Шумный триумф и взлет славы и признания артистов, певцов, музыкантов - привычная и неотъемлемая часть современной действительности. Не вызывает удивления и то, что популярность некоторых из них позволяет им владеть умами и сердцами миллионов поклонников и даже вершить их судьбы. Но так было не всегда. В средние века, когда мировые религии усердствовали, чтобы владеть умами народов и племен (умами, значит, и властью), свободное музыкальное творчество было взято под контроль. Вспомним великих музыкантов и композиторов Италии, Западной Европы. Под указующим перстом церкви создавались величественнейшие хоралы, мессы, оратории, кантаты. Гении рода человеческого создавали грандиозные полотна и фрески, укрепляя и без того непоколебимую мощь власти. Нетрудно понять, почему они не были свободными художниками.
Власть же знала, что самым сильным воздействующим на человеческое "я", его личность, его психоэмоциональное восприятие мира средством является не что иное, как Искусство. Стремление человека к гармонии, на которой покоится природа и само мирозданье, и полное или частичное отсутствие таковой в самом человеке, всегда было той самой разностью потенциалов, по которой и бежал ток - неземное движение индивида к совершенству. Иллюзию такой гармонии - именно иллюзию - и давало искусство, в частности, музыка. Иллюзию - потому, что художник всегда звал в свой мир, мир, созданный им импровизационной эйфорией, мир образов и неконкретных видений. Но это требовало таких фантастических усилий, что сознание и разум их граничили с безумием. Достаточно вспомнить, чем кончили Антонио Вивальди, Винсент Ван Гог, Роберт Шуман, Николай Гоголь, Федор Достоевский и многие-многие другие - мир иллюзий не прост и, порою, жесток. Но это - другая тема, которая требует более детального, философского размышления.
Так вот, та часть мастеров звука света и резца, которая не отошла от народа и продолжала служить ему, а значит, оказывала на него определенное воздействие - могла управлять им! - была официально отринута и предана анафеме, оказалась вне общества. Достаточно вспомнить судьбу такого Мастера, как Никколо Паганини, вспомнить его посмертные муки, когда даже тело его не разрешено было предать земле.
Артистов, музыкантов в Европе хоронили за пределами территории официального кладбища, а что касается бродячих музыкантов - их можно было беспрепятственно убивать. Так расправлялись с теми, кто мог влиять на массы и вести их за собой, или же с теми, кто оплатил труд музыкантов. Примером нашим словам служит заигрывание и нынешних политиков с мастерами эстрады, участие артистов в предвыборных марафонах, а иногда и прямая пропаганда имен политдеятелей.
Та часть музыкальной богемы, которая осталась с народом и в народе, была объявлена "презренной и тлетворной", их деятельность сопряжена с определенным риском и наказуема. Не удивительно, что со временем эта творческая прослойка истончалась, как озоновый слой в атмосфере - образовалась ниша, которая не могла быть заполнена "честными и добропорядочными горожанами". Но, как известно, природа не терпит пустоты, она должна быть заполненно...
Вернемся в Крым, Крым средневековый, когда уже прочно устоявшийся ислам стал государственной религией, не ущемляющей чести и достоинства греческо-православной и иудейской диаспор. Исламские богословы - люди тоже весьма образованные, не хуже отцов римской церкви - знали, что музыка, как наиболее доступная форма психоэмоционального воздействия, не должна вольно жить в народе и благоденствовать, она должна быть подконтрольной. Понятно было, что хороший музыкант - серьёзная конкуренция любой, даже сильной, идеологии: он даже не словом действует, не проповедью, а звуком, консонансом, ритмом, тембром, а это оказывает большее влияние на человека, чем слово, которое надо услышать, понять и затем усвоить. Со звуком дело обстоит проще...
Ислам - религия порядка и дисциплины - разрешал музыку лишь в военных оркестрах, здесь, в Крыму, это были зурна и давул, турецкий барабан, духовные исполнения - иляхи, обрядо-бытовые песни и танцы. Инструментальная музыка практически отсутствовала. Создавалась ниша, потому что татарину - если и был такой этноним, потому что, как нам кажется, назывались мы мусульманами - и тем более мусульманину играть на каком-либо сладкозвучном инструменте на потеху публике считалось позором. Единственным народным инструментом был кавал - пастушья продольная флейта, да и она несла, скорее, "производственный" характер - отара слышала своего хозяина, а вместе с тем это было сигналом, что овца под охраной. Образовалась ниша, свободная ниша.
В X-XI веках в Европе появилось племя странных людей - смуглых, стройных, свободных, кочевых. Они появлялись и исчезали внезапно, и только дым погасших костров был им памятью. Говорили они на языке, доселе неизвестном жителям Европы. Точным временем появления их в Крыму мы не располагаем, знаем лишь то, что здесь, на территории полуострова, часть этого народа осела, прижилась и внесла свою лепту в развитие культуры крымских татар. Особенно это отразилось на сохранении, приумножении и развитии музыкальной культуры.
Цыгане - так звали их в России и на Украине, в Крыму и Турции - чингене, Испании - хитанос, в Англии - джипси(от англ. Эджипт - Египет). Но себя они везде называют "рома". Примечательно, что крымские цыгане называют себя еще и "урмачель", а внутри своего племени подразделяются на касты. Это: чалгъыджылар, алтынджылар (къуюмджылар), сепетчилер и аювджылар. Сами слова говорят о роде занятий этих каст, надо только ещё раз напомнить, что речь идет об оседлых крымских цыганах - кроме аювджылар.
Алтынджылар(къуюмджылар) - наиболее состоятельная группа, занималась производством ювелирных изделий из золота и серебра, изделий из меди. Сепетчилер занимались изготовлением сепетов - корзин из ивовых прутьев, они были очень популярны в быту народов Крыма. По нашим данным, эта же группа занималась приготовлением эльва, своего рода конфет типа карамели. Аювджылар - так называли кочевых цыган, они занимались барышничеством, мелкой торговлей, гаданием, а также дрессурой медведей, откуда и их название. Эта группа уходила за пределы Крыма. Татарский язык они знали плохо, говорили с грубым акцентом, вели, в общем-то, цыганский образ жизни в отличие от других каст, прочно принявших ислам, осевших и вошедших в инфраструктуру Крыма, но не имеющих - или имеющих крайне мало - смешанных браков. Да и говорили они уже не на цыганском - одном из индо-арийских языков, а на жаргоне - смеси цыганского и тюркского. Например, фраза: "Очав бут таро пийди матолашты" звучит как бы по-татарски, но татарин тут ничего не поймет, потому что это цыганская фраза в оригинале должна бы звучать так: "Чаво бут тхаро пиел, мато эси" - "Парень выпил много водки, опьянел". Автору не раз приходилось слышать, как урмачели общались между собой на жаргоне: речь выглядела тюркской, но никто ничего не мог понять. Это и есть жаргон крымских цыган, своеобразный язык, уже отмирающий и уходящий в небытие.
Принадлежность цыганского к индоарийским языкам несомненна, научно установлена. Приведем несколько примеров относительно иранского языка:
цыганский иранский
дар - дверь дар - дверь
пхуло - золото пул - деньги
васт - рука даст - рука
дадо - отец дада - отец
пхуро - старик пир - старец
дэв - бог дав - сверхчеловек
дан - зуб дан - зуб
чуро - бедный чури - бедный
шунав - слушать шинав - слушать
зурало - сильный зор - здорово
бахт - счастье бахт - счастье
хурдо - мелкий хурдо - мелкий
ек - один як - один
дуй - два ду - два
штар - четыре чор - четыре
панч - пять панчь - пять
тухум - родня тухум - яйцо
Надо отметить и тот факт, что крымские цыгане настолько приняли татарский язык, что он оказал влияние и на их собственный, например, в их языке так же, как и в татарском, отсутствует понятие рода.
Татарско-цыганский жаргон, имевший хождение в Крыму, плотно вошел в музыкальную сферу, и когда в 25-30 - е годы татары стали принимать прямое участие в профессиональном музицировании, они переняли этот язык у старых мастеров-музыкантов, да и сейчас любой свадебный музыкант знает этот жаргон или же понимает его.
Тут возникает, естественно, вопрос, с какого времени и почему крымские татары стали профессионально заниматься музыкой? Начало этого процесса следует отнести к тем 30-м годам. В этот период стала нарождаться советская интеллигенция. Именно советская, поскольку другая была перемолота репрессиями. Развернулась широкая сеть ликбезов и культурных программ, несших искусство в массы. И - самое главное - к Крыму, к его культуре был проявлен определенный интерес со стороны московских и ленинградских этнографов и музыковедов. Их работа здесь осложнялась из-за неграмотности цыганских музыкантов. Более того, если салачикский музыкант на свадьбе играл, как дьявол, то в кабинете у ученого он вёл себя иначе - ему было не с руки передавать всю богатейшую информацию, которая копилась в его роду веками, какому-то заезжему гяуру. Нотная фиксация сводила на нет их монополию на музыку. Свидетельством тому блеклые, невыразительные нотные издания в одноголосии, да ещё и неточные, которые были выпущены в то время в Москве. Это подвигнуло крымских татар на серьёзное отношение к музыке. Появились первые специалисты-музыканты, получившие по тем временам серьёзную музыкальную подготовку: Яхъя Шерфетдинов и, ныне, к счастью, здравствующий, Ильяс Бахшиш, который, может быть, как-то прокомментирует наш труд.
С началом профессионального отношения крымских татар к собственной музыке она получила новый всплеск, новое развитие. Но вместе с тем наблюдался и отход от исконно восточного колорита, от специфичного тембра звучания и, что очень важно, от так называемой цыганской, или, как её ещё называют, венгерской гаммы (дважды гармонический мажор). Также появилось чуждое для восточной музыки многоголосие и игра аккордами, понятие тональности, что было абсолютно неведомо безграмотным музыкантам Крыма. Различие можно проверить по фондовым записям, которые сохранились. Это записи 50-х годов в исполнении таких корифеев, как Изеддин Мемиш и Аппаз-уста (скрипка) и Исмаил Меджит (кларнет). Если сравнить их игру с игрой сегодняшних мастеров - Энвера Шерфетдинова, Ибрагима Эгизова, Шевкета Асанова, Дилявера Бекирова и других, то легко сделать вывод: сегодня наши музыканты на порядок выше по мастерству, но не более. Колорит - за старыми мастерами.
Помимо медничества, мастеровой работы по золотым и серебряным украшениям крымские цыгане профессионально занимались музыкой. Подчеркнем - профессионально, потому что они и явились цехом музыкантов-профи, которые делали и хранили традиционную музыку крымских татар. Как это произошло - мы уже детально объяснили во вступительной части: была пустая, не занятая никем ниша, эта ниша была табуирована для татар, занятие это, с подачи властей, считалось неизменным и неугодным, потому этой неотъемлемой частью жизни народа полуострова и занялись цыгане. Ещё раз сделаем упор на то, что дело здесь не в одаренности народа, нет, просто сама жизнь вручила урмачелю скрипку, тулуп-зурну, давул, кеманче и прочую музыкальную атрибутику. В народе даже есть поговорка: "Чингенесинъми - чал давулынъны!" (Если ты цыган - играй на барабане!), то есть каждый должен заниматься своим делом (кастовое разделение труда).
Тут цыганам, как и везде (Испания, страны арабского Востока, Россия и другие регионы), пришлось уйти от своих исконных музыкальных ладов и ритмики. Пытаясь найти ту струнку, которая бы заставила плакать татарина, цыгану пришлось вникнуть в ладовую систему, ритмику, мелизматику, построение музыкальной фразы и музыкальных ходов татар - это было очень сложно, но и какой громадный успех имели эти "индже саз такъыми" - небольшие профессиональные оркестры, состоящие из кемане, сантыра, даре, а позднее ещё кларнета и скрипки, у простого люда!
Со временем такие оркестры появились во всех крупных населенных пунктах Крыма, приглашались они на праздничные торжества, народные гулянья или же вечеринки богатых людей. Особым шиком считалось приглашать музыкантов из других городов, самыми популярными музыкантами были урмачели из Бахчисарая. Там, в местечке Салачик, что в переводе означает предместье, и жили самые прославленные музыканты Крыма. Жили они также в кварталах Бахчисарая Ак-каш и Кады-маалле. Примечательно, что это были люди очень дисциплинированные - это был центр ханства, столица, с утра они уходили в пещеры Салачика - къоба, где и оттачивали своё мастерство. Здесь, в пещерах, звук струнных был наиболее насыщееным, ярким, объёмным, ощутимым - может потому и имели преимущество бахчисарайские музыканты перед другими, заметим, что это были люди трезвые, потому что на свадьбе надо было работать без сна три-четыре дня, потом эти люди знали громадное количество песенного текста наизусть - это при их безграмотности! - потому что каждый заказавший музыку, свою любимую песню и заплативший за это, внимательно бдил за её правильным исполнением и горе тому исполнителю, кто не допоет строфу или внесет отсебятину.
Несмотря на большие заработки, музыканты были небогаты, в отличие от алтынджы (къуюмджы), потому что свадьбы несли сезонный характер. Заработав определенную сумму осенью, музыкант был вынужден перебиваться случайными заработками зимой и весной.
Знаменитый Ашир-уста, салачикский скрипач-виртуоз, автор пиццикато "Тым-тым" и многих других импровизаций, песен, умер в 1924 году с голоду, до этого он был вынужден продать свою скрипку - подарок русского царя в знак уважения его искрометного таланта.
Играли эти музыканты все, но преимущественно это была инструментальная музыка, потому что вокальное, песенное творчество было приоритетным правом татар.
Пели урмачели и свои песни, играли свою музыку. Вот одна из песен, чисто цыганская:
Записано с голоса А. Аккаша (г. Бахчисарай)
Биз гезериз, биз юрериз,
Джевиз терек тюбюне биз къонарыз.
Къазма курек биз япарыз,
Акъшам олса шень ойнарыз!
Мы ходим - гуляем,
А останавливаемся под орешиной.
Мы делаем лопаты,
А вечером весело танцуем!
Другая песня:
Записано с голоса Х. Османова (г. Бахчисарай)
Ай, Къюрт-Али, ай, балам,
Къайда да къалды бабайынъ?
Салкъын, терен джилгъада
Джесети къалды бабайнынь,
Огюз киби окюрген
Корюги къалды бабайнынъ:
Ай, Курт-Али, ай, сынок,
Где остался отец твой?
В глубокой, прохладной реке
Лежит его тело,
Остался от него лишь кузнечный мех,
Дышащий, как вол:
(Видимо, отец Курт-Али был кузнецом).
Были и зазорные песни, которые татары и не стали бы петь. Всю песню привести было бы неэтично, но вот часть её:
Абильтарнынъ тоюнда эр кес оюнда,
Абильтарны сорар исен - келин къойнунда
(вариант - аралыкъ боюнда).
Абильтар къалайджы, джепке далыджы,
Акъшам алыджы, сабах вериджи.
Салачик башы - чакъылдыр дашы!
На свадьбе Абильтара все танцуют,
А Абильтар - на груди невесты
(вариант - лежит в переулке).
Абильтар-жестянчик ныряет в карманы (чужие),
Вечером забирает, а утром отдает.
Верхушка Салачика вся в камнях!
Эти песни пелись только в узком кругу, вне татар, и, заметьте, на татарском языке. Надо отметить и то, что урмачели вели быт равный с татарами: обязательное посещение мечети, пятикратный намаз, пост - ораза, исполнение всех традиций и обычаев, и делали они это более ревностно, чем татары. Имена и фамилии, никях, обрезание,образ жизни - все это было один к одному татарским. Правда, в некоторых случаях мы встречались и с чисто цыганскими именами типа Ханай, Кокей, Джамут.
За урмачелями сохранилось и презрительное "фираун" - это русское "фараоново племя" - намек на якобы египетское происхождение.
Рассказывают, что в годы оккупации салачикский старик - урмачель вёз больную жену в могедеке - цыганской повозке. Здоровенный немец с автоматом загородил дорогу, ткнул автоматом в лежащую старуху и спросил: "Фрау?" ("Жена?") Бедный старик подумал, что его "разоблачили" - фираун, а ведь цыган расстреливали - и закричал истошно: "Нихт фираун, нихт! Бу таришен, мусульманин!".
Надо сказать, что во многих регионах Крыма в годы оккупации были уничтожены цыгане - найти и определить их было несложно, жили они обособленно, в пригородах или же своих кварталах. Единственным местом, где их не тронули, был Бахчисарай. Очевидцы рассказывают, что немцы уже определили и собрали крымских цыган, веками живших здесь и сроднившихся с Бахчисараем. Доложили об этом городскому голове, греку-мусульманину Фенерову (позже он ушел с немцами в Румынию, и мы не знаем, как сложилась судьба этого благородного человека). Фенеров был крайне озабочен этим фактом, тем более, что в этом древнем городе жили все вместе и были неотделимы друг от друга. Подумав, Фенеров пошел к плачущей толпе и попросил офицера отобрать троих по его усмотрению, что и было сделано. Фенеров завел их в штаб и попросил перед немцами снять: штаны. Перед изумленными немцами предстали: мусульмане. Фенеров же сказал, что не может быть далее головой в городе, где расстреливают мусульман. Репрессии были отменены. Увы, только в Бахчисарае.
Ржавая коса репрессий 44-го прошлась и по этому небольшому народу - все они, вместе с нами, оказались в высылке. И никто - ни один из них - не показал себя цыганом, а ведь так можно было остаться в Крыму. Но что им Крым без крымских татар?
Что это было? Солидарность? Преданность? Не знаем, да и сами они не смогут толком объяснить, потому что всегда, испокон веков считали себя мусульманами, последователями ислама, татарами:
Примечательно, что крымские цыгане дали крупных музыкантов союзного значения - в масштабах прежних лет. Это династия инструменталистов и танцоров Джелакаевых, это нынешний солист, танцор театра "Ромен" Муса Оглу, это уже ушедшие из жизни прекрасные гитаристы Саид Османов и Абауров, это танцор-гитарист Джумасанов (трое последних - из Керчи) и многие-многие другие. Примечательно, что остальные цыгане выделяют крымских как лучших инструменталистов-импровизаторов, ценят их дисциплинированность, это, видимо, наложено исповеданием ислама, и называют их "крымлысрома".
Заканчивая эту небольшую работу, в какой-то степени отдавая дань уважения этому древнему, талантливому народу, внесшему громадный вклад в инструментальную музыку крымских татар и, в какой-то мере, в культуру всего Крыма, сохранившему её в веках, донесшему её до сегодня, приведем ноты одного из образцов урмачельского танца, танца крымских цыган, рожденного когда-то в пещерах Салачика.
И ещё: напрасно искать носителей этой культуры и языка, они сроднились с татарами - смешанные браки последних десятилетий, крутые перемещения, один язык, одна вера: Они в нас, как неотъемлемая часть нашей культуры, нашего бытия, нашей истории. Да и зачем разъединять то, что спаяно веками?
Не дуже то по московськи читаю, але все ж таки, коли читаю подібні матеріяли і знаходжу там "із Азії", то замикаю книжку чи сайт, і знаходжу щось путьнє.
Це не є інформація. Це якби питали мене що є 2+2 а я відповів "число між 0 а 100". Фактично в давній часи Азія була перш за все Мала Азія, сьогоднішня Туреччина. Тоді що означає це із Азії? Чи з Анатолії, чи Персії, Чи з Індії, Арабії, Палестини, Китаю, Сибіру, чи із -станів, чи може таки з Японії чи Індонезії? На те питання відповіді не знаходжу (чи то про Кімерійців, чи Скіфів, чи Гунів, Печенігів, Половців, Татар...) Чомусь це для західно-евроцентрисів цілком задоволяюче, хоч справді це значить лише "десь із сходу", щось як ті троє царів на Різдво...
2010.07.07 | stryjko_bojko
Из истории (?) екатерининского нашествия
07-07-2010 09:34, Брат-1
Из истории (?) екатерининского нашествия
Австрийский принц де Линь получил от Екатерины II подарок — земли от Партенита до Кучук—Ламбата. Он был очарован красотой этой живописной местности (в 1787 г. в свите Екатерины II он осмотрел свои владения) и мечтал создать здесь плантаторское хозяйство, заселить земли английскими преступниками, неграми, скитавшимися по Лондону арабами. Проект потерпел неудачу после энергичного вмешательства русского посла в Англии С. Р. Воронцова. Де Линю пришлось в конце концов продать свой подарок русской казне.
Узнав, что война с Северо-Американскими Штатами не позволяет Англии вывозить туда преступников, Потемкин решил образовать в Крыму колонию англичан. Он воспользовался услугами принца де Л иня, который через третьих лиц передал русскому послу в Лондоне Семену Воронцову, чтобы тот предложил британскому правительству составить партию «преступников и арапов» для доставки их в Россию. О каких «арапах» шла речь, не очень понятно. В самом ли деле Потемкин собирался завезти в Крым африканских рабов или имелись в виду бродяги разного сорта — те, кого сейчас мы назвали бы людьми без определенного места жительства и без определенных занятий?
Как бы то ни было, Воронцов, и без того не любивший Потемкина, «устыдился за свою государыню и отечество»: преступников наказывают отправкой в Россию, под скипетр Екатерины Великой! Они отпугнут мирных и трудолюбивых колонистов, которых уже приглашают через все европейские газеты, и, непривычные к работе, вернутся «к грабежам и разбою».
Однако в октябре 1785 года Воронцов, к своему изумлению, получил высочайший приказ провести переговоры о высылке английских преступников в Ригу, для дальнейшего перевода их в Крым. Заплатить за перевоз преступников должно было британское правительство. Воронцов написал государыне, что ее европейская репутация сильно пострадает. «Несмотря на необычайное влияние и власть князя Потемкина», — хвастался Воронцов, императрица согласилась. «Князь Потемкин никогда не простил мне этого», — повторял он несколько лет спустя.
Воронцов желал продемонстрировать некомпетентность и самодурство Потемкина, и ему поверили. На самом же деле идея была далеко не вздорной. Например, незадолго до того, как Потемкин решил использовать английских каторжников и бродяг в Крыму, нечто подобное собирался сделать Иосиф II (он предполагал разместить английских преступников в Галиции). Кроме того, многие осужденные не совершали тяжких злодейств: в те времена в Англии заковывали в цепи и вывозили на галерах за кражу кролика или носового платка. Австралия, куда потом стали отправлять этих преступников, сделалась процветающей страной.
Некоторые из крымских поселенцев и без того были полупреступниками. В 1784 году из Ливорно прибыл корабль с «итальянскими оборванцами», как назвал их Самюэль Бентам, преимущественно корсиканцами. Во время плавания они подняли мятеж, убили капитана, но были взяты в плен и доставлены в Херсон, где использовались на строительных работах. Среди этих головорезов был один англичанин. Бентам нашел его «почти голого, умирающего от голода», и рассказал о несчастье своего соотечественника Потемкину. Тот, когда увидел его лохмотья, велел выдать 300 рублей на одежду. «Это как нельзя больше доказывает его великодушие и благорасположение к нам, англичанам», — заключал рассказ об этом эпизоде Бентам.
История переселенцев имеет и красноречивый американский эпизод. В 1784 году американцы, сохранившие верность английской короне, вынуждены были оставить Соединенные Штаты и обратились к Потемкину с прошением поселиться в России. Но князь счел, что «они могут быть потомками тех, кто выехал из Англии во время революционных войн прошлого века и придерживаться взглядов, никоим образом не приемлемых» в России. Вместо добропорядочных американцев стали искать английских уголовников — Потемкин, для которого Кромвель, Дантон и Пугачев были людьми одного сорта, проявлял последовательность: политическая неблагонадежность, с его точки зрения, была гораздо опаснее бытовой преступности.
Светлейший подробно продумал, как принять поселенцев, и писал правителю Таврической области В.В. Каховскому, что новые подданные, не знающие русского языка и обычаев, требуют защиты и покровительства. «Переведенных из Украины [...] в наместничество Екатеринославское волохов и прочих иностранцев предлагал я поселить по левую сторону Днепра [...], но, считая, что легче переместить их в пустых греческих деревнях в самой Тавриде, где по крайней мере каково ни есть находится строение, представляю вашему рассмотрению, в полуострове ли или на степи Перекопской их поселить...» Он постоянно думал о том, как улучшить жизнь новоприбывших, и приказывал Каховскому раздавать волов, коров и лошадей, оставленных ушедшими татарами, причем в первую очередь бедным семействам. Синельникову, правителю Екатеринославского наместничества, он приказал, чтобы каждая семья получила скот и по восемь десятин земли надушу, и требовал, чтобы губернатор встретил их лично.
Название: Military Крым №01 2005
Автор: Коллектив авторов
Год: 2005
Страниц: 68
Формат: PDF OCR
Размер: 25 Мб
Качество: отличное
Серия или Выпуск: Military Крым
Содержание номера:
- Турецкая армия в кампании в Крыму 1854-1856 гг.
- Артиллерия береговых батарей Севастополя к началу обороны 1854 г. Взгляд из крепости
- С девизом «За доблесть». История высшей военной награды Великобритании - Креста Виктории
- Пограничный полк НКВД в боях за Севастополь ( 1941-1942 гг.)
- Формирование Русской Освободительной Армии на территории Крыма (1943-1944 гг.). Неизвестные страницы военной истории
- Обстрел катера генерал-фельдмаршала Мaнштeйна советскими истребителями в 1942 г.
- Знак «За защиту Крыма». Судьба неизвестной награды Белой армии
- Meдaль «За отвагу» крымских пожарных
Название: Military Крым №01 2005
Автор: Коллектив авторов
Год: 2005
Страниц: 68
Формат: PDF OCR
Размер: 25 Мб
Качество: отличное
Серия или Выпуск: Military Крым
Содержание номера:
- Турецкая армия в кампании в Крыму 1854-1856 гг.
- Артиллерия береговых батарей Севастополя к началу обороны 1854 г. Взгляд из крепости
- С девизом «За доблесть». История высшей военной награды Великобритании - Креста Виктории
- Пограничный полк НКВД в боях за Севастополь ( 1941-1942 гг.)
- Формирование Русской Освободительной Армии на территории Крыма (1943-1944 гг.). Неизвестные страницы военной истории
- Обстрел катера генерал-фельдмаршала Мaнштeйна советскими истребителями в 1942 г.
- Знак «За защиту Крыма». Судьба неизвестной награды Белой армии
- Meдaль «За отвагу» крымских пожарных
Название: Military Крым №04 2006
Автор: Коллектив авторов
Год: 2006
Страниц: 64
Формат: PDF OCR
Размер: 16 мб
Качество: отличное
Серия или Выпуск: Military Крым
Содержание номера:
- Медаль «За оборону Севастополя»
- Морская пехота Черноморского флота в боях за Севастополь 1941-1942 и 1944 гг.
- Тимоти Гоуинг «Голос из строя»
- Мысли фельдмаршала Кн. Паскевича по поводу обороны и падения Севастополя 16 сентября 1855 г.
- Загадка генерала МАК-МАГОНА
- 75-й флотский экипаж. От Севастополя до Парижа
- Формирование полицейско-судебных органов в Таврической области после присоединения Крыма к России
- Военный конфликт между Вооруженными Силами Юга России и Украиной осенью 1919 г
- Крымский год Колчака: Воспоминания перед расстрелом
- Крымскотатарские коллаборационистские формирования в вермахте, полиции и войсках СС (1941-1945 гг.)
Название: Military Крым №05 2007
Автор: Коллектив авторов
Год: 2007
Страниц: 64
Формат: PDF OCR
Размер: 18
Качество: отличное
Серия или Выпуск: Military Крым
Содержание номера:
- Забытый полк: Бородинский егерский полк в Альминском сражении 8(20) сентября 1854 г.
- Тимоти Гоуинг «Голос из строя»
- Униформа, снаряжение и вооружение французских зуавов периода Крымской войны 1853-1856 гг.
- Крым 1856 – 1857 на страницах российских газет
- К вопросу о формировании частей ы Добровольческой армии в 1919 г.
- Неизвестное о неизвестном, или о чем молчит фотография
- Морская пехота Черноморского флота в боях за Севастополь 1941 – 1942 и 1944 гг.
- За фюрера, дуче и поглавника. Хорватские добровольцы на восточном фронте
- К истории 1-го крымского мусульманского полка «Уриет» (1917 – 1918 г.)
- Почитатели военной истории Красной Армии в Праге
Название: Military Крым №03 2006
Автор: Коллектив авторов
Год: 2006
Страниц: 72
Формат: PDF OCR
Размер: 23 Мб
Качество: отличное
Серия или Выпуск: Military Крым
Содержание номера:
- Сражение на черной речке 4 августа 1855 г.: Атака Галицкого егерского полка - русская «легкая бригада
- Севастопольские бастионы Вильгельма Тимма
- Тимоти Гоуинг «Голос из строя»
- К истории вопроса о деятельности заградительных отрядов в Советской Республике и Крыму в годы Гражданской войны
- Последний бой «эскадронцев»
- Крымский год Колчака: Воспоминания перед расстрелом
- Немецкая оккупационная группировка и силовые структуры на территории Крыма (1941-1944): организация, структура, численность
- Евпаторийский десант
- Морская пехота Черноморского флота в боях за Севастополь 1941-1942 и 1944 гг.
2010.08.05 | Nikita
Почему Сталин выселил крымских татар?
Как только началась Великая Отечественная война, оказалось, что пестуемые партией «националы» не желают защищать ни советскую власть, ни СССР, ни Россию, а видят свое будущее в союзе с врагами своей родины — немцами и турками.
Дезертирство крымских татар из армии в первые же месяцы войны приняло массовый характер — около 20 000 человек, то есть подавляющее большинство из призванных.
Уже в декабре 1941 года представители крымско-татарской общины из Турции Эдиге Кырымал и Мюстеджип Улькюсал ездили в Берлин и вели переговоры с Гитлером о создании отдельного крымско-татарского государства.
Но немцы собирались лишь использовать крымских татар в своих целях. В Берлине немцами был создан Татарский национальный комитет. В задачи комитета входила организация вооруженных сил из татар, оказавшихся на оккупированной немцами территории, борьба с Красной армией и создание под протекторатом Германии «Волго-Уральского татарского государства». По планам, в это «государство» должны были быть включены Татарская, Чувашская, Удмуртская, Марийская и Мордовская автономные республики и часть Уральской области.
Вы только представьте, молодая татарка заколола кинжалом советского майора на себе. Это из воспоминаний освабадітєля Крима. Надо же такая молодая а уже фашіздка! Так что Никита, усе правільно, жаль только что украинцев куда-то подальше не віселили. Многовато оказалось хоть и после голодомора. Я вот думаю, а что если таких вот Никит с Украины куда-то выселить подальше. А? Вам должна эта идея понравиться. В духе Сталина. Может сами чемоданчик соберете за полчасика? На билетик сбросимся .
Відповіді
2009.01.27 | stryjko_bojko
Крим періоду владарювання скіфів.VII ст. до н.е.
Глава 3. КРЫМ ПЕРИОДА ВЛАДЫЧЕСТВА СКИФОВ. ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ В КРЫМУ. VII век до нашей эрыhttp://we.crimea.be/content/view/1036/123/
2010.03.27 | stryjko_bojko
Ромали Криму
Забытое племяhttp://www.ccssu.crimea.ua/crimea/etno/articles/plem/index.htm
Шумный триумф и взлет славы и признания артистов, певцов, музыкантов - привычная и неотъемлемая часть современной действительности. Не вызывает удивления и то, что популярность некоторых из них позволяет им владеть умами и сердцами миллионов поклонников и даже вершить их судьбы. Но так было не всегда. В средние века, когда мировые религии усердствовали, чтобы владеть умами народов и племен (умами, значит, и властью), свободное музыкальное творчество было взято под контроль. Вспомним великих музыкантов и композиторов Италии, Западной Европы. Под указующим перстом церкви создавались величественнейшие хоралы, мессы, оратории, кантаты. Гении рода человеческого создавали грандиозные полотна и фрески, укрепляя и без того непоколебимую мощь власти. Нетрудно понять, почему они не были свободными художниками.
Власть же знала, что самым сильным воздействующим на человеческое "я", его личность, его психоэмоциональное восприятие мира средством является не что иное, как Искусство. Стремление человека к гармонии, на которой покоится природа и само мирозданье, и полное или частичное отсутствие таковой в самом человеке, всегда было той самой разностью потенциалов, по которой и бежал ток - неземное движение индивида к совершенству. Иллюзию такой гармонии - именно иллюзию - и давало искусство, в частности, музыка. Иллюзию - потому, что художник всегда звал в свой мир, мир, созданный им импровизационной эйфорией, мир образов и неконкретных видений. Но это требовало таких фантастических усилий, что сознание и разум их граничили с безумием. Достаточно вспомнить, чем кончили Антонио Вивальди, Винсент Ван Гог, Роберт Шуман, Николай Гоголь, Федор Достоевский и многие-многие другие - мир иллюзий не прост и, порою, жесток. Но это - другая тема, которая требует более детального, философского размышления.
Так вот, та часть мастеров звука света и резца, которая не отошла от народа и продолжала служить ему, а значит, оказывала на него определенное воздействие - могла управлять им! - была официально отринута и предана анафеме, оказалась вне общества. Достаточно вспомнить судьбу такого Мастера, как Никколо Паганини, вспомнить его посмертные муки, когда даже тело его не разрешено было предать земле.
Артистов, музыкантов в Европе хоронили за пределами территории официального кладбища, а что касается бродячих музыкантов - их можно было беспрепятственно убивать. Так расправлялись с теми, кто мог влиять на массы и вести их за собой, или же с теми, кто оплатил труд музыкантов. Примером нашим словам служит заигрывание и нынешних политиков с мастерами эстрады, участие артистов в предвыборных марафонах, а иногда и прямая пропаганда имен политдеятелей.
Та часть музыкальной богемы, которая осталась с народом и в народе, была объявлена "презренной и тлетворной", их деятельность сопряжена с определенным риском и наказуема. Не удивительно, что со временем эта творческая прослойка истончалась, как озоновый слой в атмосфере - образовалась ниша, которая не могла быть заполнена "честными и добропорядочными горожанами". Но, как известно, природа не терпит пустоты, она должна быть заполненно...
Вернемся в Крым, Крым средневековый, когда уже прочно устоявшийся ислам стал государственной религией, не ущемляющей чести и достоинства греческо-православной и иудейской диаспор. Исламские богословы - люди тоже весьма образованные, не хуже отцов римской церкви - знали, что музыка, как наиболее доступная форма психоэмоционального воздействия, не должна вольно жить в народе и благоденствовать, она должна быть подконтрольной. Понятно было, что хороший музыкант - серьёзная конкуренция любой, даже сильной, идеологии: он даже не словом действует, не проповедью, а звуком, консонансом, ритмом, тембром, а это оказывает большее влияние на человека, чем слово, которое надо услышать, понять и затем усвоить. Со звуком дело обстоит проще...
Ислам - религия порядка и дисциплины - разрешал музыку лишь в военных оркестрах, здесь, в Крыму, это были зурна и давул, турецкий барабан, духовные исполнения - иляхи, обрядо-бытовые песни и танцы. Инструментальная музыка практически отсутствовала. Создавалась ниша, потому что татарину - если и был такой этноним, потому что, как нам кажется, назывались мы мусульманами - и тем более мусульманину играть на каком-либо сладкозвучном инструменте на потеху публике считалось позором. Единственным народным инструментом был кавал - пастушья продольная флейта, да и она несла, скорее, "производственный" характер - отара слышала своего хозяина, а вместе с тем это было сигналом, что овца под охраной. Образовалась ниша, свободная ниша.
В X-XI веках в Европе появилось племя странных людей - смуглых, стройных, свободных, кочевых. Они появлялись и исчезали внезапно, и только дым погасших костров был им памятью. Говорили они на языке, доселе неизвестном жителям Европы. Точным временем появления их в Крыму мы не располагаем, знаем лишь то, что здесь, на территории полуострова, часть этого народа осела, прижилась и внесла свою лепту в развитие культуры крымских татар. Особенно это отразилось на сохранении, приумножении и развитии музыкальной культуры.
Цыгане - так звали их в России и на Украине, в Крыму и Турции - чингене, Испании - хитанос, в Англии - джипси(от англ. Эджипт - Египет). Но себя они везде называют "рома". Примечательно, что крымские цыгане называют себя еще и "урмачель", а внутри своего племени подразделяются на касты. Это: чалгъыджылар, алтынджылар (къуюмджылар), сепетчилер и аювджылар. Сами слова говорят о роде занятий этих каст, надо только ещё раз напомнить, что речь идет об оседлых крымских цыганах - кроме аювджылар.
Алтынджылар(къуюмджылар) - наиболее состоятельная группа, занималась производством ювелирных изделий из золота и серебра, изделий из меди. Сепетчилер занимались изготовлением сепетов - корзин из ивовых прутьев, они были очень популярны в быту народов Крыма. По нашим данным, эта же группа занималась приготовлением эльва, своего рода конфет типа карамели. Аювджылар - так называли кочевых цыган, они занимались барышничеством, мелкой торговлей, гаданием, а также дрессурой медведей, откуда и их название. Эта группа уходила за пределы Крыма. Татарский язык они знали плохо, говорили с грубым акцентом, вели, в общем-то, цыганский образ жизни в отличие от других каст, прочно принявших ислам, осевших и вошедших в инфраструктуру Крыма, но не имеющих - или имеющих крайне мало - смешанных браков. Да и говорили они уже не на цыганском - одном из индо-арийских языков, а на жаргоне - смеси цыганского и тюркского. Например, фраза: "Очав бут таро пийди матолашты" звучит как бы по-татарски, но татарин тут ничего не поймет, потому что это цыганская фраза в оригинале должна бы звучать так: "Чаво бут тхаро пиел, мато эси" - "Парень выпил много водки, опьянел". Автору не раз приходилось слышать, как урмачели общались между собой на жаргоне: речь выглядела тюркской, но никто ничего не мог понять. Это и есть жаргон крымских цыган, своеобразный язык, уже отмирающий и уходящий в небытие.
Принадлежность цыганского к индоарийским языкам несомненна, научно установлена. Приведем несколько примеров относительно иранского языка:
цыганский иранский
дар - дверь дар - дверь
пхуло - золото пул - деньги
васт - рука даст - рука
дадо - отец дада - отец
пхуро - старик пир - старец
дэв - бог дав - сверхчеловек
дан - зуб дан - зуб
чуро - бедный чури - бедный
шунав - слушать шинав - слушать
зурало - сильный зор - здорово
бахт - счастье бахт - счастье
хурдо - мелкий хурдо - мелкий
ек - один як - один
дуй - два ду - два
штар - четыре чор - четыре
панч - пять панчь - пять
тухум - родня тухум - яйцо
Надо отметить и тот факт, что крымские цыгане настолько приняли татарский язык, что он оказал влияние и на их собственный, например, в их языке так же, как и в татарском, отсутствует понятие рода.
Татарско-цыганский жаргон, имевший хождение в Крыму, плотно вошел в музыкальную сферу, и когда в 25-30 - е годы татары стали принимать прямое участие в профессиональном музицировании, они переняли этот язык у старых мастеров-музыкантов, да и сейчас любой свадебный музыкант знает этот жаргон или же понимает его.
Тут возникает, естественно, вопрос, с какого времени и почему крымские татары стали профессионально заниматься музыкой? Начало этого процесса следует отнести к тем 30-м годам. В этот период стала нарождаться советская интеллигенция. Именно советская, поскольку другая была перемолота репрессиями. Развернулась широкая сеть ликбезов и культурных программ, несших искусство в массы. И - самое главное - к Крыму, к его культуре был проявлен определенный интерес со стороны московских и ленинградских этнографов и музыковедов. Их работа здесь осложнялась из-за неграмотности цыганских музыкантов. Более того, если салачикский музыкант на свадьбе играл, как дьявол, то в кабинете у ученого он вёл себя иначе - ему было не с руки передавать всю богатейшую информацию, которая копилась в его роду веками, какому-то заезжему гяуру. Нотная фиксация сводила на нет их монополию на музыку. Свидетельством тому блеклые, невыразительные нотные издания в одноголосии, да ещё и неточные, которые были выпущены в то время в Москве. Это подвигнуло крымских татар на серьёзное отношение к музыке. Появились первые специалисты-музыканты, получившие по тем временам серьёзную музыкальную подготовку: Яхъя Шерфетдинов и, ныне, к счастью, здравствующий, Ильяс Бахшиш, который, может быть, как-то прокомментирует наш труд.
С началом профессионального отношения крымских татар к собственной музыке она получила новый всплеск, новое развитие. Но вместе с тем наблюдался и отход от исконно восточного колорита, от специфичного тембра звучания и, что очень важно, от так называемой цыганской, или, как её ещё называют, венгерской гаммы (дважды гармонический мажор). Также появилось чуждое для восточной музыки многоголосие и игра аккордами, понятие тональности, что было абсолютно неведомо безграмотным музыкантам Крыма. Различие можно проверить по фондовым записям, которые сохранились. Это записи 50-х годов в исполнении таких корифеев, как Изеддин Мемиш и Аппаз-уста (скрипка) и Исмаил Меджит (кларнет). Если сравнить их игру с игрой сегодняшних мастеров - Энвера Шерфетдинова, Ибрагима Эгизова, Шевкета Асанова, Дилявера Бекирова и других, то легко сделать вывод: сегодня наши музыканты на порядок выше по мастерству, но не более. Колорит - за старыми мастерами.
Помимо медничества, мастеровой работы по золотым и серебряным украшениям крымские цыгане профессионально занимались музыкой. Подчеркнем - профессионально, потому что они и явились цехом музыкантов-профи, которые делали и хранили традиционную музыку крымских татар. Как это произошло - мы уже детально объяснили во вступительной части: была пустая, не занятая никем ниша, эта ниша была табуирована для татар, занятие это, с подачи властей, считалось неизменным и неугодным, потому этой неотъемлемой частью жизни народа полуострова и занялись цыгане. Ещё раз сделаем упор на то, что дело здесь не в одаренности народа, нет, просто сама жизнь вручила урмачелю скрипку, тулуп-зурну, давул, кеманче и прочую музыкальную атрибутику. В народе даже есть поговорка: "Чингенесинъми - чал давулынъны!" (Если ты цыган - играй на барабане!), то есть каждый должен заниматься своим делом (кастовое разделение труда).
Тут цыганам, как и везде (Испания, страны арабского Востока, Россия и другие регионы), пришлось уйти от своих исконных музыкальных ладов и ритмики. Пытаясь найти ту струнку, которая бы заставила плакать татарина, цыгану пришлось вникнуть в ладовую систему, ритмику, мелизматику, построение музыкальной фразы и музыкальных ходов татар - это было очень сложно, но и какой громадный успех имели эти "индже саз такъыми" - небольшие профессиональные оркестры, состоящие из кемане, сантыра, даре, а позднее ещё кларнета и скрипки, у простого люда!
Со временем такие оркестры появились во всех крупных населенных пунктах Крыма, приглашались они на праздничные торжества, народные гулянья или же вечеринки богатых людей. Особым шиком считалось приглашать музыкантов из других городов, самыми популярными музыкантами были урмачели из Бахчисарая. Там, в местечке Салачик, что в переводе означает предместье, и жили самые прославленные музыканты Крыма. Жили они также в кварталах Бахчисарая Ак-каш и Кады-маалле. Примечательно, что это были люди очень дисциплинированные - это был центр ханства, столица, с утра они уходили в пещеры Салачика - къоба, где и оттачивали своё мастерство. Здесь, в пещерах, звук струнных был наиболее насыщееным, ярким, объёмным, ощутимым - может потому и имели преимущество бахчисарайские музыканты перед другими, заметим, что это были люди трезвые, потому что на свадьбе надо было работать без сна три-четыре дня, потом эти люди знали громадное количество песенного текста наизусть - это при их безграмотности! - потому что каждый заказавший музыку, свою любимую песню и заплативший за это, внимательно бдил за её правильным исполнением и горе тому исполнителю, кто не допоет строфу или внесет отсебятину.
Несмотря на большие заработки, музыканты были небогаты, в отличие от алтынджы (къуюмджы), потому что свадьбы несли сезонный характер. Заработав определенную сумму осенью, музыкант был вынужден перебиваться случайными заработками зимой и весной.
Знаменитый Ашир-уста, салачикский скрипач-виртуоз, автор пиццикато "Тым-тым" и многих других импровизаций, песен, умер в 1924 году с голоду, до этого он был вынужден продать свою скрипку - подарок русского царя в знак уважения его искрометного таланта.
Играли эти музыканты все, но преимущественно это была инструментальная музыка, потому что вокальное, песенное творчество было приоритетным правом татар.
Пели урмачели и свои песни, играли свою музыку. Вот одна из песен, чисто цыганская:
Записано с голоса А. Аккаша (г. Бахчисарай)
Биз гезериз, биз юрериз,
Джевиз терек тюбюне биз къонарыз.
Къазма курек биз япарыз,
Акъшам олса шень ойнарыз!
Мы ходим - гуляем,
А останавливаемся под орешиной.
Мы делаем лопаты,
А вечером весело танцуем!
Другая песня:
Записано с голоса Х. Османова (г. Бахчисарай)
Ай, Къюрт-Али, ай, балам,
Къайда да къалды бабайынъ?
Салкъын, терен джилгъада
Джесети къалды бабайнынь,
Огюз киби окюрген
Корюги къалды бабайнынъ:
Ай, Курт-Али, ай, сынок,
Где остался отец твой?
В глубокой, прохладной реке
Лежит его тело,
Остался от него лишь кузнечный мех,
Дышащий, как вол:
(Видимо, отец Курт-Али был кузнецом).
Были и зазорные песни, которые татары и не стали бы петь. Всю песню привести было бы неэтично, но вот часть её:
Абильтарнынъ тоюнда эр кес оюнда,
Абильтарны сорар исен - келин къойнунда
(вариант - аралыкъ боюнда).
Абильтар къалайджы, джепке далыджы,
Акъшам алыджы, сабах вериджи.
Салачик башы - чакъылдыр дашы!
На свадьбе Абильтара все танцуют,
А Абильтар - на груди невесты
(вариант - лежит в переулке).
Абильтар-жестянчик ныряет в карманы (чужие),
Вечером забирает, а утром отдает.
Верхушка Салачика вся в камнях!
Эти песни пелись только в узком кругу, вне татар, и, заметьте, на татарском языке. Надо отметить и то, что урмачели вели быт равный с татарами: обязательное посещение мечети, пятикратный намаз, пост - ораза, исполнение всех традиций и обычаев, и делали они это более ревностно, чем татары. Имена и фамилии, никях, обрезание,образ жизни - все это было один к одному татарским. Правда, в некоторых случаях мы встречались и с чисто цыганскими именами типа Ханай, Кокей, Джамут.
За урмачелями сохранилось и презрительное "фираун" - это русское "фараоново племя" - намек на якобы египетское происхождение.
Рассказывают, что в годы оккупации салачикский старик - урмачель вёз больную жену в могедеке - цыганской повозке. Здоровенный немец с автоматом загородил дорогу, ткнул автоматом в лежащую старуху и спросил: "Фрау?" ("Жена?") Бедный старик подумал, что его "разоблачили" - фираун, а ведь цыган расстреливали - и закричал истошно: "Нихт фираун, нихт! Бу таришен, мусульманин!".
Надо сказать, что во многих регионах Крыма в годы оккупации были уничтожены цыгане - найти и определить их было несложно, жили они обособленно, в пригородах или же своих кварталах. Единственным местом, где их не тронули, был Бахчисарай. Очевидцы рассказывают, что немцы уже определили и собрали крымских цыган, веками живших здесь и сроднившихся с Бахчисараем. Доложили об этом городскому голове, греку-мусульманину Фенерову (позже он ушел с немцами в Румынию, и мы не знаем, как сложилась судьба этого благородного человека). Фенеров был крайне озабочен этим фактом, тем более, что в этом древнем городе жили все вместе и были неотделимы друг от друга. Подумав, Фенеров пошел к плачущей толпе и попросил офицера отобрать троих по его усмотрению, что и было сделано. Фенеров завел их в штаб и попросил перед немцами снять: штаны. Перед изумленными немцами предстали: мусульмане. Фенеров же сказал, что не может быть далее головой в городе, где расстреливают мусульман. Репрессии были отменены. Увы, только в Бахчисарае.
Ржавая коса репрессий 44-го прошлась и по этому небольшому народу - все они, вместе с нами, оказались в высылке. И никто - ни один из них - не показал себя цыганом, а ведь так можно было остаться в Крыму. Но что им Крым без крымских татар?
Что это было? Солидарность? Преданность? Не знаем, да и сами они не смогут толком объяснить, потому что всегда, испокон веков считали себя мусульманами, последователями ислама, татарами:
Примечательно, что крымские цыгане дали крупных музыкантов союзного значения - в масштабах прежних лет. Это династия инструменталистов и танцоров Джелакаевых, это нынешний солист, танцор театра "Ромен" Муса Оглу, это уже ушедшие из жизни прекрасные гитаристы Саид Османов и Абауров, это танцор-гитарист Джумасанов (трое последних - из Керчи) и многие-многие другие. Примечательно, что остальные цыгане выделяют крымских как лучших инструменталистов-импровизаторов, ценят их дисциплинированность, это, видимо, наложено исповеданием ислама, и называют их "крымлысрома".
Заканчивая эту небольшую работу, в какой-то степени отдавая дань уважения этому древнему, талантливому народу, внесшему громадный вклад в инструментальную музыку крымских татар и, в какой-то мере, в культуру всего Крыма, сохранившему её в веках, донесшему её до сегодня, приведем ноты одного из образцов урмачельского танца, танца крымских цыган, рожденного когда-то в пещерах Салачика.
И ещё: напрасно искать носителей этой культуры и языка, они сроднились с татарами - смешанные браки последних десятилетий, крутые перемещения, один язык, одна вера: Они в нас, как неотъемлемая часть нашей культуры, нашего бытия, нашей истории. Да и зачем разъединять то, что спаяно веками?
2010.03.27 | Tatarchuk
Re: Ромали Криму
ось свіжа стаття на схожу темуhttp://www.chaskor.ru/article/krymskaya_atlantida_16096
2010.08.02 | Мірко
Про це "із Азії"
Не дуже то по московськи читаю, але все ж таки, коли читаю подібні матеріяли і знаходжу там "із Азії", то замикаю книжку чи сайт, і знаходжу щось путьнє.Це не є інформація. Це якби питали мене що є 2+2 а я відповів "число між 0 а 100". Фактично в давній часи Азія була перш за все Мала Азія, сьогоднішня Туреччина. Тоді що означає це із Азії? Чи з Анатолії, чи Персії, Чи з Індії, Арабії, Палестини, Китаю, Сибіру, чи із -станів, чи може таки з Японії чи Індонезії? На те питання відповіді не знаходжу (чи то про Кімерійців, чи Скіфів, чи Гунів, Печенігів, Половців, Татар...) Чомусь це для західно-евроцентрисів цілком задоволяюче, хоч справді це значить лише "десь із сходу", щось як ті троє царів на Різдво...
2010.07.07 | stryjko_bojko
Из истории (?) екатерининского нашествия
07-07-2010 09:34, Брат-1Из истории (?) екатерининского нашествия
Австрийский принц де Линь получил от Екатерины II подарок — земли от Партенита до Кучук—Ламбата. Он был очарован красотой этой живописной местности (в 1787 г. в свите Екатерины II он осмотрел свои владения) и мечтал создать здесь плантаторское хозяйство, заселить земли английскими преступниками, неграми, скитавшимися по Лондону арабами. Проект потерпел неудачу после энергичного вмешательства русского посла в Англии С. Р. Воронцова. Де Линю пришлось в конце концов продать свой подарок русской казне.
http://www.itaka.crimea.ua/terra/10
http://www2.maidan.org.ua/n/krym/1278484468
2010.07.07 | stryjko_bojko
Це реальна історія
07-07-2010 10:13, TatarchukЦе реальна історія
Потемкин
Автор: Саймон Себаг-Монтефиоре
Узнав, что война с Северо-Американскими Штатами не позволяет Англии вывозить туда преступников, Потемкин решил образовать в Крыму колонию англичан. Он воспользовался услугами принца де Л иня, который через третьих лиц передал русскому послу в Лондоне Семену Воронцову, чтобы тот предложил британскому правительству составить партию «преступников и арапов» для доставки их в Россию. О каких «арапах» шла речь, не очень понятно. В самом ли деле Потемкин собирался завезти в Крым африканских рабов или имелись в виду бродяги разного сорта — те, кого сейчас мы назвали бы людьми без определенного места жительства и без определенных занятий?
Как бы то ни было, Воронцов, и без того не любивший Потемкина, «устыдился за свою государыню и отечество»: преступников наказывают отправкой в Россию, под скипетр Екатерины Великой! Они отпугнут мирных и трудолюбивых колонистов, которых уже приглашают через все европейские газеты, и, непривычные к работе, вернутся «к грабежам и разбою».
Однако в октябре 1785 года Воронцов, к своему изумлению, получил высочайший приказ провести переговоры о высылке английских преступников в Ригу, для дальнейшего перевода их в Крым. Заплатить за перевоз преступников должно было британское правительство. Воронцов написал государыне, что ее европейская репутация сильно пострадает. «Несмотря на необычайное влияние и власть князя Потемкина», — хвастался Воронцов, императрица согласилась. «Князь Потемкин никогда не простил мне этого», — повторял он несколько лет спустя.
Воронцов желал продемонстрировать некомпетентность и самодурство Потемкина, и ему поверили. На самом же деле идея была далеко не вздорной. Например, незадолго до того, как Потемкин решил использовать английских каторжников и бродяг в Крыму, нечто подобное собирался сделать Иосиф II (он предполагал разместить английских преступников в Галиции). Кроме того, многие осужденные не совершали тяжких злодейств: в те времена в Англии заковывали в цепи и вывозили на галерах за кражу кролика или носового платка. Австралия, куда потом стали отправлять этих преступников, сделалась процветающей страной.
Некоторые из крымских поселенцев и без того были полупреступниками. В 1784 году из Ливорно прибыл корабль с «итальянскими оборванцами», как назвал их Самюэль Бентам, преимущественно корсиканцами. Во время плавания они подняли мятеж, убили капитана, но были взяты в плен и доставлены в Херсон, где использовались на строительных работах. Среди этих головорезов был один англичанин. Бентам нашел его «почти голого, умирающего от голода», и рассказал о несчастье своего соотечественника Потемкину. Тот, когда увидел его лохмотья, велел выдать 300 рублей на одежду. «Это как нельзя больше доказывает его великодушие и благорасположение к нам, англичанам», — заключал рассказ об этом эпизоде Бентам.
История переселенцев имеет и красноречивый американский эпизод. В 1784 году американцы, сохранившие верность английской короне, вынуждены были оставить Соединенные Штаты и обратились к Потемкину с прошением поселиться в России. Но князь счел, что «они могут быть потомками тех, кто выехал из Англии во время революционных войн прошлого века и придерживаться взглядов, никоим образом не приемлемых» в России. Вместо добропорядочных американцев стали искать английских уголовников — Потемкин, для которого Кромвель, Дантон и Пугачев были людьми одного сорта, проявлял последовательность: политическая неблагонадежность, с его точки зрения, была гораздо опаснее бытовой преступности.
Светлейший подробно продумал, как принять поселенцев, и писал правителю Таврической области В.В. Каховскому, что новые подданные, не знающие русского языка и обычаев, требуют защиты и покровительства. «Переведенных из Украины [...] в наместничество Екатеринославское волохов и прочих иностранцев предлагал я поселить по левую сторону Днепра [...], но, считая, что легче переместить их в пустых греческих деревнях в самой Тавриде, где по крайней мере каково ни есть находится строение, представляю вашему рассмотрению, в полуострове ли или на степи Перекопской их поселить...» Он постоянно думал о том, как улучшить жизнь новоприбывших, и приказывал Каховскому раздавать волов, коров и лошадей, оставленных ушедшими татарами, причем в первую очередь бедным семействам. Синельникову, правителю Екатеринославского наместничества, он приказал, чтобы каждая семья получила скот и по восемь десятин земли надушу, и требовал, чтобы губернатор встретил их лично.
http://ekaterina2.com/lib/sebag/sebag_06.php
http://www2.maidan.org.ua/n/krym/1278486829
2010.07.26 | igorg
Military Крым №01 2005
http://infanata.ifolder.ru/18660094Название: Military Крым №01 2005
Автор: Коллектив авторов
Год: 2005
Страниц: 68
Формат: PDF OCR
Размер: 25 Мб
Качество: отличное
Серия или Выпуск: Military Крым
Содержание номера:
- Турецкая армия в кампании в Крыму 1854-1856 гг.
- Артиллерия береговых батарей Севастополя к началу обороны 1854 г. Взгляд из крепости
- С девизом «За доблесть». История высшей военной награды Великобритании - Креста Виктории
- Пограничный полк НКВД в боях за Севастополь ( 1941-1942 гг.)
- Формирование Русской Освободительной Армии на территории Крыма (1943-1944 гг.). Неизвестные страницы военной истории
- Обстрел катера генерал-фельдмаршала Мaнштeйна советскими истребителями в 1942 г.
- Знак «За защиту Крыма». Судьба неизвестной награды Белой армии
- Meдaль «За отвагу» крымских пожарных
2010.07.26 | igorg
Military Крым №02 2005
http://infanata.ifolder.ru/18660094Название: Military Крым №01 2005
Автор: Коллектив авторов
Год: 2005
Страниц: 68
Формат: PDF OCR
Размер: 25 Мб
Качество: отличное
Серия или Выпуск: Military Крым
Содержание номера:
- Турецкая армия в кампании в Крыму 1854-1856 гг.
- Артиллерия береговых батарей Севастополя к началу обороны 1854 г. Взгляд из крепости
- С девизом «За доблесть». История высшей военной награды Великобритании - Креста Виктории
- Пограничный полк НКВД в боях за Севастополь ( 1941-1942 гг.)
- Формирование Русской Освободительной Армии на территории Крыма (1943-1944 гг.). Неизвестные страницы военной истории
- Обстрел катера генерал-фельдмаршала Мaнштeйна советскими истребителями в 1942 г.
- Знак «За защиту Крыма». Судьба неизвестной награды Белой армии
- Meдaль «За отвагу» крымских пожарных
2010.08.15 | igorg
Military Крым №04 2006
http://infanata.ifolder.ru/18796514Название: Military Крым №04 2006
Автор: Коллектив авторов
Год: 2006
Страниц: 64
Формат: PDF OCR
Размер: 16 мб
Качество: отличное
Серия или Выпуск: Military Крым
Содержание номера:
- Медаль «За оборону Севастополя»
- Морская пехота Черноморского флота в боях за Севастополь 1941-1942 и 1944 гг.
- Тимоти Гоуинг «Голос из строя»
- Мысли фельдмаршала Кн. Паскевича по поводу обороны и падения Севастополя 16 сентября 1855 г.
- Загадка генерала МАК-МАГОНА
- 75-й флотский экипаж. От Севастополя до Парижа
- Формирование полицейско-судебных органов в Таврической области после присоединения Крыма к России
- Военный конфликт между Вооруженными Силами Юга России и Украиной осенью 1919 г
- Крымский год Колчака: Воспоминания перед расстрелом
- Крымскотатарские коллаборационистские формирования в вермахте, полиции и войсках СС (1941-1945 гг.)
2010.08.15 | igorg
Military Крым №05 2007
http://infanata.ifolder.ru/18874536http://rapidshare.com/files/412922086/4522n.rar
Название: Military Крым №05 2007
Автор: Коллектив авторов
Год: 2007
Страниц: 64
Формат: PDF OCR
Размер: 18
Качество: отличное
Серия или Выпуск: Military Крым
Содержание номера:
- Забытый полк: Бородинский егерский полк в Альминском сражении 8(20) сентября 1854 г.
- Тимоти Гоуинг «Голос из строя»
- Униформа, снаряжение и вооружение французских зуавов периода Крымской войны 1853-1856 гг.
- Крым 1856 – 1857 на страницах российских газет
- К вопросу о формировании частей ы Добровольческой армии в 1919 г.
- Неизвестное о неизвестном, или о чем молчит фотография
- Морская пехота Черноморского флота в боях за Севастополь 1941 – 1942 и 1944 гг.
- За фюрера, дуче и поглавника. Хорватские добровольцы на восточном фронте
- К истории 1-го крымского мусульманского полка «Уриет» (1917 – 1918 г.)
- Почитатели военной истории Красной Армии в Праге
2010.08.15 | igorg
Military Крым №03 2006
http://infanata.ifolder.ru/18718730Название: Military Крым №03 2006
Автор: Коллектив авторов
Год: 2006
Страниц: 72
Формат: PDF OCR
Размер: 23 Мб
Качество: отличное
Серия или Выпуск: Military Крым
Содержание номера:
- Сражение на черной речке 4 августа 1855 г.: Атака Галицкого егерского полка - русская «легкая бригада
- Севастопольские бастионы Вильгельма Тимма
- Тимоти Гоуинг «Голос из строя»
- К истории вопроса о деятельности заградительных отрядов в Советской Республике и Крыму в годы Гражданской войны
- Последний бой «эскадронцев»
- Крымский год Колчака: Воспоминания перед расстрелом
- Немецкая оккупационная группировка и силовые структуры на территории Крыма (1941-1944): организация, структура, численность
- Евпаторийский десант
- Морская пехота Черноморского флота в боях за Севастополь 1941-1942 и 1944 гг.
2010.08.05 | Nikita
Почему Сталин выселил крымских татар?
Как только началась Великая Отечественная война, оказалось, что пестуемые партией «националы» не желают защищать ни советскую власть, ни СССР, ни Россию, а видят свое будущее в союзе с врагами своей родины — немцами и турками.Дезертирство крымских татар из армии в первые же месяцы войны приняло массовый характер — около 20 000 человек, то есть подавляющее большинство из призванных.
Уже в декабре 1941 года представители крымско-татарской общины из Турции Эдиге Кырымал и Мюстеджип Улькюсал ездили в Берлин и вели переговоры с Гитлером о создании отдельного крымско-татарского государства.
Но немцы собирались лишь использовать крымских татар в своих целях. В Берлине немцами был создан Татарский национальный комитет. В задачи комитета входила организация вооруженных сил из татар, оказавшихся на оккупированной немцами территории, борьба с Красной армией и создание под протекторатом Германии «Волго-Уральского татарского государства». По планам, в это «государство» должны были быть включены Татарская, Чувашская, Удмуртская, Марийская и Мордовская автономные республики и часть Уральской области.
http://planeta.rambler.ru/community/policts/42160628.html
2010.08.15 | igorg
патаму чта ані гєнєтічєскіє фашісти
Вы только представьте, молодая татарка заколола кинжалом советского майора на себе. Это из воспоминаний освабадітєля Крима. Надо же такая молодая а уже фашіздка! Так что Никита, усе правільно, жаль только что украинцев куда-то подальше не віселили. Многовато оказалось хоть и после голодомора. Я вот думаю, а что если таких вот Никит с Украины куда-то выселить подальше. А? Вам должна эта идея понравиться. В духе Сталина. Может сами чемоданчик соберете за полчасика? На билетик сбросимся .