МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Peer2Peer University - университет в оболочке социальной сети

06/23/2010 | Ниру Пахария
«Мы хотим создать университет в оболочке социальной сети»
Основатель Peer2Peer University Ниру Пахария
22.06.10 | 18:23 http://slon.ru/articles/415231/

Интернет все сильнее вторгается в образовательную среду, предлагая дешевые, удобные, хотя и не всегда очевидные альтернативы дорогому высшему образованию. Один из самых известных проектов самостоятельного высокотехнологичного обучения – американский Peer2Peer University (P2PU). Это образовательный сервис с элементами социальной сети, с помощью которого потенциальные студенты могут организовывать занятия и согласовывать расписание, общаться и подтягивать друг друга по различным предметам, а главное – самостоятельно учиться. Создатели Peer2Peer – молодые люди разных профессий – получили грант в $70 000 от Hewlett Foundation на создание 10 пилотных образовательных курсов. Преподаватели из традиционных университетов могут предлагать собственные курсы для Peer2Peer, и такие уже находятся. Сейчас на курсах P2PU зарегистрировано более 50 000 человек из разных стран мира. Обучение бесплатное, как и все учебные материалы.

Один из основателей P2PU Ниру Пахария – студентка Гарвардской школы бизнеса, дочь инженеров из Силиконовой долины, выходцев из Индии. До P2PU Ниру успела поработать консультантом в McKinsey, стать одним из создателей некоммерческой организации Creative Commons (разрабатывает лицензии для бесплатного обмена информацией и технологиями) и запустить проект AcaWiki – базу бесплатных аннотаций научных работ.

В интервью Slon.ru Пахария рассказала, как P2PU будет конкурировать с традиционными университетами, как проект планирует зарабатывать, когда на основе сайта вырастет рекомендательный сервис и почему онлайн-университетам не нужны дипломы.

НЕ УНИВЕРСИТЕТ, А СЕТЬ

– По вашему сайту http//p2pu.org сделать какие-то далеко идущие выводы пока сложно. Лекции довольно выборочные, учебных материалов не очень много, комьюнити живое, но не самое многочисленное. Расскажите, на какой стадии проект сейчас? То, что можно увидеть, – пока пилотная модель?

– Проекту два года, но вы правы: то, что можно увидеть сейчас, – это протомодель P2PU. Мы ограничены соглашением с нашим партнером Hewlett Foundation и не можем раскрывать все подробности проекта. Кроме того, мы не привыкли раньше времени рассказывать о своих достижениях, которые пока, на наш взгляд, скромные. Но у нас есть большая цель и делать вид, что ее нет, было бы странно. Сейчас реализовано 30% утвержденного нами при запуске плана. Мы надеемся, что через 3 года он будет реализован на 80%. Остальные 20% мы будем доводить до конца все время существования проекта (смеется).

Сегодня мы тестируем три основных опции: создание собственных образовательных курсов, механизм онлайн-обучения на этих курсах и доработка предложенных нами курсов. Каждая из этих опций тестируется в режиме реальной работы. Если пользователь недоволен формой стандартной заявки или параметрами интерфейса, мы тут же стараемся их исправить. Мы запустили проект в работу на предельно ранней стадии, чтобы сформировалась пользовательская база для тестирования опций.

– То есть, те, кто зарегистрировался в P2PU, сейчас не получает и половины из потенциальных возможностей запланированного сервиса?

– Они появляются постепенно, каждую неделю что-то новое. Причем часть функций внедряется по предложению самих пользователей. Например, буквально вчера появилась возможность интеграции с электронными базами сторонних сайтов и функция прямой онлайн-трансляции из университетских аудиторий. Пока ничего подобного у нас не было, первый опыт такой трансляции будет проведен в сентябре. В идеале, из P2PU должна получиться глобальная социальная сеть, где в рамках выбранных курсов пользователь получает весь набор инструментов: от электронных книг – до возможности индивидуальных консультаций с преподавателем прямо на сайте. И все это – в оболочке активного комьюнити, когда любой твой вопрос или любой твой образовательный запрос получают немедленный ответ. В принципе, так должен работать любой университет. Наша задача – сделать эту среду максимально удобной.

НУЖНА АВТОНОМИЯ

– Получается, у вас задачи, скорее, технологические, чем концептуальные? В принципе, нечто подобное можно было сделать в рамках любого большого университета – в той же Гарвардской школе бизнеса, где вы учитесь: облечь то, что уже есть (курсы, правила, литературу, иерархию), в новую, технологическую форму?

– Так говорят многие и ошибаются. Идеология для нас не менее важна, чем технологии. Если бы это было возможным, такие сервисы уже были бы частью больших университетов. В том-то и дело, что формализованная структура университетов не позволяет создать нечто подобное. Например, в Гарварде есть свои онлайн-сервисы и технологически они пока в чем-то даже превосходят наши. Более того, у Гарварда больше финансовых возможностей. При желании он бы мог запустить по несколько подобных проектов в каждом штате. Но это был бы не тот P2PU, о котором мы мечтаем. Во-первых, он был бы слишком формализован, во-вторых, ориентировался бы на корпоративные университетские интересы и, в целом, был бы менее гибким и доступным.

Потому мы и пришли к идее создания независимого ядра, которое при необходимости интегрирует сторонние сети, в том числе университетские. Конечно, P2PU не может замкнуться в себе, ему необходимо взаимодействовать с традиционными формами образования. Но важно, чтобы это была автономная модель.

– И все-таки: вы признаете роль технологий и признаете, что у больших университетов технологические возможности изначально лучше. Как стартапу совершить технологический прорыв в этом направлении? Тем более, финансовые возможности у вас ограничены.

Если говорить о технологиях, то их может реализовать любой хороший программист. Задача P2PU – предложить этот набор функций в оболочке социальной сети. То есть, речь идет об интеграции двух моделей: сервисной и социальной. Над этим и работает наша команда разработчиков. При других финансовых возможностях мы могли бы двигаться быстрее, но пока я и мои коллеги довольны результатами. Нет ничего сложного в том, чтобы создать учебную онлайн-аудиторию с учебными материалами, лектором, вопросами и ответами. Сложнее организовать процесс так, чтобы эта аудитория воспринималась как аудитория реальная. Тот же самый преподаватель, тот же самый курс, те же самые книги, – только в другой среде, где ты сам берешь ответственность за свое образование, не делегируя часть ответственности университетской иерархии. Я бы сказала, что наша задача – не технологический прорыв, а прорыв в сознании.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ НИША

– Бум виртуальных университетов принято связывать, в том числе, с возрастающей недоступностью традиционного образования. Плата за обучение в вузах с 1990 года выросла больше, чем стоимость любой другой услуги или товара, а задолженность американских студентов и выпускников по образовательным кредитам достигла неслыханных размеров: $714 млрд. P2PU пока не берет плату за обучение, но в какой-то момент, судя по всему, планирует. Как вы будете рассчитывать стоимость обучения? Как вы вообще намерены поддерживать проект на плаву?

– Мы не считаем правильным вводить какую-либо плату за обучение, пока не доведем сервисную составляющую до приемлемого уровня. Но мы намерены активно привлекать финансовые ресурсы для развития проекта. Во-первых, сохраняются наши отношения с Hewlett Foundation, и мы надеемся на дальнейшую грантовую поддержку. Во-вторых, мы будем определенном этапе инициировать сбор средств со стороны пользователей на добровольной основе: когда нам понадобятся деньги на внедрение тех или иных функций, мы попросим пользователей внести минимальную плату в $1–5 для поддержки сайта. Если хотя бы половина из активных участников P2PU согласится это сделать, у нас появится надежная финансовая опора для развития.

Отдельная строка доходов – то, что мы называем star lecture, звездные лекции. Мы совместно с авторами курсов будем организовывать эксклюзивные видеолекции известных преподавателей крупнейших университетов. Они не будут обязательной частью утвержденных образовательных курсов, а скорее, дополнением к ним. За такие лекции будет браться небольшая плата. За первые три лекции, которые мы уже планируем, профессора не будут брать деньги с P2PU – с их стороны это своеобразная благотворительность. При этом важно понимать, что P2PU – некоммерческий проект. Все организаторы проекта учатся и работают в других местах. У нас нет цели заработать на P2PU, все полученные средства будут инвестированы в его развитие.

– Профессора охотно откликаются? Как в целом к такого рода проектам относятся в традиционной университетской среде? И как вы с ней планируете взаимодействовать?

– В университетской среде к движению онлайн-образования нет единого отношения. Одни считают нас панками от образования, которые девальвируют репутацию образовательной системы, подрывают основы традиционных университетов. Мы, конечно, не панки, но для нас это даже лестная позиция. Но пока таких не много. Чаще всего нас либо игнорируют, либо поддерживают. Я сейчас занимаюсь адресной рассылкой писем преподавателям из разных научных областей с предложением о сотрудничестве. Откликается около половины адресатов.

Я не думаю, что большие университеты видят в нас конкурентов. Более того, открою вам секрет: мы не считаем, что должны конкурировать с крупными традиционными университетами. Мы долго думали, какую позицию занять: идеалистическую или прагматическую? Решили выбрать вторую. Мы хотим предложить доступный и качественный образовательный сервис двум категориям студентов. Во-первых, тем, кто не может по финансовым или каким-либо другим причинам поступить в MIT, Стэнфорд или любой другой хороший университет. И, во-вторых, тем, кто поступил в MIT или Стэнфорд, но хочет параллельно получать дополнительное образование по интересующим предметам, которые недоступны в основном вузе.

Если говорить рыночным языком, мы претендуем на другую нишу – альтернативное и параллельное образование. Профессора, которые нас поддерживают, это понимают. Для них это естественная экспансия в новую образовательную реальность. Они осознают, что это неизбежная реальность, с которой им как профессионалам в любом случае рано или поздно придется столкнуться. Больше половины нынешних курсов в P2PU инициированы преподавателями крупных университетов.

В ОЖИДАНИИ УНИВЕРСИТЕТОВ

– Но дело же не только в преподавателях. Нужна информация, которой владеют университеты: учебно-методические материалы, лицензионные курсы...

– Конечно, хочется, чтобы все поступили как MIT и бесплатно выложили в интернете свои учебно-методические материалы. Пока, по моим оценкам, не больше 40% американских университетов готовы на такой же решительный шаг. Думаю, это вопрос будущего. Сейчас мы решаем такие вопросы в индивидуальном порядке. Если преподаватель, который организует у нас авторский курс, имеет право использовать и распространять учебно-методическую базу своего университета, мы пользуемся этой возможностью. Если университет запрещает ему использовать внутренние университетские учебники, он может разработать новые специально для курса P2PU. И тот, и другой вариант преподавателей полностью устраивает.

– Получается, речь может идти о партнерстве с конкретными университетами? Но главный вопрос все равно остается: в чем их интерес? Они могут создать подобную платформу параллельного и дополнительного образования у себя. Зачем им посредник?

– В этом вопросе есть и ответ. Они могут и, рано или поздно, захотят это сделать. Но зачем с нуля формировать активную социальную сеть, если она уже создана и с радостью готова взаимодействовать? Университеты получат заинтересованную аудиторию и смогут предложить своим студентам возможности удобного дополнительного образования. А мы получим интеллектуальный потенциал университета – научные материалы, курсы, преподавателей, возможность онлайн-трансляции лекций и т.д. В идеале ситуация должна измениться: не мы будем искать партнерства, а университеты – предлагать нам сотрудничество.

ЦЕЛЬ – РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СЕРВИС

– Вы как-то специально подходили к отбору первой партии курсов? Сейчас там в большинстве своем темы довольно экзотические: бихевиористская экономика, менеджмент избирательных компаний, киберпанковская литература, визуализация «Википедии» и т.д.

– Темы выбирались исключительно их авторами. На этом этапе мы решили не включать тематическую фильтрацию, поэтому произошел перекос в сторону неформатных тем. Хотя у нас есть и вполне традиционные курсы: например, введение в финансы и экономику. В дальнейшем мы будем стараться поддерживать курсы разной категории. Но сейчас нам важно отработать саму модель.

– Тем не менее, какая-то фильтрация есть? Вы же должны как-то отсеивать некачественные предложения?

– Модерация существует, но очень аккуратная. Сейчас, пока курсов мало, мы внимательно смотрели на предложения. В каких-то случаях применялись очевидные критерии: например, один из наших курсов основан на постоянном семинаре преподавателя из Колумбийского университета, было бы странно его отклонить. Иногда просили добавить побольше методических материалов. Но постепенно это должно превратиться в саморегулирующийся процесс. Для этого и нужна социальная сеть: пользователи ставят оценки, оценивают курсы по разным критериям. Постепенно с ростом числа курсов и пользователей выстроится иерархия предложений. Но уже сейчас это видно. Не хочу никого обижать, но слабые, наспех подготовленные курсы не пользуются популярностью, даже несмотря на привлекательное название. С другой стороны, усовершенствование курса – тоже часть учебного процесса. Так что, жесткой модерации в P2PU не будет.

– Правильно ли я понимаю, что, в результате, на основе комьюнити может получиться рекомендательный сервис? Пользователю будут рекомендовать образовательные курсы на основе его оценок.

– Это важная часть тех 50% задач, которые перед нами стоят. По моим прогнозам, писать полноценный алгоритм рекомендаций мы будем только года через два, когда наберется хорошая история успешных курсов и активная база пользователей, прошедших сразу несколько курсов на P2PU. В той или иной мере механизм рекомендаций будет реализован уже в ближайшее время. Но полноценный рекомендательный сервис – дорогой проект. Он появится только после того, как мы сможем реализовать часть наших коммерческих предложений.

БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ

– В одном из интервью вы говорите, что P2PU хочет заниматься всем, что делает университет: «он указывает вам четкий путь от А до Б, обеспечивает доступ к социальной инфраструктуре, состоящей из преподавателей и других студентов, и диплом, который удостоверяет ваше обучение». Со всеми составляющими в случае с P2PU понятно, кроме диплома. Как и какие дипломы вы можете и будете выдавать?

– Пока мы не выдаем никаких дипломов или сертификатов. Человек, получающий образование в P2PU, идет учиться не ради диплома. Принцип здесь – быть, а не казаться. Ты учишься ради нового знания, которое повышает твою конкурентоспособность на рынке труда, а не ради подтверждения этого знания. Рынок дипломов и конкуренция на рынке дипломов – поле для работы крупных университетов. Я сама получила диплом крупного университета и понимаю, что это важный инструмент стимулирования образования и развития рынка труда. Но должны быть и другие модели.

Тем не менее, мы предложим пользователям несколько вариантов. В любом случае ни один курс не может претендовать на статус полноценной университетской программы. В рамках курсов, которые ведут преподаватели из традиционных университетов, пользователь сможет получить сертификат об окончании курса с лейблом большого университета и P2PU. В этих случаях возможны даже очные лекции в стенах университета, где работает преподаватель. Кроме того, в ближайшее время мы сможем выдавать собственные сертификаты о прохождении курсов. Это непросто, так как нам придется для этого регистрировать каждый из предложенных в системе курсов. Но эта работа ведется. Когда мы перейдем на создание полноценных образовательных программ, можно будет говорить и о дипломах.

Петр Биргер

см также: http://slon.ru/articles/110415/


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".