23 февраля... Что празднуем?
02/16/2004 | В. Стельмах
Президент Кучма, "русский" по пятой графе паспорта СССР, своим указом возобновил празднование имперского “Дня Красной армии”, стыдливо переименованного в “день защитника Отечества”, понятно, что не нашего.
Все, чем забивают людям головы коммунисты, всегда было и продолжает быть ложью. Типичным примером коммунистической лжи является и “День Красной Армии”. Так какое же событие послужило поводом для этого “праздника”?
Как утверждают коммунисты, 23 февраля 1918 года отряды Красной Армии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии. Подробности побед никогда не приводились.
Под Нарву и Псков Лениным были посланы балтийские матросы под командованием П. Дыбенко. Других сил тогда не было. Все произошедшее 23 февраля 1918 года под Нарвой и Псковом и было объявлено всенародным праздником - “Днем Красной Армии”. Что же там произошло?
Все население СССР обязано было на принудительных политзанятиях изучать ленинские труды. И изучалась среди этих трудов статья “Правды” “Тяжелый, но необходимый урок”. И говорилось в этой статье: “Эта неделя явилась для партии и всего советского народа горьким, обидным, тяжёлым, но необходимым, благодетельным уроком... Мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о неисполнении приказа уничтожить все и вся при отступлении; не говоря уже о бегстве, хаосе, близорукости, беспомощности, разгильдяйстве...”
И никто не обратил внимания на то, что появилась эта статья в номере “Правды” именно 25 февраля 1918 года, т.е. писалась в день, следующий за днем “великой победы”.
КАК ЭТО БЫЛО...
Германия, истощенная войной, в феврале 1918 года стояла над пропастью. Наступление на Псков и Нарву вела не деморализованная регулярная германская армия, а небольшие разрозненные отряды по 100-200 человек, собранные из добровольцев. Но среди матросов, доблестно и по зверски расправлявшихся до того лишь с беззащитными флотскими офицерами и их семьями, царила паника. Города и ж. д. станции оставлялись без боя. При первых же столкновениях с противником матросы дрогнули и во главе с “полководцем” П. Дыбенко побежали. Бежали до самой Гатчины (120 км - три марафонских дистанции). В Гатчине захватили эшелон, и бегство на восток продолжалось уже на паровой тяге. Петроград был оставлен без всякой защиты, но у немцев не было сил для его занятия.
В результате Псковско-Нарвской “победы” большевики были вынуждены в марте 1918 года подписать с германским кайзером позорный Брестский мир, отдав ему Украину, что отсрочило капитуляцию Германии до ноября 1918 г.
Доблестные “защитники Отечества” разыскивались по всей стране. Обнаружили их лишь больше чем через месяц за Волгой, в Самаре. В самарский губком была послана телеграмма за подписью управляющего делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевича с требованием немедленного задержания П. Дыбенко и препровождения его в Москву за самовольное оставление боевых позиций.
П. Дыбенко был задержан, отправлен в Москву, отстранен со всех занимаемых постов, судим Ревтрибуналом, и исключён из партии (восстановлен в 1922 году, была нужда в палачах). В 1938 г. расстрелян за ненадобностью (подросли молодые палачи). Последняя должность - зам. наркома лесной промышленности (лесоповала).
УВАЖАЕМЫЕ УКРАИНЦЫ!
НЕ УНИЖАЙТЕ СЕБЯ ПРАЗДНОВАНИЕМ
ДНЯ РОССИЙСКОГО ДЕЗЕРТИРА!
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА НАШЕЙ ОТЧИЗНЫ -
29 ЯНВАРЯ, день памятИ ГЕРОЕВ КРУТ!
Все, чем забивают людям головы коммунисты, всегда было и продолжает быть ложью. Типичным примером коммунистической лжи является и “День Красной Армии”. Так какое же событие послужило поводом для этого “праздника”?
Как утверждают коммунисты, 23 февраля 1918 года отряды Красной Армии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии. Подробности побед никогда не приводились.
Под Нарву и Псков Лениным были посланы балтийские матросы под командованием П. Дыбенко. Других сил тогда не было. Все произошедшее 23 февраля 1918 года под Нарвой и Псковом и было объявлено всенародным праздником - “Днем Красной Армии”. Что же там произошло?
Все население СССР обязано было на принудительных политзанятиях изучать ленинские труды. И изучалась среди этих трудов статья “Правды” “Тяжелый, но необходимый урок”. И говорилось в этой статье: “Эта неделя явилась для партии и всего советского народа горьким, обидным, тяжёлым, но необходимым, благодетельным уроком... Мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о неисполнении приказа уничтожить все и вся при отступлении; не говоря уже о бегстве, хаосе, близорукости, беспомощности, разгильдяйстве...”
И никто не обратил внимания на то, что появилась эта статья в номере “Правды” именно 25 февраля 1918 года, т.е. писалась в день, следующий за днем “великой победы”.
КАК ЭТО БЫЛО...
Германия, истощенная войной, в феврале 1918 года стояла над пропастью. Наступление на Псков и Нарву вела не деморализованная регулярная германская армия, а небольшие разрозненные отряды по 100-200 человек, собранные из добровольцев. Но среди матросов, доблестно и по зверски расправлявшихся до того лишь с беззащитными флотскими офицерами и их семьями, царила паника. Города и ж. д. станции оставлялись без боя. При первых же столкновениях с противником матросы дрогнули и во главе с “полководцем” П. Дыбенко побежали. Бежали до самой Гатчины (120 км - три марафонских дистанции). В Гатчине захватили эшелон, и бегство на восток продолжалось уже на паровой тяге. Петроград был оставлен без всякой защиты, но у немцев не было сил для его занятия.
В результате Псковско-Нарвской “победы” большевики были вынуждены в марте 1918 года подписать с германским кайзером позорный Брестский мир, отдав ему Украину, что отсрочило капитуляцию Германии до ноября 1918 г.
Доблестные “защитники Отечества” разыскивались по всей стране. Обнаружили их лишь больше чем через месяц за Волгой, в Самаре. В самарский губком была послана телеграмма за подписью управляющего делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевича с требованием немедленного задержания П. Дыбенко и препровождения его в Москву за самовольное оставление боевых позиций.
П. Дыбенко был задержан, отправлен в Москву, отстранен со всех занимаемых постов, судим Ревтрибуналом, и исключён из партии (восстановлен в 1922 году, была нужда в палачах). В 1938 г. расстрелян за ненадобностью (подросли молодые палачи). Последняя должность - зам. наркома лесной промышленности (лесоповала).
УВАЖАЕМЫЕ УКРАИНЦЫ!
НЕ УНИЖАЙТЕ СЕБЯ ПРАЗДНОВАНИЕМ
ДНЯ РОССИЙСКОГО ДЕЗЕРТИРА!
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА НАШЕЙ ОТЧИЗНЫ -
29 ЯНВАРЯ, день памятИ ГЕРОЕВ КРУТ!
Відповіді
2004.02.16 | Navigator
Ми всі повинні були б загинути як герої або як зрадники.
По-суті святкуємо створення армії Муравйова, що через місяць вже розпочав каральну операцію проти українців. З тих пір вона не закінчувалась.А генерал-лейтенант Варенников (Ура! депутат Думи від "Родіни"! знов в сторою, як і Кучма ) хотів продовжити її вже в 1991 але Бог милував.
А то б ми кінчились.
Що й було заплановано при створенні Червоної Армії.
Поскільки світового господства досягти не вдалося б по-любому - то всі повинні були б загинути як герої.
Тобто без компенсацій.
З компенсацією і який-небудь америкос може.
Тобто не вояка.
2004.02.18 | 17 Листопада
Re: Ми всі повинні ... .
Та як бухали ми на 23-є, то й будемо.Хоч дідьком лисим називай празник, а нам всьо равно празник. Нахрена нам оці разлагольствування про харощих та нехарощих придурків. Хай собі перевертаються в трунах, а нам по чарці давай.
А як назначиш ше й 29-е празником, то бухнемо двічі.
2004.02.20 | Богдан
Re: Ми всі повинні ... .
17 Листопада пише:> Та як бухали ми на 23-є, то й будемо.
>
> Хоч дідьком лисим називай празник, а нам всьо равно празник. Нахрена нам оці разлагольствування про харощих та нехарощих придурків. Хай собі перевертаються в трунах, а нам по чарці давай.
>
> А як назначиш ше й 29-е празником, то бухнемо двічі.
Якщо це така собі міні-гумореска, то вийшло дуже влучно. Доки у суспільстві будуть поширені такі міркування, доти житимемо гірше, ніж аборигени африканських нетрів.
2004.03.10 | Кр1т
Re: Ми всі повинні ... .
Руск1 завжди святкують свята як не дезертира то ше якогось"вилупка".А так1 як варенников також камандував "героями ғ 1нтернац1онал1стами" , як1 "победили" феодально в1дстал1 в1йська Афганських феодалов 1"успешно перебежали через мост Амудар"1" додому через 1О рок1в.Чому не свято, Свято для тих ,хто залишився живим. Слава в1йсковим ум1нням рос1йських полководц1в ,як1 ум1ло з маневрами вивели арм1ю на радянську територ1ю. Cлава радянським прапоршикам ,як1 не продали динам1ту афганським феодалам 1 тим самим м1ст зберегли.1м шана в1д ус1х влючно маршал1в. А то б радянська арм1я мус1ла "ползком по п1д водою добиратись до берега Батьк1вшини".Хай живе день прапоршика.Слава ген1альному руськоғ радянському в1ськовому мистецву,яке давало в роки в1тчизняно1 в1йни перевагу радянський арм11 над н1мецькою.1з самого початку в1йни перевага радянського в1ськового мистецтва була вражаюча.За день в1йска "Красно1 арм11 " швидше д0лали в1дстань у 80 к1лометр1в, як н1мецьк1 на мотоциклах.Проб1г зак1нчився перемогою,"Красно1", вона була першою п1д Мосвою .Н1мц1 в1дстали на 7 к1лометр1в .Шо там н1мецька техн1ка .Немае н1чого крашого в св1т1 для б1гу "як руський кирзовий чоб1т"В1н найб1льший" зашитник Отечества".Хай живе день "руского кирзового сапога -настояшего зашитника Отечества."!2004.03.10 | Тульский пряник
Re: Даже и на немецкой технике иногда ездили русские и украинц.
http://www.russian-bazaar.com/cgi-bin/rb.cgi/f=vlul&auth=1&n=27&y=2002&id=vlul.2002.6.28.16.34.10.27.khronos.81.72&back=12004.03.12 | 17 Листопада
Re: Даже и на немецкой технике иногда ездили ...
А зараз як їздять!!! "Нові" - на Мерседесах та БМВ, дехто - на Фольксвагенах.Інші й досі користуються "Волинянками" та "горбатими" (а також "Москвичами" й "Жигулями"). Виробники останніх, однак, можуть детально розповісти про "глибокі операції" та вклад в розробку теорії. Попередні ж стверджують про важливу пожежу в лісі, яка стала вирішальним фактором у розгромі фашизму.
2004.03.12 | Тульский пряник
Маєте рацію.
Такое действительно происходит, часто приходилось слышать и о "пожарах в лесу" и о сплошных "штирлицах" в рядах немцев. Но перплюнули всех америкосы, котрые протсо заявили, что WW2 выиграли именно они."История вынуждена повторяться, потому что в первый раз люди не обращают на неё должного внимания" (с)
2004.03.13 | Богдан
Re: Яка, проте, не замінить розуму.
Тульский пряник пише:> Такое действительно происходит, часто приходилось слышать и о "пожарах в лесу" и о сплошных "штирлицах" в рядах немцев.
Імєнна русачкі і павєдалі міру а доблєснам развєдчікє с такой нєзабиваєма русскай фамілієй.
>Но перплюнули всех америкосы, котрые протсо заявили, что WW2 выиграли именно они.
А вот хітриє русачкі "забилі" упамянуть на чьїх харчах, машинах і самальотах(із амєріканскава аллюмінія)ані, абдєлавшись вначалє, смаґлі пєрєйті в контрнаступлєніє. Нє слєдуєт также забивать а тєх "нацмєншинствах", чьїмі трупамі забрасалі Вєрмахт.
> "История вынуждена повторяться, потому что в первый раз люди не обращают на неё должного внимания" (с)
Саме тому, напевне, Путін так несамовито хоче повторити таріща Джуґашвілі. Всі ми, однак, пам'ятаємо, що перший раз історія є траґедією, а вдруге вона повторюється вже як фарс. Точніше, мабуть, назвати це траґікомедією.
2004.03.16 | 17 Листопада
Re: Маєте рацію.
"Рацію має мій сусід, я маю кулемета".Технічно Друга Світова закінчилась з капітуляцією Японії. Капітуляцію підписали американці, чи що?
Суперечки про те хто кого переміг розпочалися відразу після закінчення війни. Оскільки крики спочатку були приблизно однакової сили, то й кількість "віруючих" була приблизно рівною. Тепер же, сили незрівнянні, значить і "зміна релігії" буде односторонньою.
2004.03.16 | Богдан
Re: Маєте рацію.
17 Листопада пише:> "Рацію має мій сусід, я маю кулемета".
Краще все ж таки мати розум.
> Технічно Друга Світова закінчилась з капітуляцією Японії. Капітуляцію підписали американці, чи що?
Дуже загадкове "технічне" запитання.
> Суперечки про те хто кого переміг розпочалися відразу після закінчення війни. Оскільки крики спочатку були приблизно однакової сили, то й кількість "віруючих" була приблизно рівною. Тепер же, сили незрівнянні, значить і "зміна релігії" буде односторонньою.
Достеменно відомо тільки те, хто програв цю війну. Маю на увазі німецький, італійський та японський фашизм. Виграли ж, мені здається, усі. Зокрема і самі німці, італійці та японці.
Щодо "зміни реліґії", то це пов'язане з програшем в уже зовсім іншій війні - Холодній. То хто ж насправді програв, а хто переміг?
2004.03.13 | Богдан
Re: Даже и на немецкой технике иногда ездили ...
17 Листопада пише:> А зараз як їздять!!! "Нові" - на Мерседесах та БМВ, дехто - на Фольксвагенах.
Велика сила - заздрість! Цікаво, однак, що буде, коли всіх, хто нині волає "і мені треба, і я теж хочу!" пересадити на мерседеси? Чи не поїдуть вони тоді просто по тротуарах, щоб всім одразу стало ясно, хто справжній господар життя? Чи не є їхнє несамовите волання та жестикуляція елементарною боротьбою за можливість самим опинитися зверху, щоб потім іще дужче давити тих, хто лишився внизу?
> Інші й досі користуються "Волинянками" та "горбатими" (а також "Москвичами" й "Жигулями").
Ми страшенно розчулились.
>Виробники останніх, однак, можуть детально розповісти про "глибокі операції" та вклад в розробку теорії.
Похід німців на Москву можна й справді вважати надзвичайно глибокою операцією.
>Попередні ж стверджують про важливу пожежу в лісі, яка стала вирішальним фактором у розгромі фашизму.
Слово "пожежа" тут треба ставити у множині, бо пожежі ці палали по цілій Європі. Більшовички теж, до речі, чимало розводились про виключну роль "красних партізан" у розгромі фашизму, тому всі претензії переадресовуйте прямо до них.
2004.03.16 | 17 Листопада
Про операційне мистецтво та "Русский ковчег"
Говорячи про операційне мистецтво (та глибокі операції як його складову частину) набагато краще буде згадати про Наполеона, Німецько-Франуцзьку війну 1870 року, Брусиловський прорив, Фрунзе, Тухачевського та, безперечно, про ПУ-36.Можна, однак, подивитися фільм Сокурова "Русский ковчег" та уважно прислухавшись до міщанської критики Греко взяти її "на озброєння". Тоді на попередній параграф можна просто не заертати уваги.
2004.03.16 | Богдан
Re: Про операційне мистецтво та "Русский ковчег"
17 Листопада пише:> Говорячи про операційне мистецтво (та глибокі операції як його складову частину) набагато краще буде згадати про Наполеона, Німецько-Франуцзьку війну 1870 року, Брусиловський прорив, Фрунзе, Тухачевського та, безперечно, про ПУ-36.
А ще краще було б згадати про похід гетьмана Сагайдачного на Москву 1618 року. Глибина операції була цілком достатньою.
> Можна, однак, подивитися фільм Сокурова "Русский ковчег" та уважно прислухавшись до міщанської критики Греко взяти її "на озброєння". Тоді на попередній параграф можна просто не заертати уваги.
Можна взагалі не зважати на обидва параґрафи.
2004.03.17 | 17 Листопада
Re: Про [...] "Русский ковчег"
Олег КоваловРусский контекст
«Русский ковчег» Авторы сценария А. Сокуров, А. Никифоров, Б. Хаимский Режиссер А. Сокуров Оператор Тильман Бюттнер Художники Е. Жукова, Н. Кочергина Звукооператоры В. Персов, С. Мошков В ролях: С. Донцов, Л. Мозговой, М. Сергеев, Н. Никуленко, А. Малныкин, М. Кузнецова, Ю. Журин и другие «Эрмитажный мост», Государственный Эрмитаж, Министерство культуры РФ, Egoli Tossell Film AG, KOPPFILM, КИНО-ПАРТНЕР, ФОРА-ФИЛЬМ Россия — Германия 2002
«Русский ковчег», режиссер Александр Сокуров
Работоспособность Сокурова уже перестала удивлять, у него тот же темперамент, что и у Пикассо, который, как вулкан, исторгал из себя лаву произведений, созданных в самой разной технике. Сокурова тоже… много: он снимает фильмы разных видов и жанров, для экрана и телевидения, и больше всего, кажется, боится остановиться. И с каждым новым фильмом он разрушает сложившееся представление о себе.
Герои его картин «Круг второй» и «Камень» — персонажи, которые были даже не тенями, а материализованными субстанциями духа. Они пребывали в некоем условном пространстве, словно на границе бытия и небытия, и сами словно бы выражали это пограничное состояние. Этими лентами Сокуров, казалось, закрепил за собой репутацию художника герметичного и метафизического. Кто предполагал, что в его художественном мире появятся Гитлер («Молох») и Ленин («Телец»)?.. После этих медитаций на тему тиранов возник «Русский ковчег»- впечатляющий по изобретательности и трудоемкости тревеллинг внутри Зимнего дворца. В этом «полнометражном» едином плане и деталь холста, и огромная костюмированная массовка объединены непрерывным движением камеры и как бы перетекают друг в друга, словно вязкая материя на сновидческом холсте сюрреалиста.
Ни одна лента Сокурова не вызывала такой нервозности в российской критике, как эта. Раздраженные фельетоны ее противников расписывают, как «король авторского кино, создав вялый, растянутый на полтора часа „юбилейный“ видеоклип о красотах Эрмитажа, оказался голым». Действительно, трудно снять Эрмитаж менее удачно, чем это сделано при помощи так называемых новых технологий. Даже когда взгляд камеры убегает в глубь коридоров, она бессильна передать саму глубину пространства — перспектива здесь все равно по-телевизионному плоская, а изображение качающихся, неестественно разваленных оптикой интерьеров причиняет почти физическое страдание тому, кто любит Эрмитаж.
По картинам на стенах камера скользит бегло и невнимательно — они сняты в столь же неестественно запрокинутых ракурсах и кажутся одинаково темными. (Сравним хотя бы, как при помощи старых технологий Ален Рене в черно-белых фильмах передавал само ощущение цвета у Гогена и Ван Гога, или фрагменты холстов, словно бы походя прослаивающих действие в лентах Годара…) Курьезен здесь и подход к живописи. Скажем, Эль Греко не рисовал портретов, а выражал духовные субстанции, и перед его экспрессивным холстом странно восхищаться «красивыми руками» апостолов. Это взгляд не любителя живописи, а экскурсанта, у которого нет личностного восприятия искусства, а за проникновение в его тайны он принимает выискивание примитивных аллегорий — что символизируют петушок и собачка в углу холста?.. Экскурсант обожает благоговейно узнавать на холстах героев Священного Писания и выслушивать исторические анекдоты о том, как трепетно относился к живописи ее главный ценитель — государь император. А с собственно живописью он решительно не знает что делать: вот и персонажи «Русского ковчега» зачем-то нюхают рамы, перед холстами заламывают руки и даже поют (!) — а можно еще сплясать, в зале Рембрандта места много.
Однако Сокуров — бесспорный классик и давно заслужил право на благожелательное истолкование. Иные морализаторские побасенки, написанные Львом Толстым специально «для народа», или «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя сами по себе производят пародийное впечатление, но в контексте их творчества вполне закономерны. И сторонники, и противники «Русского ковчега» не делают, казалось бы, очевидного — не судят этот фильм по его собственным законам.
Сама идея снять Эрмитаж единым полуторачасовым кадром несет в себе родовые признаки концептуального искусства, у которого свои отношения с традиционной эстетикой. Никто не выискивает специфически живописных достоинств в «Черном квадрате» Малевича, в работах Энди Уорхола или Ильи Кабакова. Столь же бессмысленно толковать об актерской и даже об операторской работе в фильме, имеющем родовые черты того вида искусства, где умозрительные концепции объявляются заранее и как бы важнее их воплощения.
Удивительно, что подобный «головной», логически вычисленный фильм снял художник, имевший репутацию мастера как раз спонтанного, иррационального и интуитивного, постигающего реальность не логикой, а озарением. Фильмы Сокурова отличались как раз многозначностью смыслов и имели сложный и «нелинейный» эмоциональный эффект. Произведения концептуального искусства немыслимы вне широкого культурного контекста и не могут быть адекватно оценены сами по себе. Российские критики, пишущие о «Русском ковчеге», то избегают, то прямо с порога отметают всякие соображения о контексте, в котором, как и всякое явление культуры, находится и эта лента. Контексты, куда она органично вписывается, многообразны и совершенно очевидны.
Скажем, отчего не вспомнить, что первую игровую ленту в Эрмитаже снял Сергей Эйзенштейн? Его фильм «Октябрь», создававшийся к 10-летию революции — эффектная рифма к «Русскому ковчегу», официальная городская премьера которого состоялась в дни празднования 300-летия Петербурга. Да и сам образ ковчега, спасающего культуру прошлого от хаоса разбушевавшихся стихий, прямо перекликается с другим, самым знаменитым морским кораблем нашего экрана — с эйзенштейновским броненосцем, романтически призывающим на борьбу с угнетателями.
Отсылки к фильмам Эйзенштейна в «Русском ковчеге» неявны и, скорее всего, подсознательны: по залам Эрмитажа разгуливают два морячка, а при виде плотной толпы аристократов, торжественно спускающихся по парадной лестнице Эрмитажа, как не вспомнить смятенную толпу горожан на Одесской лестнице, спасающихся от карателей.
Известно, что в фильме «Октябрь» Эйзенштейн опробовал свой метод «интеллектуального монтажа» с его короткими кадрами, оркестрованными изощренно и музыкально. Сам отказ Сокурова от монтажа в фильме об Эрмитаже носит не столько эстетический, сколько идеологический характер. Он является полемичным отторжением принципов революционного авангарда и говорит о резком разрыве с этой влиятельной традицией отечественной культуры.
Тем не менее в структуре этой, казалось бы, принципиально новаторской ленты темы и мотивы советской киноклассики присутствуют. И часто в необыкновенно трансформированном виде. Мир петербургской культуры открывает здесь для себя некий европеец, который поначалу ворчлив и скептичен, но постепенно сам словно становится частью Эрмитажа и уже не хочет покидать его. В этом сквозном герое российская критика отчего-то увидела… маркиза де Кюстина, написавшего злую и экстравагантную книгу о николаевской России. Однако милый чудак из «Русского ковчега» совсем не похож на язвительного маркиза. Забавно, но в линии иностранца, восторженно открывающего для себя «страну чудес», брезжит излюбленный архетип советского кинематографа, еще в 1924 году классически воплощенный в фильме Л. Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». Его герой, наивный мистер Вест, поначалу запуганный слухами о таинственной и дикой стране большевиков, после зрелища парада на Красной площади протирает очки и телеграфирует своей Мэри в Нью-Йорк, чтобы она украсила квартиру портретом Ленина. Эта лента стала началом целого цикла произведений, где человек Запада, поначалу предубежденный к социализму, все более восторженно открывал для себя достижения и преимущества «нового мира». В фильме Сокурова, напротив, путешественник очарован тем, как бережно державная Россия хранит ценности и традиции Старого Света и успокаивается: никакой дикой России нет и в помине, напротив, все здесь столь же благопристойно и чинно, как и у него дома, в Европе.
За стенами Эрмитажа гуляют пенные валы разбушевавшейся, готовой поглотить все живое стихии. Как не вспомнить знаменитый образ «революционного потопа» из пьесы Владимира Маяковского «Мистерия-буфф», первое представление которой можно было бы увидеть из окон Эрмитажа как раз в 1918 году, в годовщину революции, — ее премьера состоялась прямо на Дворцовой площади. Центральным образом пьесы был… ковчег, который к берегам «светлого будущего» приносил, разумеется, лишь представителей пролетариата и трудового крестьянства, а разные там ноющие интеллигенты и прочие эксплуататоры были благополучно отправлены вниз головой прямо в бушующие волны. Конечно, современный художник бережно подбирает для своего ковчега совсем иную публику. В разное время с российского парохода современности сбрасывали то Пушкина, то Николая II. В «Русском ковчеге» они представлены как фигуранты единого потока российской истории, и никакого видимого антагонизма между ними не наблюдается. В залах Эрмитажа собрано исключительно приличное общество — люди света и интеллигенция, как-то не очень, правда, заметны здесь рабочие и крестьяне, впрочем, нельзя объять необъятное. С вульгарным классовым делением на «чистых» и «нечистых» покончено, торжествуют гармония и историческая справедливость.
Однако… главный парадокс «Русского ковчега» состоит в том, что он полемичен не только по отношению к тому крылу отечественной культуры, которое принято считать революционным. Бушующая стихия, от которой спасаются герои Сокурова, отсылает также и к сквозному образу самой петербургской поэмы — к апокалиптическому наводнению из «Медного всадника», погружающему величественный и прекрасный город в стихию хаоса и словно разрушающему его на глазах.
Петербургская культура несет в себе ощущение катастрофы. Она — эсхатологическая по своей природе и словно рождена грозным пророчеством: «Петербургу быть пусту!» Культура города точно зафиксировала каждое колебание почвы перед очередной социальной катастрофой. Поэтому петербургская культура — не остров средь иррационально разбушевавшихся стихий. Она сама — стихия, не просто напророчившая, но вызвавшая и выразившая революцию. Стоит прочесть под этим углом зрения страшную и гениальную повесть «Шинель», где чиновник, которого всю жизнь унижали и обкрадывали, в конце концов бунтует и превращается в демона ночи, грозного мстителя за всех поруганных и оскорбленных.
Образ власти в петербургской культуре всегда был гибельным и губительным — в поэме Пушкина «Медный всадник» виновником рока, тяготеющего над городом, являлся его «строитель чудотворный». Державная власть рисовалась культурой как эпицентр хаоса и тотальной неустойчивости российского государства — жизнь подтвердила все пророчества романа Андрея Белого «Петербург», казавшегося когда-то лишь модернистским экспериментом. Повесть «Старуха» была написана ленинградским литератором-авангардистом Даниилом Хармсом в 1939 году. В ней былой метельный, хмельной, туманный и завораживающий загадками Петербург обрел наконец устойчивость и определенность… тюрьмы, казармы и кладбища. Традиционные темы петербургской культуры проигрываются здесь в мертвенном пространстве города, где нет Эрмитажа, Летнего сада и даже Медного всадника. Хармс изобразил город пустым и изнемогающим от уже привычного страха. Этот образ убитого, растоптанного тоталитарной властью города стал настоящим эпилогом петербургской культуры.
В фильме А. Сокурова, присягающего на верность петербургской культуре, она явлена не только избирательно — ее глубинные темы и мотивы вывернуты, как перчатка, наизнанку. Стихия разгулялась здесь вне стен Эрмитажа, а сам он — спасительный и надежный «ковчег» средь разгулявшегося хаоса. Зимний дворец — не просто центр российского просвещения, собрание шедевров культуры или, наконец, символ того самого окна, которое прорубил в Европу царь Петр. Пафос ленты сосредоточен в фигуре его главного хозяина, этакого обобщенного Императора всероссийского. Не важно, в какой ипостаси — Петра I или Николая II — он здесь появляется, главное, он подан с той репрезентативностью, которая в советские времена отличила разве что изображения членов политбюро. Державной волей вершатся дворцовые ритуалы, устраиваются представления, смотры, балы и ассамблеи, приобретаются и даже развешиваются по стенам шедевры живописи — словом, в очаге культуры хранится и поддерживается живительный огонь. Державная власть здесь — единственная твердыня и точка опоры в мире бушующего хаоса. Что до великих российских художников, то в эту историческую массовку включены лишь те, кому монархи пожаловали роль придворных лицедеев или государственных служащих. Екатерина II милостивыми хлопками в ладоши поощряет придворных артистов, Пушкин, все выясняющий отношения с вертихвосткой Натали, предстает в пресловутом мундире камер-юнкера, Грибоедов упомянут в качестве посла. Даже легендарные хранители Эрмитажа озабочены здесь сохранностью… царского трона.
Петербургская культура отдавала свое сострадание сирым мира сего, погибающим на панели и задыхающимся в туманах и ядовитых испарениях большого города. Ее любимым героем был поэт и разночинец, словом, «чудак Евгений», спасающийся от чугунных копыт самодержавной власти. Александр Сокуров, поставивший фильм «Тихие страницы», очень вольную, но петербургскую по духу экранизацию «Преступления и наказания», прекрасно это знает. Автор лент о Гитлере, Ленине и Сталине, конечно же, знает и строчку О. Мандельштама «Власть отвратительна, как руки брадобрея». То, что этот большой художник снял сегодня ленту, не просто подвергающую ревизии основные постулаты отечественной культуры, но словно подменяющую ее культурой придворной и великодержавной, говорит столько же о его эволюции, сколько и о настроениях общества, «ковчег» которого из эпохи революционных потрясений медленно вплывает в эпоху консервативной реставрации.