О. Андрій Дудчeнко, "Cім заповідeй Вeликого Посту" (л.)
03/07/2011 | Георгій
Моя вeлика приємність помістити на нашому форумі цю нeвeличку статтю православного свящeника-киянина, отця Андрія Дудчeнка. Він дужe активний місіонeр-проповідник, часто виступає з дослідницькими або полeмічними статтями на Інтeрнeті, і вeдe живий журнал, дe його псeвдомім - Webpadre. Я мав чeсть особисто познайомитися з о. Андрієм в липні 2010 року в Києві, коли він щe служив на парафії тeлeканалу "Глас" (він також один з рeдакторів і вeдучих цієї тeлeвізійної програми). Нині о. Андрій служить у православному храмі на масиві Тeрeмки-2.
http://arhiv.orthodoxy.org.ua/uk/poradi_miryaninu/2009/03/03/22548.html
http://arhiv.orthodoxy.org.ua/uk/poradi_miryaninu/2009/03/03/22548.html
Відповіді
2011.03.08 | BIO
Кощуни Фініста Глава седьмая (/)
...Наши предки называли себя Славянами не только потому, что были славным родом, но более из-за того, что они, живя в согласии с законами Всевышнего Бога, никогда Его ни о чем не просили, а только славили. Отсюда и «слав-ян-ин», как и «крест-ян-ин»: здесь «ян» — положительная сторона притяжения Всевышнего, т.е. жизнь духовная; «инь» — отрицательная, т.е. жизнь мирская, себялюбивая, от которой следует отталкиваться для того, чтобы познать добро и зло, то есть обрести мудрость Триединства (Инглии). Просить же Всевышнего о чём-либо — это подозревать Его в нерадивости, в том, что Он может что-то не сделать для нашей пользы. В соответствии с этим славянским мировоззрением Иисус Христос учил иудеев в притче о птицах небесных не просить Бога ни о чём мирском, ибо Отец наш небесный наперёд знает все наши нужды. Истинно верующий совершенно доверяет своему Небесному Отцу и посему при любых обстоятельствах говорит: «Да будет воля Твоя, но не моя», ибо Всевышнему виднее, что действительно нужно человеку — именно то Он ему и посылает по своей безмерной любви.Глава седьмая
НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ
СЛАВЯНО-АРИЕВ
Всё новое — это забытое старое.
Народная мудрость
И сломит гнёт, как гнёт ломала
Уж славніх витязей не раз светая рать...
Родиться Русским — слишком мало:
Чтобы им быть - им надо стать!
И. Северянин
Целью культуры Расы является достижение каждым человеком духовного совершенства. Славяно-Ариии испокон веков обладали чётко выраженным понятием нравственности как основы развития души (Дивьего тела). В этом они видели смысл человеческой жизни. Основная заповедь Славяно-Ариев гласит: «ЖИВИТЕ ПО СОВЕСТИ — СВЯТО ЧТИТЕ ПРАРОДИТЕЛЯ, СВОИХ БОГОВ И ПРЕДКОВ».
В изложенных в Ведах десяти заповедях Славяно-Ариев — Дасалакшане (»даса» — десять; «лакшана» — лаконичное изречение, заповедь) говорится: «Мысли, слова и действия дают добрые и злые плоды. Замысел на чужое, на действие преступное, на неверие — суть грехи мысли; поношение, ложь, клевета, непригодные речи — суть грехи слова; овладеть чужим, совершить убийство, прелюбодеяние — суть грехи телесные (действия)».
Эти древнейшие на Земле основы изначальной нравственности, единой Веры всего человечества Славяно-Арии сохранили и пронесли через тьму веков, невзирая на усиленные попытки тварей навязать человечеству ложные ценности. Каждая из этих драгоценных заповедей искрится в русском языке богатейшей россыпью пословиц и поговорок, переливаясь чудным светом народной мудрости.
Замысел на чужое:
— На чужой каравай рот не разевай!
— Не разводи усок на чужой кусок!
— За чужим добром не гоняйся с багром!
— Не надейся, Роман, на чужой карман!
— Воровское стяжание впрок не пойдёт.
— Пожалей чужое — Бог даст своё.
— Свои сухари лучше чужих пирогов.
— Чужое — не прочно и большое, а своё — и малое, да правое.
Замысел на действие преступное:
— Где клятва — тут и преступление.
— Жить вёртко (лукаво) — помирать терпко.
— Каково житьё, таково и на том свете вытьё.
— Как жил, так и умер. Каково живётся, таково и отрыгнётся.
— Лучше смерть, нежели зол живот.
— Молись, а злых дел берегись!
— Чего в другом не любишь, того и сам не делай!
— Жизнь дана на добрые дела.
195
Замысел на невере:
— От Бога отказаться — к сатане пристать.
— Удаляющиеся от Рода — погибают.
— Без веры живёшь на этом свете, а на том не проживёшь.
— Грехи любезны доводят до бездны.
— Без Бога и червяк сгложет.
— Бог не выдаст, свинья не съест.
— Бог попущает, и свинья гуся съедает.
— Плакаться станешь, Бог больше жить заставит.
— Смерть без покаяния — собачья смерть.
— Смерть — злым, а добрым — вечная память.
— Про мертвого не молви худа — Бога обидишь.
— Как живём, так и умираем.
— Не криви душой: кривобок на тот свет уйдёшь.
— Всё на свете творится благостию Божею да глупостью человеческою.
— С Верой нигде не пропадёшь.
— Жить — Роду служить
— Божеское — не от человека, а человек — от Бога.
— Что Богу угодно, то и пригодно.
— На Бога положишься — не обложишься.
— Тот не унывает, кто на Бога уповает.
— Бог вымочит, Бог и высушит.
— Ни хитру, ни горазду, ни убогу, ни богату суда Божьего не миновать.
— Родится человек на смерть, а умрёт — на живот.
— Жив — наш, умер — Богов.
— Смерть по грехам страшна. Не бойся смерти, бойся грехов!
— Жить страшнее, чем умереть.
— Сеешь живучи, жнёшь умираючи.
— На сём свете мы в гостях гостим.
— Была не была; что будет, то будет; а будет то, что Бог даст, а что Бог ни даст, всё на благо: либо выручит, либо выучит.
— Жив Бог, жива душа моя.
Поношение:
— Других не суди, на себя погляди! Обери сперва с себя репьи.
— Сам в грязи лежит, а кричит: не брызгай!
196
— Ахал бы дядя, на себя глядя.
— Людей хулит, а сам лыком шит.
— Говорит про тебя, забыв себя.
— Как про кого говорят, себя не помнят.
— Брань — не смола, а саже сродни: не льнёт, так марает.
— Не наше дело попа хаять: на то есть другой поп.
— Не наше дело попа учить, пусть его чёрт учит.
— Кто кого обидит — того Бог ненавидит.
— Обиженная слеза не капнет на землю, а всё на человеческую голову.
— Обиженного обижать — двойной грех.
— Кто правого винит, тот и сам себя язвит.
— У кого желчь во рту — тому всё горько.
Ложь:
— Рать стоит до мира, ложь — до правды.
— Лжа (ложь), что ржа: тлит.
— Что лживо, то и гнило.
— И в бедах люди живут, а в неправде пропадают.
— Враньё не введёт в добро.
— Всякую ложь к себе приложь.
— Без правды не житьё, а вытьё.
— Без правды не живут люди, а только маются.
— Не с ветру говорится, что лгать не годится.
— Кто лжёт, тот и крадёт.
— Врун, так и обманщик; обманщик, так и плут; плут, так и мошенник; а мошенник, так и вор.
— Проврался, что прокрался: люди долго помнят.
— Лгать, так людей обегать.
— Врать, так с людьми не знаться.
— Соврёшь — не помрёшь, да впредь не поверят.
— Раз солгал, а на век лгуном стал.
— Всё минется, одна правда останется.
— Правда, что шило в мешке — не утаишь.
— Хлеб-соль ешь, а правду-матку режь!
— Нечего Бога гневить, надо правду говорить.
— Делай не ложью — будет по-Божью.
197
Клевета:
— Бойся клеветника, как злого еретика.
— Клеветники на том свете раскалённые сковороды лижут.
— Ябедника на том свете за язык вешают.
— Клевета — что уголь: не обожжёт, так замарает.
— Змею обойдёшь, а от клеветы не уйдёшь.
— Лихо тому, кто неправду творит кому.
— Бог любит праведника, а чёрт — ябедника.
Непригодные речи:
— Бойся Вышнего, не говори лишнего!
— Во многословии не без пустословия.
— Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь.
— Плюнешь — не воротишь; выпустишь слово — не поймаешь.
— Язык мой — враг мой.
— Слово — не нож, а до ножа доводит.
— Богу-то молись, да и чёрту не груби!
Овладеть чужим:
— Чужое добро боком выйдет.
— Худом нажитое — добро не сотворит.
— Нажитое грехом не устроит дом.
— В чужой прудок не кидай неводок!
— И с умом воровать — беды не миновать.
— Чужой хлеб горек. Чужим куском подавишься.
— Чужой хлеб рот дерёт. Чужой кус в рот нейдёт.
— Украсть — в беду попасть.
— Вор ворует не для прибыли, а для гибели.
— Раз украл — навек вором ославился.
— Чужая одёжа не надежа.
— За своё вступайся, а за чужое не хватайся!
— Неправая нажива — детям не разжива.
— Лучше по миру сбирать, чем чужое брать!
— Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
— Лучше с убытком торговать, чем с барышом воровать.
— Лишнего не бери — души не губи.
Совершить убийство:
— Жизнь даёт один только Род, а отнимает всякая гадина.
— Убитый молчит, но за него спросится.
— Мёртвый у ворот не стоит, а своё возьмёт.
— По чужую голову идти — свою нести.
— Сгубить легко, да душе каково?
Прелюбодеяние:
— От Адамова ребра нам не ждать добра.
— Где сатана не сможет, туда бабу пошлёт.
— Не бери жену богатую, бери непочатую!
— Была под венцом, и дело с концом.
— Венцом грех прикрыть.
— Псовая болезнь — до поля, женская — до постели.
— Не плачь, девка, что отдают за парня: плакать бы ему, что берёт беду.
— Жаль девки — погубили парня.
— Лучше жениться, чем распаляться.
— Любовь холостого — что вешний лёд.
— На чужих жён не заглядывайся, а за своею пригляди!
— От мужа поволька — жена самоволька.
— Блудливой чушке полено по шею.
— Жена шаловлива, так мужа бей.
— Муж согрешил, так в людях грех, а жена всё домой несёт.
— Чья душа во грехе, та и в ответе.
— Тошно жить без милого, а с немилым — тошнее.
— Жену выбирай не глазами, а ушами (т.е. по славе).
— Жена по мужу честна.
— Доброю женою и муж честен.
— Мать праведна — ограда каменна.
Все эти десять грехов были выражены и в таком виде: — грехи ума (алчность, зависть, отрицание существования Всевышнего); — грехи слова (лжесвидетельство, грубые слова, ревнивые речи, ложь); — грехи действия (нанесение телесных повреждений, похоть, воровство).
Изначальный смысл некоторых российских пословиц, к сожалению, был искажён. Например: «Вот тоби, небоже, що нам негоже» (небога — не богатый, нищий, калека, несчастный, бедствующий, то есть тот, кто оказался в бедственном положении из-за своего жития без Бога, «человек не Бога»).
Примером этого могут послужить и опасные недоговорки известных пословиц: — Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
— В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
— Повторенье — мать ученья и прибежище для лентяев.
— Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
— В семье не без урода, а из-за урода всё не в угоду.
— Голод не тётка, а родная мать.
— Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь.
— Ударили по одной щеке — подставь другую, но не позволь себя ударить.
Последняя пословица, безусловно, имеет христианское происхождение. Считается, что её в современном, недоговорённом виде дал Иисус Христос как заповедь для устранения зла. Но если брать её первую часть в евангельском прочтении, то она будет пресекать зло лишь в том случае, когда жестокость проявит погорячившийся приличный человек, у которого проснётся совесть, и он одумается при виде незащищающейся жертвы. Но если нападающий — садист, то зло будет только увеличиваться, так как он будет с большим удовольствием ломать подставленные челюсти, и, уверившись в своей безнаказанности, нагрешит ещё больше. Ответственность за возросшее при этом зло ляжет не только на напавшего, но и на того, кто подтолкнул его на дальнейшее злодеяние. Ибо обиженный имел возможность остановить это зло, подставив, в соответствии с первой частью пословицы, другую щёку, то есть дав нападавшему возможность покаяться и, убедившись в недейственности евангельской части заповеди, перейти к её второй, недоговариваемой части, чтобы дать негодяю достойный отпор. Тем самым пресекая дальнейшее увеличение зла и чтобы ему впредь неповадно было. Подтверждая это правило, Веды утверждают: НЕНАКАЗАННОЕ ЗЛО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ.
Да не возрадуетесь вы горю чужому, ибо кто чужому горю радуется, тот к себе горе призывает...
Не злословьте и не смейтесь над теми, кто любит вас, а отвечайте вы на любовь Любовью и обрящете покровительство Богов ваших...
ЛЮБИТЕ БЛИЖНЕГО ВАШЕГО,
ЕСЛИ ОН ТОГО ДОСТОИН...
2011.03.09 | Георгій
Про пeршу сeдмицю В.П. (/)
Первая седмица Великого постаВладимир Щирук
Для некоторых православных христиан особенности и структура Великопостного богослужения покрыта мраком. Приходя в храм, они не знают, что служится, как служится и вообще, зачем служить что-то, если нет Литургии.
Я ничего нового вам не скажу, просто постараюсь немножко приоткрыть этот занавес – то есть, рассказать об особенностях служб первой седмицы Великого поста.
Во-первых, надо отметить, что во все дни Святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений, совершается менее торжественное богослужение, так как побуждает молящихся к посту и к покаянию. По средам и пятницам Церковь совершает Литургию Преждеосвященных Даров. Это означает, что Святые Дары – Тело и Кровь Христова - освящается на полной Литургии в Воскресение.
В седмичные дни первой недели поста совершаются службы в следующем порядке: утром – утреня, великопостные часы, изобразительные и вечерняя, в среду и пятницу еще присоединяется Литургия Преждеосвященных Даров; вечером, с понедельника по четверг – Великое повечерие с чтением канона святого преподобного Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей - около 250. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.
Следует также отметить, что в Великом посту почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири. Согласно Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста - дважды за неделю, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с земными поклонами.
В субботу за Литургией Иоанна Златоуста Церковь чтит память великомученика Феодора Тирона. В 4 веке святой угодник Божий явился во сне архиепископу Константинопольскому на первой седмице Великого поста, повелев христианам употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной пищи, тайно окропленной кровью идольских жертв на торжищах. В воспоминание о чудесной помощи великомученика Феодора Тирона совершается молебное пение.
В Воскресение – Торжество Православия, совершается Литургия святителя Василия Великого и чин торжества Православия. Праздник был установлен в Византии в первой половине 9 века в память окончательной победы Православной Церкви над иконоборческой ересью. Поскольку победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, то и основание празднования историческое.
Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред Литургией или после богослужения на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.
В завершение хотелось бы привести слова пророка Амоса, который говорит: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних».
Сегодня Господь дает нам возможность потрудиться над уловлением истины, потому что одного только воздержания от пищи недостаточно для совершенства. Поэтому, придя в храм в эти святые дни, будем не только со вниманием слушать, но и слышать, что предлагает нам Церковь в чтении и пении Священных текстов.
http://orthodoxy.org.ua/content/pervaya-sedmitsa-velikogo-posta-19379
2011.03.14 | Георгій
Того ж автора (о. Андрія Д.), думки на Нeділю Торжeства Православ"я (/)
Нищета триумфа. Мысли на Торжество ПравославияДудченко Андрей, свящ.
Нуждается ли Православие во внешнем "торжестве"? За триумфальной риторикой часто скрывается нищета практической жизни.
Сегодня - "Торжество Православия". Так называют первое воскресенье Великого поста в память о победе над иконоборчеством в 9 веке. Часто с этим названием связывают представления о внешнем торжестве Православия, о победе над всякого рода "врагами", точнее, над теми, кого мы часто считаем таковыми: над инакомыслящими, инаковерующими, инославными, еретиками, сектантами, просто людьми, с которыми мы несогласны.
Нет ничего более далекого от истины, чем думать, что Православная Церковь нуждается во внешнем "торжестве". Триумфализм и христианство - явления очень разного порядка. И в истории было часто, что те эпохи, когда Православие достигало, казалось бы, внешнего триумфа, становились началом упадка. Церковь не нуждается в том, чтобы достигать торжества силой. Любая борьба силовыми методами за Церковь и во имя веры - на самом деле борьба против веры. Церкви не нужны подпорки в виде покровительства сильных мира сего. Настоящее, а не мнимое, торжество Православия, возможно только тогда, когда Христос воцарится в глубине нашего сердца. Когда, как говорится в молитвах перед Крещением, Крест Сына Божия будет начертан в нашем сердце и в помыслах.
Сегодня, в день "торжества Православия", если мы оглянемся вокруг, то увидим, что никакого торжества Православия на самом деле нет. В нашей стране, которую мы силимся называть православной, под видом православия торжествует не христианство, а обрядоверие и бытовой магизм. В наши церкви по воскресеньям приходит от силы 3% населения. А количество бракоразводных процессов и абортов показывает, что мы очень далеки от того, чтобы именовать себя "православной страной". Все это справедливо и для соседней страны, России, причем еще в большей степени. В этом году Рождественские богослужения в Москве, согласно опубликованным данным, посетило более 80 тыс. человек, то есть 0,7% жителей российской столицы.
Нет этого торжества и на всеправославном уровне. Вот собрались недавно представители Церквей в швейцарском Шамбези. И о чем шла речь во время совещания, которое было задумано как этап подготовки Всеправославного собора? Какие глобальные, требующие всеобщего обсуждения вопросы волнуют представителей Церквей? Среди того, что попало в СМИ - вопросы о том, какая Церковь на каком месте должна стоять в "диптихах" - перечне для поминовения на литургии. Еще 2 тысячи лет назад Иисус спросил Своих учеников: "О чем дорогою вы рассуждали между собою?" - "Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше" (Мк 9:33-34).
Внешнее торжество православия - миф или утопия. Настоящее торжество может быть только тогда, когда Царем нашей жизни реально станет Христос.
http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/2490/
2011.04.11 | Георгій
Того ж автора, "Іжeвськ, і іжe з ними..." (л.)
Роздуми о. Андрія про сeрйозні хвороби Цeркви."... идеи борцов с ветряными мельницами продолжают будоражить народ. Спрос на это не утихает. Самое популярное православное издание в Украине – днепропетровский журнал «Спасите наши души» – издается тиражом почти 30 тысяч экземпляров. Для сравнения: официальный печатный орган УПЦ – «Церковная православная газета», для распространения которой редакция старается задействовать церковный админресурс, выходит тиражом всего 20 тыс. Журнал «Спасите наши души», где регулярно печатаются страшилки (стандартный набор: против ИНН, глобализации, прививок, ювенальной юстиции, экуменизма), выходит по благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея. На страницах издания широко рекламируются материалы газеты «Мир», которую издает та же редакция. «Страшилки» здесь еще покруче, чем в самом журнале. И все это расходится массово, без особой рекламы и без привлечения админресурса: есть спрос среди народа!
Какое же мировоззрение будет у людей, массово читающих подобную литературу? И что делать им потом со своей совестью, воспитанной на таких вещах?"
http://www.taday.ru/text/967391.html
2011.04.19 | Георгій
Ігумeн Пeтро (Мєщєрінов): "Сумнe свято" (/)
2009 год. Источник: http://kategorii.livejournal.com/7920.htmlСегодня Церковь воспоминает Вход Господень во Иерусалим.
У нас – двунадесятый праздник! Странный, конечно, праздник. Христос входит в город, где Его убьют. Толпа, сошедшаяся, по замечанию евангелиста Иоанна, чтобы поглазеть на Воскресившего Лазаря, и есть толпа – отчего же в толпе не поорать «Осанна». Через пять дней та же толпа будет кричать «распни Его». Грустный праздник… Но раз праздник, нам надо ликовать и умиляться.
Вот два повода к умилению.
Первый: в наших богослужебных текстах, и сегодняшнего дня, и в продолжение всей Страстной Седмицы время от времени гимнописцы будут молитвенно радоваться: «злобные иудеи распяли Тебя, Господи – мы же благословим и превозносим Тебя во вся веки». Преп. Исаак Сирин дал как-то практический совет: «Если тебе плохо, вспомни, что есть люди, которым ещё хуже – и утешишься». Здесь то же самое: «Если ты грешник – вспомни, что есть и погрешнее тебя, и возликуешь».
Но ведь Евангелие – про нас. Ведь каждый из нас может оказаться в такой ситуации, когда сегодня он будет взывать «Осанна» Христу, а завтра распнёт Его – своими мыслями, словами, делами, отношением к ближнему… Одно дело – ликовать в толпе. Совсем другое – делать личный осознанный выбор за Христа, особенно когда Его бьют и осуждают на смерть. Тут и верный и горячий Пётр дал слабину… а мы ликуем: «Это не мы, это иудеи Тебя распяли, Господи, мы же благословим и превозносим во вся веки». А вот как раз может быть и не нужно «во вся веки». С «во вся веки» Господь Сам разберётся, воздавая каждому по делам его. А нужно нам здесь и сейчас блюсти себя, чтобы быть верным Христу; а если не находим в себе такой уж прочной верности – то, может быть, стоит и потише кричать «Осанну»…
А второй повод к умилению – ну как же, конечно: «неискусозлобные дети». Недавно слышал по «Радонежу» – проповедник весь изликовался: «чистые дети, злобные взрослые». Но вся беда в том, что дети-то вырастают. Сегодня их подносят к причастию – ах, милые крошки, как хороши! Вот семи-десятилетние детки стоят в храме – прямо ангелы, аж светятся! К Чаше подходят, ротик открывают, сердечко чистое… а вот шестнадцать-семнадцать – и те же детки такое вываливают на исповеди, что их по букве канонов лет на двадцать нужно отлучать… и это те ещё, кто до исповеди дошёл, а большинство – Церкви ручкой сделали. Злобные взрослые не из кого иного, как из чистых детей получаются. А мы всё ликуем…
Вот и урок нам, и упрёк от сегодняшнего празднуемого события. Поменьше бы нам ликовать, а побольше думать, чтобы со Христом быть. Может, подумав, и к делам перейдём – не только к делам выстаивания величайших служб в году, но и к жизни евангельской.
Чего и, в первую очередь, себе, и всем вам, дорогие братья и сёстры, от души желаю. Аминь.
2011.04.20 | Георгій
Митрополит Cурозький +АНТОНІЙ (Блум) (1914-2003). Проповідь на свято Входу до Єрусалиму (/)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Мы вступаем сегодня в страстные дни. Это дни, когда Христос, по любви Своей к нам, ради нашего спасения, не только принял на Себя человеческую плоть и человеческую земную трагическую судьбу, но время, когда отверженный людьми, Он пошел на смерть для того, чтобы со Креста иметь власть сказать: Отче! Прости им, они не знают, что творят... -и этим как бы снять грех с людей, даже тех, которые Его распинали.
Но эти события часто кажутся нам такими далекими, - это когда-то было, две тысячи лет тому назад: можем ли мы их ощутить глубоко, живо? Можем! Мы можем превзойти те образы, которые нам даны в богослужении, которые пленяют наше сердце, которые глубоко нас трогают, и которые, однако, иногда нам не дают видеть настоящую, жуткую трагедию того, что происходит.
И для того, чтобы обновить в вас это сознание, я хочу вам дать пример того, как другой человек, в наше время, дал свою жизнь, и как те люди, ради которых эта женщина, Наталья, умерла, целую жизнь прожили под знаком ее величия и жертвы.
То было в дни гражданской войны. Молодая, лет двадцати пяти, женщина с двумя детьми оказалась в городе, который заняли красные войска. Она, жена белого офицера, спряталась на окраине города в лачужке, надеясь, что облава пройдет и она спасется. Но в темную ночь к ней кто-то постучался. Она с ужасом открыла дверь, но там был не ужас, а спасение: там стояла молодая женщина, которая ей сказала: Вас предали, сегодня ночью вас возьмут на расстрел; вам надо сию же минуту уйти! Мать посмотрела на своих малых детей и сказала: Как же мне уйти! Нас сразу узнают, да дети и не смогут далеко пройти! И эта женщина, которая еще недавно была просто соседкой, вдруг выросла в меру того, что Евангелие называет "ближним" - самым близким человеком, готовым всё отдать, всё сделать для другого. Эта Наталья сказала: Нет, вас никто искать не будет, - я здесь останусь и скажусь вашим именем... - Но вас расстреляют! - Да, - сказала Наталья, - но у меня нет детей... И Зоя ушла с двумя своими детьми. Наталья осталась во тьме, которая всё сгущалась, в холоде, который пронизывал кости; она могла бы в одно мгновение выйти и стать снова не Зоей, а Натальей. Но она не вышла... Какие мысли у нее тогда были? Какие страшные искушения: вдруг меня расстреляют, а их всё равно возьмут и убьют, и моя смерть будет напрасна, - не уйти ли мне?... Она не ушла. И когда утром за ней пришли и расстреляли, мать и дети были спасены.
Эта мать и дети мне близко знакомы, и они мне говорили когда-то, что они всю жизнь прожили, помня, какой ценой они живы, помня, что им надо так прожить, чтобы смерть Натальи не оказалась напрасной.
А мы? Христос, Сын Божий стал человеком по любви к нам; Он был предан Своим учеником, от Него отрекся другой ученик, Его самые близкие апостолы бежали со страхом. Он остался один, со Своей Матерью и апостолом Иоанном у Креста; один Он умирал, даже Богом оставленный: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?!.. - и всё это для того, чтобы нас спасти.
Неужели мы не отзовемся на Его смерть так, как Зоя и ее дети отозвались на вольную смерть Натальи? Неужели мы не отзовемся, не станем жить так, чтобы Христу не стало бы стыдно за нас, и чтобы нам не было стыдно, когда мы станем перед Крестом и увидим на Нем, на Его руках раны гвоздей, на Его ногах - раны гвоздей, на плече - рану от креста, на лбу - раны от тернового венца! Неужели мы станем и скажем: Да, мы знали, что Ты для меня умер, а я прожил в свою волю, потому что жить достойно Тебя мне было слишком трудно!..
Подумаем об этом. Если не удастся вам ходить в храм молиться и предстоять перед ужасом этой недели, раскрываемым в богослужении, то думайте об этом дома; не только думайте, переживайте, но решите так отныне жить, чтобы Христос на вас глядел и говорил бы: Я не напрасно умер, - он понял цену своей жизни и меру Моей любви! Он живет достойно себя и достойно любви Моей! Аминь!
http://www.mitras.ru/serm.htm