Р. Лункін, "Плач Московії" (цікава стаття!) (/)
04/28/2008 | Георгій
Плач Московии
17 Квітня, 2008 12:00
"Украинский вопрос" стал важнейшим фактором российской политической жизни, поскольку Украина является государством одновременно и наиболее тесно связанным с Россией общей культурой и историей, и избравшим совершенно иной, нежели Россия, геополотический вектор развития. Россияне подсознательно судят по своим соседям и родственникам-украинцам об уровне жизни, зарплате, последствиях выборов и т.д. в условиях "альтернативного пути развития", а политики, отталкиваясь от примера Украины, твердят о "пагубном" влиянии Запада, США, об зловещих "оранжевых" силах и т.п. Как это ни парадоксально, Украина стала для большой и сильной России своего рода политическим вызовом, поводом для жарких споров о путях развития общества, о демократии, и о церковных расколах тоже.
Российско-украинские отношения в церковной сфере вполне отражают то, что происходит на уровне светской политики. Украина и для светских, и для православных деятелей в России стала средством самоутверждения. Если судить по их высказываниям, то все они как будто наводят или стремятся навести жесткий порядок в столь сумбурной и непонятной Украине. Однако, пытаясь делать это с позиции "старшего брата", не уважая украинскую государственность и самобытность, российские политики лишают смысла и почвы любую пророссийскую позицию в Украине.
Прежде всего, нельзя построить отношений двух стран (в том числе, и их Церквей) при отсутствии дальновидной и гибкой стратегической позиции. Встреча Патриарха Алексия и президента Путина, неожиданно прошедшая в Кремле 14 апреля, показала, что Московская патриархия по-прежнему готова двигаться в фарватере светской политики. Патриарх, который дал понять, что не очень рвется в Украину, тем не менее, объявил о своем намерении возглавить делегацию РПЦ МП на торжествах по случаю 1020-летия Крещения Руси в Киеве. Несмотря на персональное приглашение со стороны Виктора Ющенко, Патриарх говорил об Украине нехотя и свысока, как и другие российские политики: "Надо подумать о посещении, потому что с 1997 года я в Украине не был, не приглашали. Сейчас есть приглашение, надо им воспользоваться. Это объединяющий момент, и праздновать надо вместе". Принципиальная точка зрения РПЦ МП относительно будущего украинского православия остается жесткой и непримиримой – неприятие иных православных юрисдикций, отрицание возможности автокефалии УПЦ МП, антизападничество, антидемократизм, империализм.
Помимо отсутствия продуманной стратегии, нельзя построить отношения на страхе и угрозах. Между тем, именно страхами и угрозами наполнены высказывания сторонников "жесткой линии" РПЦ МП в Украине. На антиукраинской риторике сделал себе имя и, если так можно выразиться, бизнес один из лидеров "Союза православных граждан" Кирилл Фролов. В его словах доминируют воинственность, угрозы и оскорбления, он пытается говорить с власть языком ультиматумов и непременно от имени "миллионов". Вот цитата из одной из последних статей: "Миллионы верующих Украинской православной церкви страдают и рискуют ради того, чтобы остаться в единой Русской православной церкви. И если православная Россия смирится с тем, что в праздновании 1020-летия Крещения Руси будут принимать участие раскольнические группы, которые захватывали храмы, то эти миллионы православных верующих Украины воспримут это как предательство". Вместе с тем, Фролов некритично восхваляет любые, самые грубые действия российского МИДа и "Газпрома". Единственный вывод Фролова похож на телесюжеты программы "Вести": "Украину раскалывает не Россия. Единственная сила, которая занимается этим, — "оранжевые" власти и их политика".
Страшный образ "оранжевого", прозападного православия в одном из своих последних интервью нарисовал митрополит Одесский УПЦ МП Агафангел, самый активный противник автокефалии: "Никогда православный народ Украины не сможет смириться с "положительным образом" НАТО, бомбардировавшего на Пасху православные храмы сербской столицы и поощряющего уничтожение православных святынь и сербского населения Косовского края. Никогда истинно православный украинец не посчитает чужой Россию с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью, а своим и родным – Евросоюз, легализующий мужеложство, эвтаназию, отказывающийся от христианства даже в проекте преамбулы своей Конституции. Украина уже имеет опыт отдельного от РПЦ существования Киевской Митрополии. Это было в XV-XVII вв. То, к чему привёл подобный опыт, мы должны помнить как самый страшный урок и грозное предупреждение истории – позорная Брестская уния и полное уничтожение православного епископата". Если вчитаться в слова митрополита Агафангела, то получается, что прозападная ориентация является грехом и в политическом, и в церковном смыслах.
Проблема "канонической автокефалии" УПЦ МП, о которой с новой силой заговорили после того, как Виктор Ющенко выступил с инициативой объединить православие в Украине, стала настоящим испытанием для российско-украинских церковных отношений. И это испытание еще предстоит пройти, чтобы окончательно разделить уже не только политическую, но и церковную историю двух народов. Московская патриархия, чувствующая за собой сильное российское государство, готова идти на конфронтацию и не допускает мысли о малейшем компромиссе. Об этом говорят статьи, которые появляются, к примеру, на сайте "Правая.Ру". В статье "Россия и Украина. Союз или соперничество?" один из авторов сайта в обычном для идеологов имперского православия уничижительно-воинственном духе пишет: "Русским же не надо смеяться над заблуждениями младших братьев, а просто подождать, когда те набьют шишки, но не давать им забывать великий могучий русский язык, через поддержку русских общин и изучение русского языка втягивать, в первую очередь, восточные земли в совместные экономические предприятия. И конечно, не давать оторвать украинскую церковь от матери Церкви. Или хотя бы максимально затруднить этот процесс вплоть до создания подворий и даже новых епархий РПЦ МП на территории Украины. Но этим должна заняться церковь…". Характерно сообщение, которое появилось на опекаемом ОВЦС МП портале "Интерфакс-Религия" о том, что некая безличная православная общественность Украины требует от УПЦ МП привести ее Устав (принят в новой редакции 21 декабря 2007 года) в соответствие с Уставом РПЦ МП, чтобы украинский Устав утверждался московским Синодом РПЦ МП, высшей судебной инстанцией для Украины был Архиерейский Собор РПЦ МП, а также внести в Устав упоминание о "канонической территории Украинской Православной Церкви". Неужели Мать-Церковь готова общаться со своей Дочерью-Церковью посредством ультиматумов и анонимных предупреждений?
Отличительной чертой идеологов Московской патриархии является также отрицание и неприятие многоконфессиональности Украины, факта исторически сложившегося равноправного сосуществования в этой стране многих церковных традиций и юрисдикций. Однако если постоянное пикирование с греко-католиками и непризнание "раскольников" из Киевского патриархата вполне объяснимо с канонической и церковно-дипломатической точек зрения, то стремительное движение к конфликту со своей же УПЦ МП – следствие глубокого непонимания того, как себя можно вести в многополярном обществе.
Еще одной чертой российских православных идеологов стал комплекс политической неполноценности, который заставляет их воспроизводить официальную политическую линию Кремля, доказывая свою лояльность ему с помощью соревнования в воинственной риторике по отношению к Украине. Для всех очевидно, что православная общественность в Украине, в отличие от сегодняшней России, – это энергичная общественно-политическая сила. Безусловно, ее действия небесспорны, но представить что-то подобное в современных российских условиях абсолютно невозможно. Например, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры УПЦ МП, влиятельный иерарх, архиепископ Павел (Лебидь) вошел третьим номером в список кандидатов в депутаты Киевской городской рады сначала от Коммунистической партии Украины (КПУ), а потом – переориентировался на не менее оппозиционную "Партию регионов"; митрополит Одесский Агафангел не так давно был избран депутатом облрады по спискам "Партии регионов", а "Союз православных граждан Украины" участвовал в парламентских выборах в рамках Блока Натальи Витренко. Да и конфликты СПГ Украины с руководством УПЦ МП – показатель демократичности. Для всех очевидно, что в России никакой политической самостоятельности у иерархов РПЦ МП нет, а православная общественность маргинальна – о ее организациях и деятельности широкие слои общества не имеют ни малейшего понятия.
В сложившейся ситуации любая критика происходящего в Украине со стороны России воспринимается как критика украинского самосознания вообще, которое также переживает болезненный период своего формирования. Примером современной национальной идеологии может служить выступление львовского профессора Института истории НАНУ О. Билого на российско-украинской конференции "Украина и Россия: история и образы истории", прошедшей 3-5 апреля 2008 года в Москве, благодаря активному участию Центра украинских исследований Института Европы РАН. По мнению профессора Билого, украинская цивилизация, как часть христианской цивилизации Европы, является альтернативой и противоположностью российской. Российская цивилизация, по словам Билого, со времен Ивана Грозного продолжает существовать в милитарном ритме империи, которая постоянно мобилизует ресурсы во имя побед и завоевывает пространства. Кульминацией этой доминанты был Советский Союз, однако сейчас, по мнению Билого, происходит реставрация имперской идеологии в РФ. В этой связи говорить о диалоге и единой стратегии России и Украины не приходится. НАТО, как подчеркнул профессор Билый, становится в данной ситуации математически единственным выбором для Украины, если она хочет сохранить свой суверенитет и построить свою систему безопасности. По словам Билого, в условиях борьбы за региональную гегемонию Украины необходимо определиться и действовать на основании политики реализма. При этом нация, естественно, формируется вокруг политических целей, новых символов, событий и мифов – трипольской культуры как основы протоукраинского этноса, Голодомора как Холокоста, УПА как национально-освободительного движения, Мазепы и Бандеры как героев и т.п. Эти архетипы и символы способны объединить украинца-православного (и МП, и КП, и УАПЦ), украинца-католика, греко-католика, украинца-протестанта и т.д.
России трудно признать тот факт, что Украина в будущем будет только украинской, а украинскость ее будет только возрастать. Ответственность за усиление и распространение украинского национализма можно смело возложить на тех, кто проводит в отношении Украины примитивную политику страхов и угроз, делая Запад единственно возможным гарантом развития суверенной украинской государственности. Украинцы просто следуют логике развития молодого национального государства и логике свободной политической борьбы – скоро станет окончательно ясно, что участвовать в общественной и политической жизни своей страны лучше в рамках независимой автокефальной УПЦ, чем в составе агрессивного и политически ангажированного Московского патриархата.
Нам скажут: если все это и правда, но не может же россиянин смириться с притиснением русского языка в Украине. Использование церковными и светскими политиками проблемы притеснения русского языка в Украине – это на самом деле попытка убежать от проблем. В Верховной Раде есть русские политики, которые защищают права русскоязычного населения, а русские общественные организации являются вполне реальной гражданской силой в Украине (в отличие от организаций национальных меньшинств в России). То же самое произошло в прибалтийских странах – пока Россия поднимала шум, в сеймах появились русские депутаты, которые встали на защиту русскоязычных. Русские, как и украинцы, быстро приучаются жить в условиях демократии, но пока только в чужих странах.
Роман Лункин,
для «Портала-Credo.Ru»
http://www.uaorthodox.info/ua/catalog/Publikatsiyi/Analitika/Plach_Moskovii.html
17 Квітня, 2008 12:00
"Украинский вопрос" стал важнейшим фактором российской политической жизни, поскольку Украина является государством одновременно и наиболее тесно связанным с Россией общей культурой и историей, и избравшим совершенно иной, нежели Россия, геополотический вектор развития. Россияне подсознательно судят по своим соседям и родственникам-украинцам об уровне жизни, зарплате, последствиях выборов и т.д. в условиях "альтернативного пути развития", а политики, отталкиваясь от примера Украины, твердят о "пагубном" влиянии Запада, США, об зловещих "оранжевых" силах и т.п. Как это ни парадоксально, Украина стала для большой и сильной России своего рода политическим вызовом, поводом для жарких споров о путях развития общества, о демократии, и о церковных расколах тоже.
Российско-украинские отношения в церковной сфере вполне отражают то, что происходит на уровне светской политики. Украина и для светских, и для православных деятелей в России стала средством самоутверждения. Если судить по их высказываниям, то все они как будто наводят или стремятся навести жесткий порядок в столь сумбурной и непонятной Украине. Однако, пытаясь делать это с позиции "старшего брата", не уважая украинскую государственность и самобытность, российские политики лишают смысла и почвы любую пророссийскую позицию в Украине.
Прежде всего, нельзя построить отношений двух стран (в том числе, и их Церквей) при отсутствии дальновидной и гибкой стратегической позиции. Встреча Патриарха Алексия и президента Путина, неожиданно прошедшая в Кремле 14 апреля, показала, что Московская патриархия по-прежнему готова двигаться в фарватере светской политики. Патриарх, который дал понять, что не очень рвется в Украину, тем не менее, объявил о своем намерении возглавить делегацию РПЦ МП на торжествах по случаю 1020-летия Крещения Руси в Киеве. Несмотря на персональное приглашение со стороны Виктора Ющенко, Патриарх говорил об Украине нехотя и свысока, как и другие российские политики: "Надо подумать о посещении, потому что с 1997 года я в Украине не был, не приглашали. Сейчас есть приглашение, надо им воспользоваться. Это объединяющий момент, и праздновать надо вместе". Принципиальная точка зрения РПЦ МП относительно будущего украинского православия остается жесткой и непримиримой – неприятие иных православных юрисдикций, отрицание возможности автокефалии УПЦ МП, антизападничество, антидемократизм, империализм.
Помимо отсутствия продуманной стратегии, нельзя построить отношения на страхе и угрозах. Между тем, именно страхами и угрозами наполнены высказывания сторонников "жесткой линии" РПЦ МП в Украине. На антиукраинской риторике сделал себе имя и, если так можно выразиться, бизнес один из лидеров "Союза православных граждан" Кирилл Фролов. В его словах доминируют воинственность, угрозы и оскорбления, он пытается говорить с власть языком ультиматумов и непременно от имени "миллионов". Вот цитата из одной из последних статей: "Миллионы верующих Украинской православной церкви страдают и рискуют ради того, чтобы остаться в единой Русской православной церкви. И если православная Россия смирится с тем, что в праздновании 1020-летия Крещения Руси будут принимать участие раскольнические группы, которые захватывали храмы, то эти миллионы православных верующих Украины воспримут это как предательство". Вместе с тем, Фролов некритично восхваляет любые, самые грубые действия российского МИДа и "Газпрома". Единственный вывод Фролова похож на телесюжеты программы "Вести": "Украину раскалывает не Россия. Единственная сила, которая занимается этим, — "оранжевые" власти и их политика".
Страшный образ "оранжевого", прозападного православия в одном из своих последних интервью нарисовал митрополит Одесский УПЦ МП Агафангел, самый активный противник автокефалии: "Никогда православный народ Украины не сможет смириться с "положительным образом" НАТО, бомбардировавшего на Пасху православные храмы сербской столицы и поощряющего уничтожение православных святынь и сербского населения Косовского края. Никогда истинно православный украинец не посчитает чужой Россию с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью, а своим и родным – Евросоюз, легализующий мужеложство, эвтаназию, отказывающийся от христианства даже в проекте преамбулы своей Конституции. Украина уже имеет опыт отдельного от РПЦ существования Киевской Митрополии. Это было в XV-XVII вв. То, к чему привёл подобный опыт, мы должны помнить как самый страшный урок и грозное предупреждение истории – позорная Брестская уния и полное уничтожение православного епископата". Если вчитаться в слова митрополита Агафангела, то получается, что прозападная ориентация является грехом и в политическом, и в церковном смыслах.
Проблема "канонической автокефалии" УПЦ МП, о которой с новой силой заговорили после того, как Виктор Ющенко выступил с инициативой объединить православие в Украине, стала настоящим испытанием для российско-украинских церковных отношений. И это испытание еще предстоит пройти, чтобы окончательно разделить уже не только политическую, но и церковную историю двух народов. Московская патриархия, чувствующая за собой сильное российское государство, готова идти на конфронтацию и не допускает мысли о малейшем компромиссе. Об этом говорят статьи, которые появляются, к примеру, на сайте "Правая.Ру". В статье "Россия и Украина. Союз или соперничество?" один из авторов сайта в обычном для идеологов имперского православия уничижительно-воинственном духе пишет: "Русским же не надо смеяться над заблуждениями младших братьев, а просто подождать, когда те набьют шишки, но не давать им забывать великий могучий русский язык, через поддержку русских общин и изучение русского языка втягивать, в первую очередь, восточные земли в совместные экономические предприятия. И конечно, не давать оторвать украинскую церковь от матери Церкви. Или хотя бы максимально затруднить этот процесс вплоть до создания подворий и даже новых епархий РПЦ МП на территории Украины. Но этим должна заняться церковь…". Характерно сообщение, которое появилось на опекаемом ОВЦС МП портале "Интерфакс-Религия" о том, что некая безличная православная общественность Украины требует от УПЦ МП привести ее Устав (принят в новой редакции 21 декабря 2007 года) в соответствие с Уставом РПЦ МП, чтобы украинский Устав утверждался московским Синодом РПЦ МП, высшей судебной инстанцией для Украины был Архиерейский Собор РПЦ МП, а также внести в Устав упоминание о "канонической территории Украинской Православной Церкви". Неужели Мать-Церковь готова общаться со своей Дочерью-Церковью посредством ультиматумов и анонимных предупреждений?
Отличительной чертой идеологов Московской патриархии является также отрицание и неприятие многоконфессиональности Украины, факта исторически сложившегося равноправного сосуществования в этой стране многих церковных традиций и юрисдикций. Однако если постоянное пикирование с греко-католиками и непризнание "раскольников" из Киевского патриархата вполне объяснимо с канонической и церковно-дипломатической точек зрения, то стремительное движение к конфликту со своей же УПЦ МП – следствие глубокого непонимания того, как себя можно вести в многополярном обществе.
Еще одной чертой российских православных идеологов стал комплекс политической неполноценности, который заставляет их воспроизводить официальную политическую линию Кремля, доказывая свою лояльность ему с помощью соревнования в воинственной риторике по отношению к Украине. Для всех очевидно, что православная общественность в Украине, в отличие от сегодняшней России, – это энергичная общественно-политическая сила. Безусловно, ее действия небесспорны, но представить что-то подобное в современных российских условиях абсолютно невозможно. Например, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры УПЦ МП, влиятельный иерарх, архиепископ Павел (Лебидь) вошел третьим номером в список кандидатов в депутаты Киевской городской рады сначала от Коммунистической партии Украины (КПУ), а потом – переориентировался на не менее оппозиционную "Партию регионов"; митрополит Одесский Агафангел не так давно был избран депутатом облрады по спискам "Партии регионов", а "Союз православных граждан Украины" участвовал в парламентских выборах в рамках Блока Натальи Витренко. Да и конфликты СПГ Украины с руководством УПЦ МП – показатель демократичности. Для всех очевидно, что в России никакой политической самостоятельности у иерархов РПЦ МП нет, а православная общественность маргинальна – о ее организациях и деятельности широкие слои общества не имеют ни малейшего понятия.
В сложившейся ситуации любая критика происходящего в Украине со стороны России воспринимается как критика украинского самосознания вообще, которое также переживает болезненный период своего формирования. Примером современной национальной идеологии может служить выступление львовского профессора Института истории НАНУ О. Билого на российско-украинской конференции "Украина и Россия: история и образы истории", прошедшей 3-5 апреля 2008 года в Москве, благодаря активному участию Центра украинских исследований Института Европы РАН. По мнению профессора Билого, украинская цивилизация, как часть христианской цивилизации Европы, является альтернативой и противоположностью российской. Российская цивилизация, по словам Билого, со времен Ивана Грозного продолжает существовать в милитарном ритме империи, которая постоянно мобилизует ресурсы во имя побед и завоевывает пространства. Кульминацией этой доминанты был Советский Союз, однако сейчас, по мнению Билого, происходит реставрация имперской идеологии в РФ. В этой связи говорить о диалоге и единой стратегии России и Украины не приходится. НАТО, как подчеркнул профессор Билый, становится в данной ситуации математически единственным выбором для Украины, если она хочет сохранить свой суверенитет и построить свою систему безопасности. По словам Билого, в условиях борьбы за региональную гегемонию Украины необходимо определиться и действовать на основании политики реализма. При этом нация, естественно, формируется вокруг политических целей, новых символов, событий и мифов – трипольской культуры как основы протоукраинского этноса, Голодомора как Холокоста, УПА как национально-освободительного движения, Мазепы и Бандеры как героев и т.п. Эти архетипы и символы способны объединить украинца-православного (и МП, и КП, и УАПЦ), украинца-католика, греко-католика, украинца-протестанта и т.д.
России трудно признать тот факт, что Украина в будущем будет только украинской, а украинскость ее будет только возрастать. Ответственность за усиление и распространение украинского национализма можно смело возложить на тех, кто проводит в отношении Украины примитивную политику страхов и угроз, делая Запад единственно возможным гарантом развития суверенной украинской государственности. Украинцы просто следуют логике развития молодого национального государства и логике свободной политической борьбы – скоро станет окончательно ясно, что участвовать в общественной и политической жизни своей страны лучше в рамках независимой автокефальной УПЦ, чем в составе агрессивного и политически ангажированного Московского патриархата.
Нам скажут: если все это и правда, но не может же россиянин смириться с притиснением русского языка в Украине. Использование церковными и светскими политиками проблемы притеснения русского языка в Украине – это на самом деле попытка убежать от проблем. В Верховной Раде есть русские политики, которые защищают права русскоязычного населения, а русские общественные организации являются вполне реальной гражданской силой в Украине (в отличие от организаций национальных меньшинств в России). То же самое произошло в прибалтийских странах – пока Россия поднимала шум, в сеймах появились русские депутаты, которые встали на защиту русскоязычных. Русские, как и украинцы, быстро приучаются жить в условиях демократии, но пока только в чужих странах.
Роман Лункин,
для «Портала-Credo.Ru»
http://www.uaorthodox.info/ua/catalog/Publikatsiyi/Analitika/Plach_Moskovii.html
Відповіді
2008.04.28 | Роксана
Re: Що це за народ такий"рускоязичеський"?
Трохи не по темі, але тому що ви заторкнули, пане Георгіє, Москву, варто і таке прочитати.----------------------------------------
Юрій Гнаткевич: „Рускоязичноє насєлєніє” - термін, відсутній в законодавстві
Для Майдану
• Україна • Політика •
Уявна промова у Льодовому палаці
Уважаемые дамы и господа! Высокопочтенные народные депутаты Украины! Доклад господина Вадима Колесниченко можно вкратце изложить следующим образом. Значительную часть населения Украины составляет русскоязычное население. Помаранчевая власть, вместо того чтобы обеспечивать его языковые права, ведёт на них широкое наступление, что в частности проявляется в попытке вынудить кинопрокат дублировать фильмы государственным языком. Всё это является принудительной украинизацией, которая ведёт к разъединению Украины и создаёт предпосылки для её распада. Партия Регионов видит решение языкового вопроса в Украине в провозглашении государственности русского языка или, по крайней мере, в строгом соблюдении Европейской Хартии региональных языков и языков национальных меньшинств.
Шановні пані і панове! Дозволю собі висловити з цього приводу думку переважної більшості народних депутатів, що входять до парламентської коаліції. Насамперед, ми не визнаємо словосполучення „рускоязичне насєлєніє” як юридично обгрунтованого терміну. Адже термін має розумітися всіма абсолютно однаково. А тим часом це словосполучення сприймається по-різному. Дуже багатьом людям важко визначитися, чи належать вони до „рускоязичних”, чи не належать. Наприклад, якийсь киянин чи харків’янин розмовляє у сім’ї та на службі лише російською мовою, а приїхавши до батьків у село, спілкується з ними українською. Чи належить, наприклад, до „рускоязичного насєлєнія” одесит, який спілкується лише російською мовою в сім’ї, але телефільми, телерепортажі залюбки дивиться укрaїнською мовою та без словника читає українськомовні газети? Є дуже багато українців, які спілкуються російською мовою але добре розуміють українську мову та шкодують, що не можуть вільно розмовляти нею. А ще є українці, які в сім’ї говорять українською а поза межами своєї квартири переходять на російську, бо бояться виглядати „білими воронами”.
Не може допомогти з’ясувати, що таке ”рускоязичне насєлєніє”, посилання на поняття „рідна мова”, бо в українських реаліях воно є також нетермінологічним, оскільки сприймається на основі суб’єктивних уявлень: один думає, що рідна мова це мова його батьків, інший вважає, що це та мова, якою він спілкується в сім’ї, а третій гадає, що це та мова, якою він думає. Доречно зауважити, що психолінгвістика і нейролінгвістика давно довели, що людина думає не мовою, а образами і поняттями, а слова кожної конкретної мови є лише символами, за допомогою яких кодуються і декодуються думки. Думка завжди випереджає слова під час говоріння, а слова випереджають думку під час читання і слухання. Думки зароджуються на „табло свідомості” наче іскри, що виникли внаслідок асоціативного контакту образів і понять.
Володіння мовою буває двох рівнів: пасивне і активне. У першому випадку людина добре розуміє певну мову, коли слухає чи читає, а в другому випадку вона може легко і невимушено висловлювати свої думки в діалогах та монологах під час усного спілкування. Прикладом тут можуть служити ситуації, які ми нині часто спостерігаємо: телеведучий говорить українською, а інші учасники телепередачі говорять російською. Інший приклад. Коли Віктор Янукович виступає українською мовою, або коли українською ведеться футбольний репортаж з Києва, ніхто у Донецьку не хапається за словники. В Україні нині важко знайти людину, яка б не розуміла української мови, іншими словами, не володіла б нею пасивно. Це дає підстави твердити, що в Україні „рускоязичного насєлєнія” взагалі немає. У нас варто говорити не про „рускоязичноє”, а про „рускоговорящєє насєлєніє”. Оскільки ні перше, ні друге словосполучення не зафіксовані термінологічно та відсутні в текстах українського законодавства, слід говорити про дотримання мовних прав не „насєлєнія”, а українців, росіян, євреїв, білорусів, поляків, караїмів, гагаузів, вірменів, кримських татар і т.д
Не про права караїмів, мова яких вже зникає, зараз піклується Партія Регіонів. Не про права білорусів дбають регіонали, бо про білоруську мову не дбають самі білоруси: у Білорусі білоруську мову чути зараз лише на мітингах з уст політичної опозиції до Лукашенка. Вона зникає навіть на білоруському хуторі Януки, звідки пішло родове коріння Віктора Януковича. Політичний шторм в Україні здіймається нині виключно навколо проблеми припинення русифікації українців. Адже, починаючи від Катерини ІІ, царська влада, а потім російський більшовицький режим, особливо за часів Брежнєва і Суслова, відверто вели політику асиміляції українців шляхом їх зросійщення. У цій справі русифікатори досягли великих успіхів. Значна частина українства в умовах дискримінації української мови вільно чи невільно перестала спілкуватися мовою своїх дідів-прадідів. Саме за них - напівзросійщених - точиться нині запекла політична війна. Натхненники з’їзду у Сєвєродонецьку пропонують визнати і легітимізувати наслідки кількавікового етноциду українців, поставивши знак рівності між етнічними росіянами і ”рускоговорящими украінцамі” та створити всі умови для остаточного завершення асиміляції останніх уже в умовах незалежності України. Основним інструментом такої „операції” має служити державність російської мови чи, принаймні, визнання її регіональною на Сході й Півдні України. З такими планами не можна погодитися.
По-перше, це було б вкрай несправедливо з морального боку. Адже витруювання української мови з українців відбувалося не тільки завдяки престижності імперської мови, але й через фізичне знищення української інтелігенції, розстрілами і доведенням до самогубства багатьох українських націонал-комуністів, штучним голодомором, примусовим переселенням українців до Сибіру і заселенням України переселенцями з Росії та інших радянських республік, арестами шестидесятників. Українську мову віками забороняли і витісняли з освіти і книговидання.
По-друге, проголошення російської мови державною було б некоректним актом щодо інших національностей, які населяють Україну, насамперед корінних - кримських татар і гагаузів. Більшість національних меншин потребує національного відродження і звільнення не від українізації, а від лабет зросійщення, яке і їх не оминуло.
По-третє, російська мова залишається нині панівною в усіх сферах суспільного життя в містах Сходу і Півдня України та у столиці Києві, у зв’язку з чим проголошення державності чи офіційної регіональності російської мови остаточно і назавжди витіснить українську мову із свідомості українців, що там живуть, що у свою чергу навіки поділить все українство на дві етнічні частини, які відрізнятимуться різними мовами. Адже націй з двома мовами не буває. Бувають держави, де є дві державні мови. Бувають мови, якими користуються дві нації. Але якщо якась нація має дві мови, то це вже не одна нація, а дві нації. А кожна нація рано чи пізно прагнутиме національного самовизначення. Отже, проголошення державності російської мови і реалізація гасла регіоналів „Два языка – один народ” ведуть до розпаду українства, який може спричинити розпад держави.
По-четверте, позиція „регіоналів” і комуністів не враховує даних перепису населення від 2001 р., який був своєрідним референдумом і, власне, проводився для того, щоб його дані враховувались у державній політиці. Та обставина, що російському шовінізмові вдалося значною мірою розукраїнити багатьох українців, не означає, що вони вже встигли повністю перейти в інший етнічний стан. Під час останнього перепису більшість населення східних і південних областей України назвали себе українцями. Так, українцями у 2001 р. визнали себе у Донецькій області – 56 % населення, у Харківській – 70,7%, у Запоріжській – 70,8%, у Дніпропетровській - 79,3%, в Одеській – 62,8%, у Миколаївській – 81,9%, у Луганській – 58%. Лише в Донецькій і Луганській областях кількість громадян, що визнали рідною мовою українську, є невеликою (відповідно 24,1% і 30%). В інших з перерахованих вище областей таких є більшість, а в Миколаївській і Дніпропетровській – переважна більшість (відповідно 69,2% і 67%).
Важливими є дані, які дехто воліє не афішувати. Так, перепис засвідчив, що майже 88% усього населення України у 2001 р. вільно володіло українською мовою. Якщо говорити про нібито російськомовні області, то тут об’єктивними є такі показники: у Миколаївській області заявили про вільне володіння українською мовою 91,1% населення, у Херсонській – 93,2%, у Донецькій, Луганській, Запорізькій і Одеській областях – в усіх понад 75%. Про вільне володіння українською мовою повідомили майже всі жителі Києва (93,7%). Те саме підтвердили 58,8% українських росіян.
Наведені цифри характеризують 2001 рік. Відтоді минуло сім років. Як випливає з останніх досліджень Центру ім. О. Разумкова (див. журнал „Національна безпека і оборона, №9, 2007) зараз в Україні стрімко зростає кількість людей, які поряд з російською визнають рідною українську мову. Саме це, найімовірніше, лякає організаторів з’їзду у Сєвєродонєцку, які на горе українській нації носять українські прізвища але присвятили своє життя боротьбі з українською мовою і культурою. Колись у нашому народі таких називали перевертнями та яничарами. Останні могли б вимагати для себе якихось особливих прав, якби довели, що вони вже перестали бути українцями і являють собою окрему етнічну одиницю. Досі такі етнічні групи офіційно не зафіксовані.
Українські національно-патріотичні сили пропонують іншу модель майбутньої України і, відповідно, іншу концепцію державної етнічної політики. Ми орієнтуємо Україну на європейські стандарти і бачимо її як українську національну державу, яку вибороли і створили українці, подібно як поляки – Польщу, чехи – Чехію, болгари – Болгарію і т.д. Ми уявляємо собі Україну майбутнього як державу з високим рівнем культури мовної поведінки, де кожен освічений громадянин вільно користувався б українською мовою та мовами національних меншин, насамперед найчисельнішої з них, що населяють Україну – російської. Для цього держава має рішуче припинити вікову практику зросійщення українців і масового порушення їхніх мовних прав та змінити ставлення всіх українців до своєї мови. З цією метою держава має проголосити курс на українське національне відродження, метою якого є повернення всіх українців до національних витоків, до національної мови і культури шляхом виховання в українцях, насамперед у молоді, шанобливого ставлення до української мови. Водночас українська держава має показати зразок свого поважного ставлення до прав національних меншин на отримання освіти та інформації їхньою рідною мовою і на ділі повною мірою продемонструвати це у місцях їхнього компактного проживання. Громадяни, що нині користуються лише російською мовою, не зможуть забути її в умовах глобалізації інформаційного простору. Кожна опанована мова стає міцним динамічним стереотипом а тому взагалі не забувається. Держава має активно сприяти вивченню мов усіх національних меншин у школах і підтримувати створення шкіл з вивченням у них не менше половини предметів цими мовами. Оптимальним і справедливим орієнтиром тут мав би бути такий: у кожному населеному пункті національно-мовний характер шкіл, класів, груп в освітніх закладах та засобів масової інформації за їх тиражністю має корелювати з питомою вагою кожної національності, що тут проживає. Якщо у Донецьку проживає 48,2% росіян і 46,7% українців, то кількість шкіл з російською і українською мовами навчання тут має бути рівною. Такий підхід необхідно застосувати і до інших національних меншин. Сьогоднішня мовна політика в загальній і вищій освіті в Донецьку свідомо спрямована на знищення української мови та мов національних меншин.
Будь-яка мова опановується не „з-під палки” і не з шкільних підручників, а з життєвих ситуацій і потреб. У лексичних „сховищах” мозку лексика зберігається у звуковому коді. Тому основою опанування кожною мовою є її слухання. Коли в Україні українська мова запанує, як це і належить за законом, в кіно та на телебаченні, на уроках і лекціях, на засіданнях державних органів, на стадіонах, на розважальних заходах та на форумах політиків, українці змінять своє ставлення до української мови. Ось тоді Вадим Колєсніченко матиме моральне право порушувати питання про офіційність російської мови в Україні. Сьогодні такого права у нього нема.
Юрій Гнаткевич - народний депутат України