить їх особистим релігійним чи атеїстичним переконанням). Держава за рахунок усіх сплатників податків підтримує діяльність навіть цілих релігійних деномінацій в освіті. Наприклад, у Великій Британії держава (!) фінансує діяльність англіканських шкіл, а у Бельгії - католицьких і т.д.

    > (...) 11. Христианские богословы внушают верующим, что Христос положил начало новой эпохи в истории человечества. В религиозном отношении - это искупление грехов всех людей . Христос преодолел смерть, открыл врата небесные для верующих в него. С Иисуса Христа начинается новая эра для человечества и жизнь по новым, христианским, заповедям морали. Среди этих заповедей, по словам богословов, величайшей и новейшей является заповедь о любви. "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга" - говорил Христос (Иоанна. 13:34). И еще: "Возлюби ближнего своего, как самого себя" (Матфея, 22:39) Но в своем превыспреннем выражении Иисус Христос прозаично повторялся. Заповедь о любви со всех сторон не была новой ко времени ее произнесения евангельским Иисусом Христом. Любовь друг к другу присуща и животным, в среде которых формировался человек. О любви говорят древнейшие, по моему мнению - первые, произведения искусства. Объектом этой любви была женщина, первый образ которой представлен в каменном изваянии "Виндзорской Венеры", изготовленной 40 тысяч лет тому назад. Во всех древних, древнейших и современных религия в той или иной форме присуща заповедь о любви друг к другу. В религии греко-римского пантеона была целая вареница богов любви: здесь и Купидон с Амурчиком, и Венера с Герой, и Афродита с Юноной, и любвеобильный Зевс похитивший Европу: Христианские апологеты говорят, что заповедь Христа о любви была новой по сравнению с заповедями Ветхого завета. Но это не так. Ветхий завет говорит о любви друг к другу. "Не враждуй на брата твоего в сердце твоем... Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя", - говорится в книге Левит (19:17-18). Что же касается заповеди: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними", то эта заповедь извечно присуща всем кодексах морали, в том числе и кодексах всех религий: ведизма, буддизма, индуизма, конфуцианства: На вопрос своего ученика: " Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?" Конфуций (551 - 479 до Рождества Христова) ответил: "Это слово - взаимность: не делай другим того, что не желаешь себе". Говоря о первобытном обществе, в котором была война всех против всех, английских философ Томас Гоббс (1588-1679) писал, что в обществе каждый "должен довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы по отношению к себе" (Левиафан, гл. XIV). Основное и всеобщее правило нравственности, названное впоследствии золотым, следующее: "не делай другим того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе"(Левиафан, гл. ХV).
    (ГП) Є два зауваження. По-перше, Венери і Амури взагалі тут зовсім недоречні. Вони символізують не любов, а тілесну пристрасть, хіть. По-друге, дійсно, "золоте правило" взаємності нібито дійсно існувало у багатьох культурах задовго до Христа, і воно дійсно особливо чітко було сформульоване Конфуцієм. Але відмінність християнства у тому, що Христос закликав любити ВСІХ людей НЕЗАЛЕЖНО від ЇХ можливого чи неможливого "взаємно прихильного" ставлення. Заповідь робити іншому те, що ти бажаєш, щоби було зроблене тобі, у Христа стоїть поруч із заповіддю любити також і своїх ворогів, а не тільки тих, хто є з тобою у повній гармонії і, очевидно, відповість тобі взаємністю. Христос прямо так і казав: якщо ви любите тих, хто вас любить, чи не так чинять і язичники (наприклад, той самий Конфуцій)? (Тут нема нічого негативного про язичників, мова іде тільки про відмінності у трактовці поняття "любов.")


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".