Архієп. Іоан (кн. Шаховськой) про Сковороду (/)
11/14/2008 | Георгій
Малeнький розділ з вeликої книги. Лінк є тільки на всю книгу, тому даю пeрeдрук. Дужe гарно написано, н.м.д.
***********
Философ человеческой свободы и Божией правды (Сковорода)
Более 150-ти лет прошло со дня смерти Григория Саввича Сковороды, замечательнейшего философа, поэта и странника. На Украине, может быть, и теперь еще поются где-нибудь его песни, а украинская словесность чтит в нем выдающегося литератора XVIII века.
"Это была необыкновенная личность, - пишет один из его биографов, - необыкновенны были его жизнь и проповедь. Пробуждению людей от нравственной спячки, воспитанию в них нравственного самосознания и духовному облагораживанию их он посвятил всю свою жизнь"...
Еще в детстве полюбил он "пастушескую свирель". Сын полтавского бедного казака, он вырос в рощах, на полях, под солнцем.
Среди рощ и полей он возлюбил книгу - мир слова. Шести лет он обнаружил влечение к наукам и музыке. Первый его учитель - дьяк - сроднил его с Церковью. Потом были у него большие столкновения с недостойными служителями Церкви, но сама Церковь пребывала немеркнувшим образом Христовым в его сердце.
С 16-ти лет он - студент знаменитой Киевской академии. В 1741 году за прекрасный голос его забирают в Петербург, ко двору Императрицы Елисаветы.
Через три года он возвращается в академию, изучает языки: латинский, греческий, еврейский и все высшие тогдашние науки. Изучает светских классиков и классиков церковных: Блаженного Августина, Афанасия Великого, Василия Великого, Кирилла Александрийского.
В 1750 году он уезжает за границу; у философа Вольфа знакомится с тогдашней немецкой философией и богословием.
Своею критикой схоластической системы в поэзии он навлекает на себя неодобрение начальства, и начавшаяся было его педагогическая деятельность прекращается.
Через 15 лет он снова призывается к ней в Харьковский коллегиум профессором благонравия, но первые его лекции опять пугают школьное начальство: "Весь мир спит, - говорил с кафедры Сковорода, - спит глубоко протянувшись, будто ушиблен, и наставники, пасущие Израиля, не только не пробуждают, но еще поглаживают, глаголюще: "спи, не бойся: место хорошее, чего опасаться"...
Дорогой жизни Г. С. Сковороды стало его удивительное учительство. Он сделался народным учителем в самом чистом и глубоком смысле этого слова. Сковорода проповедует на ярмарках, в селах, поет на полях, играет на флейте у озер, делается дорогим гостем всех любящих поэзию и правду. Любит подолгу бывать в украинских монастырях, чтит своих друзей - архимандритов, и среди них, как и среди белого духовенства, имеет своих почитателей.
Не постригаясь в монашество, он являет в своем лице все лучшие качества иночества. Он живет, "как птица небесная". Совершенная нищета и бездомность, сопряженные с высокою нравственной чистотой; постничество - он не ел мяса; совершенная любовь к людям, жажда чистоты церковной, ревность по Богу, жизнь во Христе, - вот образ этого философа светлой воли.
Любовь к Богу - основа существования Сковороды и всего его философского миросозерцания.
О, Боже, живый глагол.
Кто без Тебя весел?
Ты Един всем жизнь и радость,
Ты Един всем рай и сладость
Взбудь святую волю в нас,
Да Твой владеет глас,
Даждь пренужный дар нам сей,
Молим тя, Царя царей!..
Самопознание - начало познания. Человек - малый мир. По своей великой любви к Человеку Бог даровал ему все необходимое, причем все потребное сделал легким, а все трудное - непотребным, даже вредным для души. "Тот ближае всех до неба, кому в жизни меньше треба", - изречение Сковороды. Что же потребно для человека? Самое потребное и необходимое для человека есть счастье или "мир душевный". Ищи чего хочешь, только не губи того мира душевного - необходимейшую необходимость. Это счастье, этот мир душевный есть Царство Божие. Бог не замкнул счастья в одной какой-нибудь эпохе или в одном каком-либо социальном состоянии. Мудрый Господь дал счастье, доступное для всех, как дал солнце, воду, воздух. Не нужно ехать за счастьем куда-то на Канарские острова, - счастье близко всем, оно - в каждом человеке. Оно заключается в том, чтобы человек познал себя, свою безмерную сущность, свой образ Божий...
Сковорода был делателем ночной молитвы. В полунощное время он блаженно переживал в себе рождение нового, Христова человека.
Опытом духовной жизни он достиг большой остроты чувства жизни мира и человеческой жизни. Сковорода угадывает людей, он чувствует надвигающиеся бедствия (эпидемию в Киеве). Все считали за честь принять его у себя и подольше задержать. Но он путешествует с места на место.
Высокий, худой и величавый, с одной сумкой через плечо, с Библией и свирелью он странствует по деревням и поместьям с острым словом на устах. Гуляя, он пишет свои трактаты, ведет широкую переписку с друзьями. Места его уединений делаются памятными для народа и получают названия "сковородинских" пасек, урочищ, криниц, полей. Его беседы, изречения и "крылатые" слова записывались, переписывались, распространялись. Его стихи, сказания, басни шли в народ, распевались кобзарями. О нем, еще при жизни его, слагались легенды, как об украинском Сократе. Учителем всего народа он был в полном значении этого слова, - из среды его поклонников образовалась главная группа, во главе с В. Н. Каразиным, основателем Харьковского университета.
Облик Сковороды был бы не полон, если бы мы не упомянули о его пламенном гневе и обличениях зла жизни. Его обличения мира вытекали из его любви к делу Христову, которому он сыновне посвятил себя.
Он бушует при виде слепого обрядничества в духовенстве, обличает сластолюбие недостойных монахов, рутину церковной схоластики, продажность чиновничества, грубую чувственность помещиков, вольтерьянствующих атеистов дворян называет "французскими попугаями"...
Особое место в жизни Сковороды занимает Библия. С нею он никогда не разлучался. Он называл ее самыми нежными именами: "возлюбленною", "голубицею".
В Библии Сковорода осязал Самого Христа. Его гимны Христу - образы глубокой поэзии... "Воздохнем ко Христу" - призыв Сковороды к людям.
Умер Сковорода так же чисто и человечно, как и жил. В августе 1794 года семидесятидвухлетним стариком он путешествует по Орловской губернии, откуда возвращается на Украину, в родную Слобожанщину, и останавливается в селе Пан-Ивановке у своего друга Коваленского. Чувствуя приближение своей кончины, он говорит о ней; у местного священника он исповедуется и приобщается Св. Тайн.
Самый день его смерти описан И. И. Срезневским. За обедом Сковорода был необычайно весел и разговорчив, рассказывал про прошлое, про свои путешествия, про трудные моменты жизни. После обеда все встали, очарованные его красноречием. Сковорода незаметно вышел из дома. Долго ходил по неровным дорогам.
Минул день; под вечер Коваленский пошел искать Сковороду и нашел его под большою липою. Солнце заходило, последний луч пробивался между листьями. Сковорода, с заступом в руке, копал могилу. На вопрос Коваленского Сковорода ответил: "Час, друже, кинчати блукания, бо и так усе волосся злетило з бидной голови. Час дати спокий"...
И пошли к дому. Сковорода удалился в свою комнату, переменил белье, помолился Богу и, положив под голову Библию, тетради своих творений и серую свитку, лег, сложив накрест руки.
Так закончилась земная жизнь Г. С. Сковороды.
Его похоронили на высоком берегу, около рощи, на любимом его месте, где он при восходе солнца играл на своей флейте.
http://www.wco.ru/biblio/books/shach2/Main.htm
***********
Философ человеческой свободы и Божией правды (Сковорода)
Более 150-ти лет прошло со дня смерти Григория Саввича Сковороды, замечательнейшего философа, поэта и странника. На Украине, может быть, и теперь еще поются где-нибудь его песни, а украинская словесность чтит в нем выдающегося литератора XVIII века.
"Это была необыкновенная личность, - пишет один из его биографов, - необыкновенны были его жизнь и проповедь. Пробуждению людей от нравственной спячки, воспитанию в них нравственного самосознания и духовному облагораживанию их он посвятил всю свою жизнь"...
Еще в детстве полюбил он "пастушескую свирель". Сын полтавского бедного казака, он вырос в рощах, на полях, под солнцем.
Среди рощ и полей он возлюбил книгу - мир слова. Шести лет он обнаружил влечение к наукам и музыке. Первый его учитель - дьяк - сроднил его с Церковью. Потом были у него большие столкновения с недостойными служителями Церкви, но сама Церковь пребывала немеркнувшим образом Христовым в его сердце.
С 16-ти лет он - студент знаменитой Киевской академии. В 1741 году за прекрасный голос его забирают в Петербург, ко двору Императрицы Елисаветы.
Через три года он возвращается в академию, изучает языки: латинский, греческий, еврейский и все высшие тогдашние науки. Изучает светских классиков и классиков церковных: Блаженного Августина, Афанасия Великого, Василия Великого, Кирилла Александрийского.
В 1750 году он уезжает за границу; у философа Вольфа знакомится с тогдашней немецкой философией и богословием.
Своею критикой схоластической системы в поэзии он навлекает на себя неодобрение начальства, и начавшаяся было его педагогическая деятельность прекращается.
Через 15 лет он снова призывается к ней в Харьковский коллегиум профессором благонравия, но первые его лекции опять пугают школьное начальство: "Весь мир спит, - говорил с кафедры Сковорода, - спит глубоко протянувшись, будто ушиблен, и наставники, пасущие Израиля, не только не пробуждают, но еще поглаживают, глаголюще: "спи, не бойся: место хорошее, чего опасаться"...
Дорогой жизни Г. С. Сковороды стало его удивительное учительство. Он сделался народным учителем в самом чистом и глубоком смысле этого слова. Сковорода проповедует на ярмарках, в селах, поет на полях, играет на флейте у озер, делается дорогим гостем всех любящих поэзию и правду. Любит подолгу бывать в украинских монастырях, чтит своих друзей - архимандритов, и среди них, как и среди белого духовенства, имеет своих почитателей.
Не постригаясь в монашество, он являет в своем лице все лучшие качества иночества. Он живет, "как птица небесная". Совершенная нищета и бездомность, сопряженные с высокою нравственной чистотой; постничество - он не ел мяса; совершенная любовь к людям, жажда чистоты церковной, ревность по Богу, жизнь во Христе, - вот образ этого философа светлой воли.
Любовь к Богу - основа существования Сковороды и всего его философского миросозерцания.
О, Боже, живый глагол.
Кто без Тебя весел?
Ты Един всем жизнь и радость,
Ты Един всем рай и сладость
Взбудь святую волю в нас,
Да Твой владеет глас,
Даждь пренужный дар нам сей,
Молим тя, Царя царей!..
Самопознание - начало познания. Человек - малый мир. По своей великой любви к Человеку Бог даровал ему все необходимое, причем все потребное сделал легким, а все трудное - непотребным, даже вредным для души. "Тот ближае всех до неба, кому в жизни меньше треба", - изречение Сковороды. Что же потребно для человека? Самое потребное и необходимое для человека есть счастье или "мир душевный". Ищи чего хочешь, только не губи того мира душевного - необходимейшую необходимость. Это счастье, этот мир душевный есть Царство Божие. Бог не замкнул счастья в одной какой-нибудь эпохе или в одном каком-либо социальном состоянии. Мудрый Господь дал счастье, доступное для всех, как дал солнце, воду, воздух. Не нужно ехать за счастьем куда-то на Канарские острова, - счастье близко всем, оно - в каждом человеке. Оно заключается в том, чтобы человек познал себя, свою безмерную сущность, свой образ Божий...
Сковорода был делателем ночной молитвы. В полунощное время он блаженно переживал в себе рождение нового, Христова человека.
Опытом духовной жизни он достиг большой остроты чувства жизни мира и человеческой жизни. Сковорода угадывает людей, он чувствует надвигающиеся бедствия (эпидемию в Киеве). Все считали за честь принять его у себя и подольше задержать. Но он путешествует с места на место.
Высокий, худой и величавый, с одной сумкой через плечо, с Библией и свирелью он странствует по деревням и поместьям с острым словом на устах. Гуляя, он пишет свои трактаты, ведет широкую переписку с друзьями. Места его уединений делаются памятными для народа и получают названия "сковородинских" пасек, урочищ, криниц, полей. Его беседы, изречения и "крылатые" слова записывались, переписывались, распространялись. Его стихи, сказания, басни шли в народ, распевались кобзарями. О нем, еще при жизни его, слагались легенды, как об украинском Сократе. Учителем всего народа он был в полном значении этого слова, - из среды его поклонников образовалась главная группа, во главе с В. Н. Каразиным, основателем Харьковского университета.
Облик Сковороды был бы не полон, если бы мы не упомянули о его пламенном гневе и обличениях зла жизни. Его обличения мира вытекали из его любви к делу Христову, которому он сыновне посвятил себя.
Он бушует при виде слепого обрядничества в духовенстве, обличает сластолюбие недостойных монахов, рутину церковной схоластики, продажность чиновничества, грубую чувственность помещиков, вольтерьянствующих атеистов дворян называет "французскими попугаями"...
Особое место в жизни Сковороды занимает Библия. С нею он никогда не разлучался. Он называл ее самыми нежными именами: "возлюбленною", "голубицею".
В Библии Сковорода осязал Самого Христа. Его гимны Христу - образы глубокой поэзии... "Воздохнем ко Христу" - призыв Сковороды к людям.
Умер Сковорода так же чисто и человечно, как и жил. В августе 1794 года семидесятидвухлетним стариком он путешествует по Орловской губернии, откуда возвращается на Украину, в родную Слобожанщину, и останавливается в селе Пан-Ивановке у своего друга Коваленского. Чувствуя приближение своей кончины, он говорит о ней; у местного священника он исповедуется и приобщается Св. Тайн.
Самый день его смерти описан И. И. Срезневским. За обедом Сковорода был необычайно весел и разговорчив, рассказывал про прошлое, про свои путешествия, про трудные моменты жизни. После обеда все встали, очарованные его красноречием. Сковорода незаметно вышел из дома. Долго ходил по неровным дорогам.
Минул день; под вечер Коваленский пошел искать Сковороду и нашел его под большою липою. Солнце заходило, последний луч пробивался между листьями. Сковорода, с заступом в руке, копал могилу. На вопрос Коваленского Сковорода ответил: "Час, друже, кинчати блукания, бо и так усе волосся злетило з бидной голови. Час дати спокий"...
И пошли к дому. Сковорода удалился в свою комнату, переменил белье, помолился Богу и, положив под голову Библию, тетради своих творений и серую свитку, лег, сложив накрест руки.
Так закончилась земная жизнь Г. С. Сковороды.
Его похоронили на высоком берегу, около рощи, на любимом его месте, где он при восходе солнца играл на своей флейте.
http://www.wco.ru/biblio/books/shach2/Main.htm
Відповіді
2008.11.23 | Сергій Вакуленко
Re: Архієп. Іоан (кн. Шаховськой) про Сковороду (/)
То є маленький есейчик імпресіоністичного ґатунку, добрий у жанрі квазі-гагіографічної казочки, однак зі справжнім Сковородою він має небагато спільного (навіть із-поміж біографічних фактів подано чимало непевних, як-от про навчання у Вольфа).Сковорода був насправді чоловік складний і дуже химерний. До нього так просто підступишся.
2008.11.23 | Георгій
Re: Архієп. Іоан (кн. Шаховськой) про Сковороду (/)
Дякую, панe Ceргію! Так, я знаю, що цeй твір князя Шаховського нe є сeрйозним науковим досліджeнням. А чи Ви нe дали б нам трохи дeтальнішe Вашу пeрспeктиву, наукову, літeратуро-/мовознавчу? В чому була та "химeрність" Григорія Варсави Cковороди?2008.11.27 | Сергій Вакуленко
Re: Архієп. Іоан (кн. Шаховськой) про Сковороду (/)
Георгій пише:> А чи Ви нe дали б нам трохи дeтальнішe Вашу пeрспeктиву, наукову, літeратуро-/мовознавчу? В чому була та "химeрність" Григорія Варсави Cковороди?
То треба величезну книжку писати. Зрештою, можна б уявити наукову працю саме з такою назвою: «Химерність Сковороди». Якщо одним словом, він був "не такий", як (усі) инші, причому абсолютно. Зокрема, дуже химерним було його тлумачення Біблії, де він намагався подати Старий Заповіт як "префігурацію" Нового Заповіту. А чого варте хоч би паралелізування "Епікур — Христос"?
2008.11.28 | Георгій
Re: Архієп. Іоан (кн. Шаховськой) про Сковороду (/)
Дякую, дужe цікаво. Я нe знав про цю паралeль між Епікуром і Христом. Трeба подивитися літeратуру - що Ви порeкомeндуєтe?(PS. Ми з дружиною в Бостоні, насолоджуємося компанією Мар"янки і її чоловіка. Вона дужe нам Вас розхвалила.
2008.11.28 | Сергій Вакуленко
Re: Архієп. Іоан (кн. Шаховськой) про Сковороду (/)
Георгій пише:> Дякую, дужe цікаво. Я нe знав про цю паралeль між Епікуром і Христом. Трeба подивитися літeратуру - що Ви порeкомeндуєтe?
Для початку напишіть у Ґуґлі ці два слова (Епікур Христос) і подивіться, що вигулькне.
Спеціяльні праці (що їх Вам, мабуть, зможе постачити Мар'яна з Гарварда), такі:
Іваньо І. Етика Сковороди і філософія Епікура // Від Вишенського до Сковороди (З історії філософської думки на Україні XVI-XVIII ст.). – Київ, 1972. – С. 125-134.
Козій Д. Сковорода – Платон – Епікур // Слово. – 1973. – № 5. – С. 157-166.
Moretti M. L'eredità dello stoicismo e dell'epicureismo nella parabola di Skovoroda Ubogij Žajvoronok // Miti antichi e moderni tra Italia e Ucraina / A cura di K. Kоnstantynenko, M. Ferraccioli, C. Giraudo. – Padova, 2000. – Vol. 1. – P. 259-267.
Ще можна зазирнути до монографій про Сковороду того ж таки Іваня, Чижевського, Ушкалова.
> (PS. Ми з дружиною в Бостоні, насолоджуємося компанією Мар"янки і її чоловіка. Вона дужe нам Вас розхвалила.
То зичу Вам милої забави. Мар'яні переказуйте вітання. Обіцяне я їй уже вислав (учора).
2008.11.29 | Георгій
Дякую щe раз!