Інтeрв"ю патріарха Філарeта для "Жіночого журналу" (л.)
04/02/2008 | Георгій
Дав 31 бeрeзня, російською мовою, повний тeкст тут: http://www.uaorthodox.info/ua/catalog/Intervyu/Slovo_Patriarha/Vesna_Patriarha.html
Надруковано сьогодні на Вeб-сайті "Українськe Православ"я" під заголовком, що пeрeспівує Маркeса: "Вeсна Патріарха."
Ось кілька уривків:
"...внешность влияет на внутренний мир - тогда, когда женщина заботится не о душе. И самое интересное, что от этого страдают мужчины, потому что они ошибаются, прельщаясь показной красотой. Впрочем, женщины тоже часто ловятся на внешние атрибуты мужчин. Счастливая жизнь зависит не от количества денег и бриллиантов, а от гармонии. Господь не запрещает людям носить украшения - он и мир создал невероятно красивым, - поэтому стремление к внешней красоте не запрещено Богом, но нельзя забывать о внутренней. Богатство, накопление само по себе есть не зло, а добро. Ведь это творения Господа, все, что у нас есть,– его. Украшения, одежда, жилье – требование души человека, которая носит тело и хочет, чтобы и оно, и все вокруг было прекрасным. Но с учетом красоты души. Когда душа совершенная, любящая, добрая, справедливая, а тело красивое – это гармония. У нас она разве часто встречается? Для чего использует человек роскошь, богатство? А что если вы себя внешне украсили, а внутри вам плохо, грустно, одиноко, неспокойно? Музыка, живопись, иконы, пейзажи – эта красота толкает к развитию внутренний дух, а совершенный дух создает красоту. Если мы будем пользоваться богатством для гармоничной жизни - хорошо, а кичиться им перед кем-то – грех. Например, нельзя говорить, что ты красивее других: гордыня - самый тяжкий из грехов."
"Для чего люди вступают в брак? Чтобы любить друг друга. Брак был установлен еще в раю, и сказал Бог тогда: «Нехорошо быть человеку одному, каждому нужен помощник». Плохо почему? Духовная жизнь человека, который создан по образу и подобию Божьему, заключается в любви. Адам был один, и Господь создал жену ему – для духовного развития, для сущности жизни, то есть любви. Там, где существует любовь, есть блаженство и счастье. Божественное установление состоит в том, что мужчина и женщина должны составлять единое целое: одну плоть и одну душу. Причина разводов кроется в том, что браки заключаются не по любви. Это была страсть, а потом она прошла. Каждый вступающий в брак должен подготовиться к нему. Это означает, что надо быть красивым и благородным в душе. Часто в браке муж и жена требуют любви к себе, но не хотят ее отдавать. А настоящая любовь – это излияние чувств. Там, где стараются помогать друг другу, семья сохраняется. Муж делает для жены то, что ей приятно, что вызовет ответное чувство радости. И она также будет думать о нем и делать то, что может обрадовать его – это укрепит брак. А что такое измена? Грех. Если кто-то изменяет, ему уже нет доверия, без которого нет и целостной семьи."
"...надо находить возможность общаться с Богом. Если лампочку не подключили к источнику энергии, она гореть не будет, если человек не соединяется с Богом – ему грозит духовная смерть. Нужно обращаться к Богу, но не только в храме, а и дома. Подвижники жили не в храмах, а в пещерах, но они общались с Ним. Храм помогает человеку в этом общении: вы пришли и забыли о своих житейских проблемах, вы слышите песнопения, смотрите на иконы, слушаете службу, и это помогает вам. Можете молиться и дома. Когда Господь посылает болезни, вы, не выходя из комнаты, искренне и горячо помолитесь, верно? Святые Таинства тоже помогают. Вот что такое причастие? Это не обряд, а выявление веры, физическое соединение с Христом, потому что мы причащаемся Его Плоти и Крови под видом хлеба и вина. И если я подхожу к причастию и чувствую, что я вкушаю хлеб и вино, но знаю, что это Тело и Кровь, это – моя вера. Христос показал на хлеб и сказал: «Это Мое тело», показал на вино и сказал: «Это Моя кровь. И кто будет это вкушать, тот будет жить вечно». Если я верю, вера приближает меня к Богу. И здесь слово «надо» не всегда правильно. Это должно быть требованием души. Согрешили – если совесть чистая, она будет вас грызть, и вы не освободитесь от этих угрызений, пока не пойдете и не покаетесь. И если с такими намерениями человек приходит в храм, он находит душевное удовлетворение, а если формально, так никакого результата походы в церковь не принесут."
"Вечная жизнь – это дар Божий. Сына Божий пришел в этот мир и уничтожил смерть в себе самом как в человеке и во всех людях. Воскресение Иисуса Христа – победа над смертью в человеческой природе – дает нам надежду на всеобщее воскресение. Христос воскрес, а после Него воскреснут все люди – и праведники, и грешники. Поэтому мы и говорим, что смерть нам не страшна. Потому что мы даже тело снова примем, и оно будет совершенно после всеобщего воскресения мертвых. Не имеет значения, сколько времени до этого момента пройдет в вечности – время ничего не значит, но воскреснут все, и мы эту веру должны в себе носить. Если бы грешник осознал, что его ожидает в вечности, он был бы рад превратиться в небытие."
Надруковано сьогодні на Вeб-сайті "Українськe Православ"я" під заголовком, що пeрeспівує Маркeса: "Вeсна Патріарха."
Ось кілька уривків:
"...внешность влияет на внутренний мир - тогда, когда женщина заботится не о душе. И самое интересное, что от этого страдают мужчины, потому что они ошибаются, прельщаясь показной красотой. Впрочем, женщины тоже часто ловятся на внешние атрибуты мужчин. Счастливая жизнь зависит не от количества денег и бриллиантов, а от гармонии. Господь не запрещает людям носить украшения - он и мир создал невероятно красивым, - поэтому стремление к внешней красоте не запрещено Богом, но нельзя забывать о внутренней. Богатство, накопление само по себе есть не зло, а добро. Ведь это творения Господа, все, что у нас есть,– его. Украшения, одежда, жилье – требование души человека, которая носит тело и хочет, чтобы и оно, и все вокруг было прекрасным. Но с учетом красоты души. Когда душа совершенная, любящая, добрая, справедливая, а тело красивое – это гармония. У нас она разве часто встречается? Для чего использует человек роскошь, богатство? А что если вы себя внешне украсили, а внутри вам плохо, грустно, одиноко, неспокойно? Музыка, живопись, иконы, пейзажи – эта красота толкает к развитию внутренний дух, а совершенный дух создает красоту. Если мы будем пользоваться богатством для гармоничной жизни - хорошо, а кичиться им перед кем-то – грех. Например, нельзя говорить, что ты красивее других: гордыня - самый тяжкий из грехов."
"Для чего люди вступают в брак? Чтобы любить друг друга. Брак был установлен еще в раю, и сказал Бог тогда: «Нехорошо быть человеку одному, каждому нужен помощник». Плохо почему? Духовная жизнь человека, который создан по образу и подобию Божьему, заключается в любви. Адам был один, и Господь создал жену ему – для духовного развития, для сущности жизни, то есть любви. Там, где существует любовь, есть блаженство и счастье. Божественное установление состоит в том, что мужчина и женщина должны составлять единое целое: одну плоть и одну душу. Причина разводов кроется в том, что браки заключаются не по любви. Это была страсть, а потом она прошла. Каждый вступающий в брак должен подготовиться к нему. Это означает, что надо быть красивым и благородным в душе. Часто в браке муж и жена требуют любви к себе, но не хотят ее отдавать. А настоящая любовь – это излияние чувств. Там, где стараются помогать друг другу, семья сохраняется. Муж делает для жены то, что ей приятно, что вызовет ответное чувство радости. И она также будет думать о нем и делать то, что может обрадовать его – это укрепит брак. А что такое измена? Грех. Если кто-то изменяет, ему уже нет доверия, без которого нет и целостной семьи."
"...надо находить возможность общаться с Богом. Если лампочку не подключили к источнику энергии, она гореть не будет, если человек не соединяется с Богом – ему грозит духовная смерть. Нужно обращаться к Богу, но не только в храме, а и дома. Подвижники жили не в храмах, а в пещерах, но они общались с Ним. Храм помогает человеку в этом общении: вы пришли и забыли о своих житейских проблемах, вы слышите песнопения, смотрите на иконы, слушаете службу, и это помогает вам. Можете молиться и дома. Когда Господь посылает болезни, вы, не выходя из комнаты, искренне и горячо помолитесь, верно? Святые Таинства тоже помогают. Вот что такое причастие? Это не обряд, а выявление веры, физическое соединение с Христом, потому что мы причащаемся Его Плоти и Крови под видом хлеба и вина. И если я подхожу к причастию и чувствую, что я вкушаю хлеб и вино, но знаю, что это Тело и Кровь, это – моя вера. Христос показал на хлеб и сказал: «Это Мое тело», показал на вино и сказал: «Это Моя кровь. И кто будет это вкушать, тот будет жить вечно». Если я верю, вера приближает меня к Богу. И здесь слово «надо» не всегда правильно. Это должно быть требованием души. Согрешили – если совесть чистая, она будет вас грызть, и вы не освободитесь от этих угрызений, пока не пойдете и не покаетесь. И если с такими намерениями человек приходит в храм, он находит душевное удовлетворение, а если формально, так никакого результата походы в церковь не принесут."
"Вечная жизнь – это дар Божий. Сына Божий пришел в этот мир и уничтожил смерть в себе самом как в человеке и во всех людях. Воскресение Иисуса Христа – победа над смертью в человеческой природе – дает нам надежду на всеобщее воскресение. Христос воскрес, а после Него воскреснут все люди – и праведники, и грешники. Поэтому мы и говорим, что смерть нам не страшна. Потому что мы даже тело снова примем, и оно будет совершенно после всеобщего воскресения мертвых. Не имеет значения, сколько времени до этого момента пройдет в вечности – время ничего не значит, но воскреснут все, и мы эту веру должны в себе носить. Если бы грешник осознал, что его ожидает в вечности, он был бы рад превратиться в небытие."