(P) Православний свящeник про рок-музику (/)
08/08/2008 | Георгій
Нeсподівано добрe (н.м.д.), тонко, інтeлігeнтно, лагідно, дужe по-свящeницьки. Поділяю абсолютно почуття о. Вячeслава щодо "Can't Buy Me Love," "Still My Guitar Gently Weeps," і ін.
***************************
Иерей Вячеслав Сергеев
ЛЕСТНИЦА НА НЕБЕСА
Заметки священника по случаю кончины Джорджа Харрисона
...Еще надо бы Вам пожить, пожить для того,
чтобы ближе ознакомиться с вечностью,
чтобы пред вступлением в нее стяжать
для души Вашей красоту небесную.
Свт. Игнатий (Брянчанинов).
Письмо знаменитому живописцу Карлу Брюллову
Дорогие друзья!
Прошло не так уж много времени со дня кончины легендарного музыканта, певца и композитора Джорджа Харрисона. Все это время мне часто приходилось размышлять о значении рок-музыки в судьбе моего поколения и о той роли, которую сыграл в нашей жизни Харрисон. Я неоднократно мысленно возвращался во времена, когда это имя, как и имена многих музыкантов, только становилось для нас известным. Очень хотелось подвести какой-либо итог, сделать выводы, осмыслить то влияние, которое оказывала рок-музыка на нашу жизнь на протяжении нескольких десятилетий. Вот что получилось в результате.
Имя Джорджа Харрисона почти всегда воспринималось как одно из имен знаменитой четверки "The Beatles". Значение и влияние "Beatles" на несколько поколений (особенно в 70-е-80-е годы) трудно переоценить. "Beatles" – лидеры западной молодежи 60-х годов, навсегда останутся в золотом фонде молодежной культуры, которая стала образом жизни миллионов людей и даже нескольких поколений. "The Beatles" вошли в историю музыки одними из тех, кто впервые сделал осмысленными тексты песен, звучащих на вечеринках и в клубах. Они сделали молодежную культуру серьезным, осмысленным явлением, а веселая танцевальная музыка как бы обрела дар речи.
Вначале "Beatles" восславили любовь. Это была обычная человеческая любовь, но она имела несомненное достоинство: ее "нельзя было купить",– так пели четыре юных ливерпульских парня в самом начале своего музыкального творчества.
Джордж Харрисон был личностью, которая даже среди битлов выделялась философской настроенностью. Он всегда стремился к более глубокому пониманию всего происходящего вокруг. И мне, как православному священнику, глубоко жаль, что, интересуясь различной философией, Харрисон так и не достиг подлинной философии и истинной мудрости – жизни во Христе, которая есть православное христианство.
Случилось так, что в подкоммунистической России, где всякое стремление к какой-либо философии, кроме советско-марксистской, было запрещено, музыка "Beatles", а позже и других рок-музыкантов, для многих стала своего рода откровением. Однажды я услышал битловскую фразу: "nothing gonna change my world" (ничто не может изменить мой мир) – и, может быть, впервые в жизни серьезно задумался над своим внутренним миром. Возникло желание его сберечь, но, что именно беречь и как, я тогда еще не очень ясно сознавал.
Слова же Харрисона из одноименной песни: "Я, мне, мое" – вообще заставили начать с особым почтением относиться к личности человека в принципе. О душе я тогда просто не имел никакого представления.
В период, когда "чуткие" идеологи социалистической культуры искореняли все "идеологически вредное", не говоря уже о вере, а творцы социалистического реализма создавали произведения, весьма далекие от реальной жизни, "Beatles" и рок-музыка оказались единственной живой струей, как-то объясняющей нам реальное положение вещей и дающей достаточно ясные представления о неких жизненных ценностях. Рок-музыка таким образом оказалась явлением из другого мира, а рок-культура в России поэтому всегда казалась явлением "не от мира сего". Она разбудила нас, она научила нас задумываться "о чем-то большем" (Б. Гребенщиков), она вообще заставляла думать, а великолепные пассажи многих виртуозов напоминали нам о "иной красоте". Красота же в России всегда осознавалась как явление нравственное. Помните, по мысли Достоевского: "Христос – это та Красота, которая спасет мир".
Мы порой не понимали текстов, но "читали" музыкальное содержание композиций. Нам хотелось уловить все самое лучшее, самое "подлинное". Рождались странные, возможные только на почве русской культуры философские восприятия: "Deep Purple" – виртуознее, но "Led Zeppelin" – это, как бы, более глубокая и одухотворенная музыка.
Мы окунулись в этот, по-своему грандиозный и прекрасный, мир. И именно здесь, в России, нам все содержание рок-культуры казалось весьма серьезным, и совсем не пусто-романтичным. Вслед за Блэкмором и Дио нам хотелось схватить свою радугу – ту гармонию, которой наполнила рок-музыка нашу жизнь. Вслед за Пэйджем и Плантом мы думали о "Лестнице на небеса". Поэтому рок-культура в России была далеко не узко-музыкальной или замкнуто-корпоративной. Это был своего рода порыв людей, ищущих подлинные непреходящие ценности.
Слава Богу, пришло время, и они нам открылись. Чувства, возникшие после первого серьезного разговора о вере и о Боге – это тайная радость о том, что сбылись все таинственные чаяния, все глубокие сокровенные мечты. Так, милостью Божией, удалось прикоснуться к Небесам – объять небесную радугу. Господь Сам протянул мне, как и всем верующим, подлинную лестницу на Небеса. Она не покупается, как хотелось этого известной "леди", но открывается всякому ищущему высших ценностей, в избытке хранящихся в Евангельских заповедях.
Встав на ступени этой лестницы, видишь путь к настоящей гармонии – богопознанию. Там, где Бог, там радость, мир, тишина, подлинное счастье, подлинная жизнь и мудрость. Там обретаешь себя и обретаешь смысл своей жизни на земле, да и смысл всего бытия. "Один Бог – предмет, могущий удовлетворить духовному стремлению человека",– пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Я не хотел бы быть навязчивым, но не могу не поделиться радостью осознания этого.
Я не знаю, что было бы со мной, если бы я не услышал однажды "Любовь нельзя купить" и песню Харрисона "Как нежно плачет моя гитара", что я, на самом деле, всегда воспринимал: "как тихо плачет моя душа". Возможно, тогда могло быть все по-иному. Но я вижу, что далеко не случайно Господь допустил в моей жизни замечательную встречу с удивительной музыкальной культурой. Она сыграла свою роль. Она научила не удовлетворяться поверхностным, слишком простым, неосмысленным, по-своему называя подобные вещи "попсой". То есть, научила задаткам того, что в христианстве называется "духовным гладом" – голодом души по высшим духовным ценностям. Этот глад полноценно удовлетворяется только в вере.
Насыщаясь верой, дарованными ею истинами и нравственными ценностями, всячески желаю того же и каждому. Особенно желаю это осознать и почувствовать тому, кто связал свою жизнь с таким серьезным явлением, как рок-музыка. Ведь если музыка так и останется хобби или "обычной работой", не окажется ли это остановкой на полпути в наших поисках красоты, гармонии, истины, поисках высших ценностей? Не будет ли это тем самым "to be a rock, and not to roll", о чем предупреждал "Led Zeppelin"?..
"Изящные произведения искусства услаждают не только красотой внешней формы, но особенно – красотой внутреннего содержания, красотой умно-созерцательной, идеальной. Откуда такие явления в душе? Это гости другой области, из области духа. Дух, знающий Бога, естественно постигает красоту Божию и хочет насладиться ею одной.
...У художника в душе всегда есть жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нем огонек религиозного мистицизма.
Поэты и художники, которые удовлетворялись только восторгами, получаемыми от искусства, подобны людям, дошедшим до портика Царского дворца, но не вошедшим внутрь чертога, хотя им и предлагали".
Преподобный Варсонофий Оптинский.
(Взято з http://www.wco.ru/biblio/books/rybko1/Main.htm, розділ о. Вячeслава Ceргєєва.)
***************************
Иерей Вячеслав Сергеев
ЛЕСТНИЦА НА НЕБЕСА
Заметки священника по случаю кончины Джорджа Харрисона
...Еще надо бы Вам пожить, пожить для того,
чтобы ближе ознакомиться с вечностью,
чтобы пред вступлением в нее стяжать
для души Вашей красоту небесную.
Свт. Игнатий (Брянчанинов).
Письмо знаменитому живописцу Карлу Брюллову
Дорогие друзья!
Прошло не так уж много времени со дня кончины легендарного музыканта, певца и композитора Джорджа Харрисона. Все это время мне часто приходилось размышлять о значении рок-музыки в судьбе моего поколения и о той роли, которую сыграл в нашей жизни Харрисон. Я неоднократно мысленно возвращался во времена, когда это имя, как и имена многих музыкантов, только становилось для нас известным. Очень хотелось подвести какой-либо итог, сделать выводы, осмыслить то влияние, которое оказывала рок-музыка на нашу жизнь на протяжении нескольких десятилетий. Вот что получилось в результате.
Имя Джорджа Харрисона почти всегда воспринималось как одно из имен знаменитой четверки "The Beatles". Значение и влияние "Beatles" на несколько поколений (особенно в 70-е-80-е годы) трудно переоценить. "Beatles" – лидеры западной молодежи 60-х годов, навсегда останутся в золотом фонде молодежной культуры, которая стала образом жизни миллионов людей и даже нескольких поколений. "The Beatles" вошли в историю музыки одними из тех, кто впервые сделал осмысленными тексты песен, звучащих на вечеринках и в клубах. Они сделали молодежную культуру серьезным, осмысленным явлением, а веселая танцевальная музыка как бы обрела дар речи.
Вначале "Beatles" восславили любовь. Это была обычная человеческая любовь, но она имела несомненное достоинство: ее "нельзя было купить",– так пели четыре юных ливерпульских парня в самом начале своего музыкального творчества.
Джордж Харрисон был личностью, которая даже среди битлов выделялась философской настроенностью. Он всегда стремился к более глубокому пониманию всего происходящего вокруг. И мне, как православному священнику, глубоко жаль, что, интересуясь различной философией, Харрисон так и не достиг подлинной философии и истинной мудрости – жизни во Христе, которая есть православное христианство.
Случилось так, что в подкоммунистической России, где всякое стремление к какой-либо философии, кроме советско-марксистской, было запрещено, музыка "Beatles", а позже и других рок-музыкантов, для многих стала своего рода откровением. Однажды я услышал битловскую фразу: "nothing gonna change my world" (ничто не может изменить мой мир) – и, может быть, впервые в жизни серьезно задумался над своим внутренним миром. Возникло желание его сберечь, но, что именно беречь и как, я тогда еще не очень ясно сознавал.
Слова же Харрисона из одноименной песни: "Я, мне, мое" – вообще заставили начать с особым почтением относиться к личности человека в принципе. О душе я тогда просто не имел никакого представления.
В период, когда "чуткие" идеологи социалистической культуры искореняли все "идеологически вредное", не говоря уже о вере, а творцы социалистического реализма создавали произведения, весьма далекие от реальной жизни, "Beatles" и рок-музыка оказались единственной живой струей, как-то объясняющей нам реальное положение вещей и дающей достаточно ясные представления о неких жизненных ценностях. Рок-музыка таким образом оказалась явлением из другого мира, а рок-культура в России поэтому всегда казалась явлением "не от мира сего". Она разбудила нас, она научила нас задумываться "о чем-то большем" (Б. Гребенщиков), она вообще заставляла думать, а великолепные пассажи многих виртуозов напоминали нам о "иной красоте". Красота же в России всегда осознавалась как явление нравственное. Помните, по мысли Достоевского: "Христос – это та Красота, которая спасет мир".
Мы порой не понимали текстов, но "читали" музыкальное содержание композиций. Нам хотелось уловить все самое лучшее, самое "подлинное". Рождались странные, возможные только на почве русской культуры философские восприятия: "Deep Purple" – виртуознее, но "Led Zeppelin" – это, как бы, более глубокая и одухотворенная музыка.
Мы окунулись в этот, по-своему грандиозный и прекрасный, мир. И именно здесь, в России, нам все содержание рок-культуры казалось весьма серьезным, и совсем не пусто-романтичным. Вслед за Блэкмором и Дио нам хотелось схватить свою радугу – ту гармонию, которой наполнила рок-музыка нашу жизнь. Вслед за Пэйджем и Плантом мы думали о "Лестнице на небеса". Поэтому рок-культура в России была далеко не узко-музыкальной или замкнуто-корпоративной. Это был своего рода порыв людей, ищущих подлинные непреходящие ценности.
Слава Богу, пришло время, и они нам открылись. Чувства, возникшие после первого серьезного разговора о вере и о Боге – это тайная радость о том, что сбылись все таинственные чаяния, все глубокие сокровенные мечты. Так, милостью Божией, удалось прикоснуться к Небесам – объять небесную радугу. Господь Сам протянул мне, как и всем верующим, подлинную лестницу на Небеса. Она не покупается, как хотелось этого известной "леди", но открывается всякому ищущему высших ценностей, в избытке хранящихся в Евангельских заповедях.
Встав на ступени этой лестницы, видишь путь к настоящей гармонии – богопознанию. Там, где Бог, там радость, мир, тишина, подлинное счастье, подлинная жизнь и мудрость. Там обретаешь себя и обретаешь смысл своей жизни на земле, да и смысл всего бытия. "Один Бог – предмет, могущий удовлетворить духовному стремлению человека",– пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Я не хотел бы быть навязчивым, но не могу не поделиться радостью осознания этого.
Я не знаю, что было бы со мной, если бы я не услышал однажды "Любовь нельзя купить" и песню Харрисона "Как нежно плачет моя гитара", что я, на самом деле, всегда воспринимал: "как тихо плачет моя душа". Возможно, тогда могло быть все по-иному. Но я вижу, что далеко не случайно Господь допустил в моей жизни замечательную встречу с удивительной музыкальной культурой. Она сыграла свою роль. Она научила не удовлетворяться поверхностным, слишком простым, неосмысленным, по-своему называя подобные вещи "попсой". То есть, научила задаткам того, что в христианстве называется "духовным гладом" – голодом души по высшим духовным ценностям. Этот глад полноценно удовлетворяется только в вере.
Насыщаясь верой, дарованными ею истинами и нравственными ценностями, всячески желаю того же и каждому. Особенно желаю это осознать и почувствовать тому, кто связал свою жизнь с таким серьезным явлением, как рок-музыка. Ведь если музыка так и останется хобби или "обычной работой", не окажется ли это остановкой на полпути в наших поисках красоты, гармонии, истины, поисках высших ценностей? Не будет ли это тем самым "to be a rock, and not to roll", о чем предупреждал "Led Zeppelin"?..
"Изящные произведения искусства услаждают не только красотой внешней формы, но особенно – красотой внутреннего содержания, красотой умно-созерцательной, идеальной. Откуда такие явления в душе? Это гости другой области, из области духа. Дух, знающий Бога, естественно постигает красоту Божию и хочет насладиться ею одной.
...У художника в душе всегда есть жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нем огонек религиозного мистицизма.
Поэты и художники, которые удовлетворялись только восторгами, получаемыми от искусства, подобны людям, дошедшим до портика Царского дворца, но не вошедшим внутрь чертога, хотя им и предлагали".
Преподобный Варсонофий Оптинский.
(Взято з http://www.wco.ru/biblio/books/rybko1/Main.htm, розділ о. Вячeслава Ceргєєва.)