(P, Ф) Знову стаття академіка Гінсбурга(/)
05/27/2008 | Тестер
Виталий Гинзбург: «Внедрение в школу креационизма несовместимо с ее задачей – воспитать из детей, верящих в сказки, образованных взрослых людей».
Гинзбург Виталий
О сказках и вере в существование Бога
Виталий Гинзбург: «Внедрение в школу креационизма несовместимо с ее задачей – воспитать из детей, верящих в сказки, образованных взрослых людей».
Фото предоставлено редакцией журнала «Успехи физических наук»
В газете «НГ-религии», приложении к «Независимой газете», от 20 февраля 2008 года была опубликована статья Евгения Водолазкина «Как понимать свою культуру? (еще раз о «Письме десяти академиков»)». Автор критикует это «Письмо» с различных точек зрения, но в отличие от некоторых своих единомышленников делает это, не нарушая по крайней мере элементарных правил вежливости, а лишь поучает нас, нефилологов, с высоты своей принадлежности к текстологической школе, которая на «материалистическом видении мира не базируется».
Право Евгения Водолазкина считать, что авторы «Письма» (я один из них) если даже и являются специалистами в своих областях науки, то мало понимают в отношении религии и современной политики Русской Православной Церкви (РПЦ).
Многое на эту тему уже сказано. И я не стал бы даже писать настоящую статью, если бы совершенно неверным и фальшивым не был основной тезис Евгения Водолазкина. Именно – он пишет: «Хочу сообщить авторам «Письма» главное: Бог есть. Доказывать это здесь нет необходимости уже хотя бы потому, что академики не доказали противоположного. Строго говоря, это тот пункт, где ни одной из сторон доказательства не нужны: это вопрос веры».
Это есть вариант довольно часто встречающегося утверждения, что атеисты просто в существование Бога не верят, а религиозные люди верят, вот и все. Но это в корне ошибочно, ибо слово «вера» очень растяжимо, и вера атеиста и вера религиозного человека – это совершенно разные «веры». Вера атеиста основана на знании, это вера в действительно существующее, в факты, в науку.
Скажем, школьник верит в справедливость таблицы умножения и, например, в то, что 6х8 = 48. Он верит таблице, но может легко проверить ее справедливость, воспользовавшись, например, кубиками или оловянными солдатиками. Физик верит в закон сохранения энергии не потому, что так говорят и пишут, а потому, что справедливость этого закона твердо установлена бесчисленными опытами. Вообще вера в справедливость тех или иных научных утверждений всегда основана на практической деятельности людей: мы не просто верим в закон всемирного тяготения, мы рассчитываем траекторию спутника и запускаем его с помощью космической ракеты. На этом стоит научное мировоззрение.
Религиозная же вера основана на том, что написано в Библии или Коране (для конкретности ограничиваюсь монотеистическими религиями – иудаизмом, христианством и исламом). Библия и Коран буквально пропитаны различными чудесами. Чудесами же называют обычно нечто, что противоречит научным законам. Таковы воскрешение из мертвых, непорочное зачатие, существование ангелов, чертей, рая, ада и т.д. Все это выдумки, фикция. Это на современном языке по современным понятиям просто сказки. Поставить создание этих сказок в упрек авторам Библии нельзя, ибо тысячелетия или «только» много столетий назад наука еще находилась в младенческом состоянии и можно было выдумывать почти все что угодно. Другими словами, все эти чудеса – плод религиозного мировоззрения, принципиально отличающегося от мировоззрения научного.
Итак, существуют два совершенно разных мировоззрения – научное и религиозное. Им отвечают и две различные «веры» – вера в истину, в реальный мир, и вера в сказки. К сожалению, не только дети, но и многие взрослые люди продолжают верить в сказки. Пусть и не в то, что их нашли в капусте, но практически во все что угодно, и просто печально, когда взрослые люди, подобно Евгению Водолазкину, не видят или, скорее, не хотят видеть глубокой пропасти между указанными мировоззрениями и «верами». Подробнее на эту тему я писал недавно в «Новой газете» и в книге «Об атеизме, религии и светском гуманизме», и нет возможности здесь повторять все это. Библия – очень ценное историческое и художественное произведение, но считать ее священной книгой – дело верующих. Очистите Библию и Коран от чудес – и что тогда останется от религии? Останется немногое, так сказать, по объему, но, конечно, очень важное по существу. Останутся «заповеди» и вообще этико-моральные принципы, которым люди должны следовать. Но «заповеди» древнее религии, и последние просто их адаптировали, включив в свое вероучение. И можно (и нужно!) отделять вопросы морали и этики от религии. Примером такого решения является светский гуманизм.
[an error occurred while processing this directive]
Итак, религии это в значительной мере собрание древних сказок плюс ряд, если угодно, правил человеческого поведения. Конечно, я здесь упрощаю, но ведь не пишу целый трактат на религиоведческие и философские темы. Мне лично совершенно непонятно, как такое огромное количество людей может и во взрослом возрасте верить в эти сказки. Так уж люди устроены, такого же типа эффект наблюдается и сегодня, когда сказки о Гарри Поттере издаются миллионными тиражами во всем мире. У нас, если не ошибаюсь, издано семь таких книг, причем тиражами, которые сегодня и не снятся при издании у нас не только научных книг, но и научно-популярной литературы. Последнее очень печально, и ситуация здесь должна быть изменена, иначе расцвет науки в России невозможен.
Так или иначе, сказки очень живучи и очень популярны. К этой области относится и вера в гороскопы. Астрология, как в наше время уже доказано и передоказано, – это чепуха, лженаука. А люди верят, и даже, казалось бы, солидные газеты публикуют гороскопы на каждый день. Одно из возможных объяснений популярности гороскопов – это некоторые психологические эффекты. Устойчивость религиозных верований объясняется и тем, что религия может утешать, особенно перед лицом болезни и смерти. Я не сомневаюсь в том, однако, что у религии, по крайней мере в современных формах, такая же судьба, как и у астрологии. К сожалению, ждать широкого отказа от религии придется еще довольно долго.
Во избежание недоразумений хочу подчеркнуть, что необходимо различать религию и веру в существование Бога. Разумеется, религиозный человек верит в существование Бога (или богов), но не всякого верующего можно считать религиозным. Можно верить в существование какого-то высшего существа, Творца, Абсолюта (называйте это как угодно), но совершенно не принимать, не верить, не исповедовать какие-либо конкретные религии. С такой позицией мне не раз случалось сталкиваться, и она в известной мере понятна. Какой-нибудь комар или муравей, не говоря уже о более развитых организмах, при ближайшем рассмотрении оказывается очень сложным существом, и его происхождение и эволюция не во всем ясны. Да и вообще окружающий нас мир сложен, и далеко не все существующая наука может объяснить. Особенно важно, что еще не прояснен вопрос о происхождении жизни. Не ясно и происхождение сознания, разума.
Современная наука не дает сколько-нибудь четкого и полного ответа на эти вопросы. Но на пути их выяснения многое уже сделано, особенно за последние два столетия. Имею в виду в первую очередь выяснение существования эволюции и в живой, и в неживой природе. Особенно важную роль в этом отношении сыграли труды Дарвина, опубликованные в 1859 и в 1871 годах (в последнем случае речь идет об эволюции человека). Если детали эволюции некоторых организмов являются еще дискуссионными, то сам факт эволюции человека от обезьяноподобного предка до современного человека (homo sapiens) доказан совершенно надежно. Между тем, согласно Библии, человек и животные созданы Богом сравнительно недавно, причем сразу такими, какими они являются сегодня. Это и есть креационизм (согласно словарю креационизм – это религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего, характерен для теистических религий). Креационизм и наука совершенно несовместимы, и поэтому вопрос о креационизме и, в частности, о его преподавании в школе оказался в фокусе дискуссий о религии и науке, о противопоставлении науки и религии.
Развивая сказанное выше, можно понять людей нерелигиозных, но на вопрос «Верите ли вы в существование Бога?» отвечающих: «Я не исповедую какую-либо религию, но думаю, что некое высшее начало существует» или «Что-то такое есть». И действительно, вера в существование Бога гораздо шире религиозной веры в обычном понимании этого слова. Ведь легко придумать такую схему, в которой Бог существует, но доказать его отсутствие невозможно. Таков, например, деизм – религиозная философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (то есть в «промысел Божий», чудеса и т.д.), и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума. Очевидно, доказать отсутствие такого Бога невозможно. То же относится, насколько понимаю, к пантеизму. Можно сказать, что при такой вере в Бога его роль сводится к замене ответа «не знаю» на слово-ответ «сотворил Бог».
Атеисты считают такой ответ, по существу, просто словесной уловкой и полностью отрицают существование Бога. Ясно, что доказать здесь строго логически ничего нельзя, речь идет о так называемых «интуитивных суждениях». Смысл и роль таких суждений – это философский вопрос, останавливаться на котором здесь было бы неуместно.
Центральным пунктом, где сталкивается наука и религия, как сказано, является креационизм. Ведь согласно Библии Бог мгновенно создал из ничего весь животный мир и человека лишь несколько тысяч лет назад. Вместе с тем наука доказала существование эволюции, в частности, в отношении человека. Данные антропологии не оставляют здесь никаких сомнений. Теория эволюции, построенная сначала в ХIX веке, как и вся наука, развивается, и не все в отношении эволюции различных организмов еще ясно. Но, повторяю, сам факт эволюции и несостоятельности креационизма доказан. Таким образом, в этом пункте особенно зримо сталкиваются научное и религиозное мировоззрения. Под влиянием фактов многие конфессии либо обходят вопрос о креационизме, либо как-то смягчают эту проблему. Насколько я знаю, православие сохраняет креационизм в основе своего вероучения, например, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II так и заявил: «Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. Осознание человеком, что он является венцом творения Божьего, только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает этих взглядов другим». Это высказывание, как и многие другие замечания православных иерархов, не оставляет сомнений в том, что они собираются пропагандировать в школе курсы «Основы православной культуры», этом закамуфлированном варианте «Закона Божьего». Но, как сказано, креационизм противоречит науке, и это мнение не каких-то десяти академиков, а самых широких научных кругов.
Задача школы – воспитать из детей, верящих в сказки, образованных взрослых людей. И с этой задачей внедрение в школу креационизма несовместимо. Это и есть один из основных тезисов «Письма десяти», как и многих других статей, написанных на эту тему. Насколько я знаю, в России решено сейчас вести в школах (по примеру, скажем, Германии) некий предмет (под названием «Духовно-нравственная культура»), который должен быть как бы двуглавым. По выбору учеников и их родителей они могут выбирать одну из двух возможностей: одна подгруппа детей должна изучать этику, законы нравственности, а другая подгруппа будет знакомиться с религией (практически в России с православием или с исламом в зависимости от господствующего вероисповедания в данной области страны). Возможно, насколько я понимаю, и существование двух религиозных подгрупп второго типа – одной православной, а другой мусульманской. Ну что же, такая схема реализует в принципе требование, связанное с одним из основных прав человека – правом свободы совести. Я, правда, считаю, что без противоречия с этим принципом правильнее было бы иметь один предмет, а не параллельные подгруппы. В рамках этого предмета можно и нужно осветить и религиозные вопросы. Но такое решение не устраивает религиозные круги. Не место здесь спорить на эту тему, я хочу лишь сказать, что школа (конкретно руководители школы, учителя и родители) должна следить, чтобы креационизм не оказался в центре обучения (правильнее было бы говорить в этом случае об антиобучении).
За рубежом также широко обсуждается данная тема. Этому вопросу была посвящена даже специальная резолюция № 1580 от 4 октября 2007 года Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), членом которой является и Россия. Эта резолюция так и называется «Опасность креационизма для образования». К сожалению, эта резолюция у нас не стала широко известна. Сейчас она наконец опубликована в «Учительской газете» от 1 апреля 2008 года. В резолюции, в частности, говорится, что ее целью является: «предостеречь от определенной тенденции подменить науку верованием. Необходимо отделить веру от науки». И далее: «ПАСЕ обеспокоена возможностью нездоровых последствий распространения идей креационизма в рамках образовательных систем». Очень хотелось бы мне процитировать всю резолюцию ПАСЕ, но это, к сожалению, невозможно. Хочу лишь подчеркнуть ее актуальность для нас. Проникновение креационизма в школу, да и в любую другую область общественной жизни глубоко реакционно и будет являться тормозом на пути развития России.
НГ-Религия 2008-05-21
Відповіді
2008.05.27 | Тестер
А це кредо розвитку Росії очима церковників МП
В книжных магазинах продается книжка в 2х частях "Проект Россия". Макулатура для книгочея, хлам для продавца. Онапоказательна только в контексте описания потаенных желаний церковных функционеров от РПЦ. Автор сей белиберды
постеснялся указать свою фамилию, но по количеству использованных цитат из христианской писанины, общей манере
изложения искать его нужно в канцелярии русской православной церкви.
Ознакомьтесь с несколькими цитатами и воздайте должное мракобесию "целителей душ".
1.Проект Россия. М.:Эксмо, 2008. - 384с. ISBN 978-5-699-21307-8
2. Проект Россия. Вторая книга. Выбор пути. - М.:Эксмо, 2008. - 448с ISBN 978-5-699-24466-9
Мы предлагаем новую гос/систему - Царство, базовый принцип - совмещение элементов наследственности и выборности.
Авторитет и легитимность этой конструкции будут строиться не на демократической идеологии, а на Православии.
Принцип формирования власти - выборы, где кандидатуры будут рассматриваться только из рода последнего легитимного
правителя России.(кн1. стр344)
Царство защищает власть от "всенародных" выборов гос/власти. Нового правителя определяет Земский Собор. Церковь
венчает царя на царство. Министры и губернаторы - назначаются. Выборы остаются на местном уровне, где возникает
реальное самоуправление. В итоге устанавливается живая связь народа и власти, которая пронизана единой идеей
служения Богу. Православному правителю, помощнику Бога, нет смысла лукавить. Потому как ответ ему держать перед
Ним. Не перед виртуальным электоратом, который пробуждают на время выборов, а потом держат в состоянии
социальной спячки, а перед Богом, от которого ничего утаить нельзя.(кн1. стр345)
Чтобы сохранить Царство, нужно удерживать 2 системообразующие точки - Трон и Алтарь (симфония властей)(кн1.стр347)
Эффективная власть - это независимая власть. Подлинная забота о благе общества возможна только в условиях, когда
высшая власть недостижима в принципе, и потому независима. (кн1. стр328)
Монарх представляет максимально независимую власть. Ему нет нужды мараться в грязи бюрократических игр и брать на
себя обязательства перед теми, кто помог ему прийти к власти. Наследник никому не обязан своей властью, кроме как
факту своего рождения.(кн1. стр329)
Прочность государства зависит от уровня авторитета власти. Чем больше авторитет, тем прочнее конструкция. Это
объясняется тем, что большой авторитет позволяет действовать сообразно ситуации, а не сообразно уровню народного
понимания. Авторитетной власти не нужен популизм. Она воспринимается народом так, как дети воспринимают
отца.(кн1. стр325) Достойных много, а носитель власти от Бога - один. Из всех возможных вариантов единовластия только
диктатура максимального авторитета ограждает страну от бесконечных разборок в деле выяснения, кто способнее и
достойнее. Талант не может дать права на власть, здесь годится только авторитет. Самый высший авторитет - сакральный.
Это подтверждает 1000летний опыт Церкви, которую можно характеризовать как самую устойчивую конструкцию..(кн1. стр327)
Из наших рассуждений следует, что макс/прочной конструкцией является монархия. Признавая монарха служителем Бога, народ видит в нем мистическую фигуру.(кн1. стр328).
Природа СССР создала диссидентов. Они же его и разорвали, при этом сами толком не понимали, что творят. Их просто использовали. Диссиденты были инструментами, которими манипулировали западные специалисты. (кн1. стр313)
Что есть политическая партия? Во-первых, это лекарство для гос/организма. После выздоровления лекарство не нужно.Это
значит, поит/партия после решения своих целей должна уничтожаться. Если ее не уничтожить, после выполнения своей
функции превращается в язву на теле государства.(кн1. стр316)
Мы видим выход только в системе, условия которой требуют не понимания, а веры. Руководитель должен верить в
необходимость выполнения определенных требований. Именно верить, а не понимать. Власть, построенная на принципе
веры, бесконечно прочнее системы, построенной на знании.(кн1. ср324)
Не оставит Бог Россию. Камни возопиют, если люди молчат. Последний казнокрад и разбойник, модник и тусовщик имеют
крупицу праваславной веры. И проснется его душа. Схватит он тогда себя, горемычный, за голову, проглявши громко
подлую жизнь свою, и будет готов муками искупить позорное дело свое, пустую жизнь свою.(кн2, стр443)
Вставай, страна огромная! Предстоит великая борьба.Наркоманы потребления и порока, присосавшиеся к ключевым
узлам государственной системы, добровольно не откажутся от кайфа. Идущие в ад и тянущие за собой других просто так
свои позиции не сдадут.(2кн. стр441)
Чтобы не превращать работу в толстый фолиант, мы не затрагивали многих проблем. Проблемы религии, экономики,
образования, обороны, науки, СМИ, промышленности, а также территориальной политики, националного вопроса,
терроризма, рождаемости, здравоохранения, пенсий и прочих, оставлены для другого рода тескстов. Геополитические вопросы также будут рассмотрены в следующих работах.(1кн. стр377)
Позвольте теперь представить тот самый фолиант, который они приготовили.
"Русская доктрина. (Сергиевский проект)". Под ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова, "Яуза-Пресс", М.2008. 864стр. ISBN
978-5-903339-78-5 В консультантах попы упоминаются.
Это чтиво на 864страницах есть изложение в доступной форме идей национал-шовинизма и фашизма. Соответственно, читать его есть смысл тем, кто хотел бы прояснить общую картину. В изложении от русской православной церкви.
"Наша империя выступает как опекающая мать, дающая возможность разным народностям, состояниям, сословиям, не
уничтожая и не подминая друг друга, раскрывать свой потенциал. Наша империя как будто отменяет волчий закон
"борьбы за существование", который в других империях (напр. в колониальной Британии) действовал в полной мере. Наша
империя защищает традицию от ее вырождения в культуру".(стр55)
Между миродержавием и православным Удерживающим существует не просто связь, но скорее тождество.(стр55)
"Россиянство" - навязанный неверный ориентир, по своему происхождению "интернационалистический", игнорирующий
иерархию этнокультурных ценностей России. Это наше наследие от "советского прошлого", едва ли не худшее, что от него нам досталось. Нам нужна не российская, а русская модель государственности. Нужно вернуть в речевой обиход понятие "русские меньшинства". Мы должны говорить не "татары-россияне", "коми-россияне" и т.д., но "русские татары", "русские коми", "русские евреи" и т.д. В былые времена прилагательные "российский" и "русский" были абсолютными синонимами. Поскольку ситуация изменилась, нужно обратиться к более четкому исконному прилагательному "русский", а прилагательное "российский" употреблять значительно реже. Ведь те же "татары" если называть их "россиянами", не
становятся от этого ни ближе к русским , ни ближе к себе. Называясь же "русскими татарами", они почувствуют себя
более значимыми и в своей принадлежности к России, народу и государству в целом, и в принадлежности к своему этносу.(стр62)
Русские превратили свою "русскость" в нечто большее, чем "русскость". Поэтому Русским нельзя родиться, имя Русского
надо заслужить. (стр62)
О "сверхнационалистическом" характере сталинской идеологии: В ходе формирования нового национального проекта русские ускоренными темпами превращались из крестьян в горожан
и создавали высокоразвитую урбанистическую цивилизацию. Причем Сталин не жалел сил и средств для того, чтобы представить блага урбанизации в положительном свете по возможности в кратчайшие сроки. Нация шла на огромные
жертвы, материальные и людские, недоедала, недополучала, главное - не доживала, понимая свои жертвы как фундамент для великого будущего, величественные символы которого представлялись ей в настоящем. (стр106)
Сталин к концу своего правления окончательно расстался с большевистскими космополитическими иллюзиями и увидел в
русской нации здоровый инстинкт, которого были лишены многие представители интеллигенции. (стр111)
С середины 1980х годов страна вошла в новое Смутное время, с новым отказом от национально-государственной традиции,
с новым расщеплением власти, "демократизацией" и "эмансипацией". Вновь правящий слой предал свою родину.(стр113)
Возрождение православия явилось едва ли не единственным однозначно позитивным процессом 90х годов.(стр117)
Русская доктрина провозглашает несомненным условием будущего возрождения и усиления России - союз государства с Церковью и, с другой стороны, теснейший союз Церкви с обществом. Последнее даже еще важнее, поскольку в современных условиях православие сможет решать социальные, политические и культурные задачи, опираясь на корпус активных во внешней жизни верующих, политически сплоченных и хорошо вооруженных идеологически и технологически, корпус, который можно условно назвать мирским фронтом.(стр119)
Всякое публичное глумление над православием должно расцениваться государством не только как оскорбление
религиозных чувств, но и как политическое преступление - посягательство на устои государства, на его традиции. (стр120)
Соединение двух аспектов, двух образов - прообраза и идентичности, мистического алтаря и крепостной стены - задают
формулу православной цивилизации: динамический консерватизм.(стр121)
Православие было не тормозом, а локомотивом экономического и культурного развития, и именно Церковь всегда
развивала наиболее передовые для своего времени общественные формы. Подлинное отставание России началось с
момента, когда хозяйственные и религиозные мотивации к деятельности были разведены и связь между ними
прервана.(стр125)
Помимо идейной работы "мирской фронт" со временем естественно выдвинул бы кадры и аккумулировал ресурсы для
активного православного наступления, своего рода культурной и информационной контрреформации (стр133)
Авторы сочли разумным не подписываться. Пусть интеллектуальная энергия читателей идет не на обсуждение личностей авторов, а на осмысление поднимаемой ими проблемы. Однажды все мы уйдем в иной мир. Там будет Страшный суд. Мы предстанем пред Творцом. Про себя у нас будет повод думать: мы сделали много. Но нас спросят, почему не сделали больше? На этот вопрос должен быть очень убедительный ответ. (кн2. стр444)
________________________________________
2008.05.27 | +О
п.Анатолію: якщо Віталій Гінсбург
по батюшкє Лазарєвіч - чи обов`язково він помиляється, а?і чому, якщо вже він таки Лазарєвіч, Ви задаєте отаке питання
http://www2.maidan.org.ua/news/view.php3?bn=maidan_rel&key=1211804188&first=1211879977&last=1210969585
щось з Вашою теорією не так...
http://www2.maidan.org.ua/news/view.php3?bn=maidan_rel&trs=-1&key=1211870102&first=1211879977&last=1210969585
З повагою
Олег
2008.05.27 | Георгій
Підтримую Гінсбурга в тому, що в курсі БІОЛОГІЇ...
... крeаціонізм, як щось такe, що прeтeндує на наукову тeорію, викладати нe трeба.2008.05.28 | Василь Васьківський
Не тільки в біології, а й у всій науці немає ніяких свідчень про
креаціонізм. З цього й повинна виходити філософія еволюції.